Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:01, отчет по практике

Описание работы

Цели прохождения педагогической практики:
1) освоить умения ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
2) закрепить теоретические знания и получить навыки их практического применения;
3) обучить навыкам решения практических задач;
4) формировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоить профессиональную этику;
5) знакомить со спецификой деятельности психолога в учреждениях высшего профессионального образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..3
1. Лекционное занятие…………………………………...………...………….5
2. Практическое занятие…..…………………………………………..……....8
3. Тренинговое занятие…….……………..…………………………..……...11
Заключение…….………………………………………………..….…………15
Приложение 1. Лекционный материал…………………………………...…16
Приложение 2. Задания на практическое занятие…………….……………29
Приложение 3. Задание на тренинговое занятие…………………………...38

Работа содержит 1 файл

Отчёт по практике.docx

— 630.69 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Поводя итоги педагогической практики производится ретроспективный анализ итогов педагогической практики. И оцениваются результаты, а также приобретённые умения и навыки.

        Результативность лекции. Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательный и социокультурный аспект лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции.      

         Результативность практического занятия: реализованность образовательной и развивающей целей занятия; степень содействия занятия выработке навыков профессиональной деятельности, расширению и детализации знаний, полученных на лекции; использование возможности проверить знания студентов; мотивационно-стимулирующая ценность ПЗ.

       Умение понимать обучаемых студентов; видеть себя глазами студентов; контролировать свои поступки, эмоции; планировать свою деятельность, рабочее и свободное время; организовывать продуктивную деятельность на занятиях; судить о настроениях студентов по косвенным показателям; быть гибким, перестраивать линию поведения в интересах дела; добиваться намеченной в работе цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства; доступно, интересно излагать сложные вопросы предмета (учебного курса); создавать в учебной группе благоприятную психологическую обстановку; прививать интерес к знаниям, активизировать познавательную деятельность. Осознание творческого характера педагогической деятельности. Установление контакта с коллегами. Выявление нового, полезного и интересного в педагогическом опыте коллег по работе. Использование сильных сторон (особые способности, умения) собственной личности в целях повышения эффективности обучения.

 

Приложение 1. Лекционный материал

 

Наблюдательность  как профессионально важное качество человека

 

1. Понятие наблюдательности

Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности,

«Воспитание наблюдательности школьников», где заложены осно-

вы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Анань-

евым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития это-

го свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от

таких направлений практической психологии, как тренинг обще-

ния, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания

утверждать, что это свойство является профессионально важным

для большой группы профессий.

При разработке практикума по развитию наблюдательности не-

обходимо выделить теоретические  основания и, опираясь на них,

отбирать упражнения. Одним  из таких оснований является теория

ощущений, восприятия, сенсорной  организации человека. В част-

ности, она характеризует те свойства ощущений и восприятия, ко-

торые могут составить предмет развития наблюдательности, а так-

же раскрывает вопрос о связи ощущений и восприятия с другими

психическими явлениями.

Наблюдательность — это  психическое свойство, базирующееся

на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной

организации.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и

объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в

сходном, видит их при  быстром движении, при изменившемся ра-

курсе, имеет возможность сократить до минимума время восприя-

тия признака, объекта, процесса.

Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощу-

щения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдатель-

ность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, вы-

сокую абсолютную и относительную чувствительность.

Здесь уместно вспомнить  слова замечательного наблюдателя

К. Паустовского, который  считал развитие чувствительности зритель-

ного анализатора важнейшим условием наблюдательности.

Он писал:

Хороший глаз —  дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над

зрением. Держите  его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц

или два смотреть на все с мыслью, что вам это  надо обязательно

написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на лю-

дей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы

не видели на лицах  и сотой доли того, что заметили теперь. А через

два месяца вы научитесь  видеть, и вам уже не надо будет  понуж-

дать себя к  этому (Паустовский К. Золотая роза: Повести. — Киши-

нев, 1987. — С. 596).

Благодаря высокой чувствительности появляется возможность

тонкой дифференцировки, врдения малозаметного.

Понимание наблюдательности как свойства сенсорной органи-

зации, включенного в целостную структуру психической жизни

человека, является принципиальным положением в разработке си-

стемы упражнений. Это положение предполагает формирование

тех сторон наблюдательности, которые связаны с памятью, мыш-

лением, направленностью, эмпатией и т. п.

Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влия-

ние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность

приобретает избирательный  характер. Поэтому можно встретить

людей, имеющих высокий  уровень чувствительности к восприятию

природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих

состояния и процессы, возникающие  в их взаимодействиях или

в работе техники.

Еще в большей мере личностные особенности проявляются при

осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюда-

ет. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема

имеющихся у человека представлений  и понятий о соответствую-

щих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благода-

ря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры,

которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс

опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не

только систематизация и  классификация воспринимаемого, но и пе-

ревод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.

Н. В. Тимофеев-Ресовский  — биолог, ставивший в своих иссле-

дованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, подчерки-

вал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в  том слу-

чае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда

несколько людей, имеющих  различный профессиональный уро-

вень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то

же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел

необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ни-

чего и не увидел.

Значит, профессиональные знания, а также мыслительные про-

цессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать

и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осо-

знания воспринимаемого  будут опосредованы особенностями  па-

мяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота

представлений и понятий, составляющих структуру знаний чело-

века, его профессиональный опыт.

Можно говорить о том, что  понимание наблюдаемого есть опре-

деленный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что

это значит или к чему это относится? Как известно, это  задачи на

систематизацию или классификацию. Интересная попытка в этом

отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика*, которые про-

анализировали наблюдения Шерлока  Холмса как процесс решения

* Хинтика Я., Хинтика М. Шерлок Холмс против современной логики:

К теории поиска информации с помощью вопросов // Языки и моделирова-

ние социального взаимодействия. — М.: Прогресс, 1987. — С. 265–281.

задач. В данном случае процесс  наблюдения предстает как поиск  и

извлечение информации, необходимой  для решения мыслительной

задачи. При этом происходит некоторая абсолютизация мышления

при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мыш-

ления для понимания и осознания наблюдаемых фактов становят-

ся еще более очевидными.

Итак, наблюдательность, как  и любое психическое явление, —

элемент сложной системы  и именно поэтому имеет разнообразные

многоуровневые связи  с различными сторонами психической  жиз-

ни человека. С одной  стороны, она обусловлена строением  и чув-

ствительностью зрительного анализатора, с другой — особенностя-

ми памяти и мышления и  в то же время включена в целостную

структуру психики человека через его прошлый опыт, направлен-

ность, эмоциональные предпочтения.

Поэтому при формировании наблюдательности важно преду-

смотреть систему упражнений, направленных на развитие как сен-

сорно-перцептивных качеств, так и умений, помогающих понимать,

осмысливать наблюдаемое.

Третья теоретическая  предпосылка для разработки практикума

по развитию наблюдательности — предположение о связи наблю-

дательности и прогнозирования.

Гипотеза о влиянии  наблюдательности на успешность прогнози-

рования в системе «человек—человек» возникла у нас при изучении

прогнозов в педагогической деятельности. Базируясь на общих  по-

ложениях прогностики о том, что прогноз обусловлен знаниями —

основаниями прогноза, а  также мыслительными качествами прогно-

зиста, мы провели несколько исследований. Например, была изуче-

на результативность прогнозирования  учителем:

• развития личности ученика;

• взаимоотношений учащихся в классе;

• успешности решения учащимися  задач разной степени слож-

ности;

• затруднений учащихся при усвоении нового материала (Т. Ки-

риченко, 1979).

Эти и другие исследования предусматривали тщательное изуче-

ние оснований прогноза: поиск закономерности, теоретический ана-

лиз объектов прогноза, изучение динамических временных характе-

ристик объектов прогноза и т. п. Однако было установлено, что эти,

казалось бы, надежные основания  прогнозирования не срабатывают.

Результаты прогнозирования  в отношении другого человека оказы-

вались опосредствованы не только перечисленными основаниями, но

и обобщенным опытом наблюдения, развитой наблюдательностью.

Основания для прогноза определяются специалистом в ходе на-

блюдений и последующего обобщения накопленных знаний. С од-

ной стороны, есть обобщение, с другой — это обобщение имеет  до-

статочно конкретный характер (эмпирические обобщения). Общая

закономерность или теория далеко не всегда может объяснить

конкретный случай и стать  основанием для прогноза в отношении

индивидуальных проявлений. Эмпирическое обобщение такую

функцию может выполнить, поскольку оно включает все многооб-

разие конкретного. Естественно, что полнота и глубина знаний, по-

лученных в практике, опосредствована наблюдательностью.

Другой особенностью эмпирических прогнозов является метод

их получения. Условия  прогнозирования в процессе взаимодей-

ствия людей особые:

• ограниченность во времени;

• многогранность объекта  прогноза (человек);

• почти всегда — дефицит  информации, необходимой для про-

гноза;

• невозможность учесть все многообразие причин, которые

воздействуют на объект прогноза.

Поэтому чаще всего для  прогнозирования используется метод

Информация о работе Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе