Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:01, отчет по практике

Описание работы

Цели прохождения педагогической практики:
1) освоить умения ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
2) закрепить теоретические знания и получить навыки их практического применения;
3) обучить навыкам решения практических задач;
4) формировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоить профессиональную этику;
5) знакомить со спецификой деятельности психолога в учреждениях высшего профессионального образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..3
1. Лекционное занятие…………………………………...………...………….5
2. Практическое занятие…..…………………………………………..……....8
3. Тренинговое занятие…….……………..…………………………..……...11
Заключение…….………………………………………………..….…………15
Приложение 1. Лекционный материал…………………………………...…16
Приложение 2. Задания на практическое занятие…………….……………29
Приложение 3. Задание на тренинговое занятие…………………………...38

Работа содержит 1 файл

Отчёт по практике.docx

— 630.69 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...……..3

1. Лекционное занятие…………………………………...………...………….5

2. Практическое занятие…..…………………………………………..……....8

3. Тренинговое занятие…….……………..…………………………..……...11

Заключение…….………………………………………………..….…………15

Приложение 1. Лекционный материал…………………………………...…16

Приложение 2. Задания на практическое занятие…………….……………29

Приложение 3. Задание на тренинговое занятие…………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Педагогическая практика является второй в перечне всех видов  практик и предполагает освоение основ квалификации профессии психолога-преподавателя.

Прохождению педагогической практики предшествует вся общепрофессиональная психологическая подготовка. Педагогическая практика опирается на знания, полученные в курсах общей психологии, социальной психологии, психологии развития и возрастной психологии, психологии личности, истории психологии и др. Особую роль в подготовке к педагогической практики играют такие дисциплины федерального компонента ГОС ВПО по специальности и учебного плана как «Педагогика», «Методологические основы психологии», «Педагогическая психология» и «Методика преподавания психологии».

Педагогическая практика влияет на достижение студентами квалификационных требований и требований к выпускнику.

Цели прохождения педагогической практики:

  1. освоить умения ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
  2. закрепить теоретические знания и получить навыки их практического применения;
  3. обучить навыкам решения практических задач;
  4. формировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоить профессиональную этику;
  5. знакомить со спецификой деятельности психолога в учреждениях высшего профессионального образования.

Исходя из цели, учебная  дисциплина предполагает последовательное решение следующих задач:

  1. освоение навыка анализа педагогической ситуации во всей полноте составляющих ее компонентов (государственный стандарт, учебный план и образовательная программа, уровень мотивации и подготовленности обучающихся, индивидуальный стиль педагогической деятельности ведущего преподавателя и т.д.);
  2. формирование проектировочных педагогических умений (проектирование учебного занятия по психологии в форме лекций, семинаров, лабораторных и самостоятельных работ, тренингов различных типов; проектирование дидактических средств, проектирование заданий для самостоятельной работы, проектирование тестовых заданий и других диагностических средств);
  3. формирование комплекса педагогических умений проведения учебных занятий (организационных, гностических, коммуникативных, воспитательных, диагностических);
  4. формирование рефлексивных умений будущего преподавателя (рефлексия образовательных эффектов учебных занятий, анализ педагогической деятельности);
  5. формирование комплекса методических умений (выбор источников информации – учебников, учебных пособий, научных статей; подготовка конспектов и сценариев занятий, подготовка учебных материалов, мотивирование обучающихся, поддержание дисциплины, организация самостоятельной работы, оценка успешности освоения учебного материала т.д.).

 

1.Лекционное занятие

 
Тема: Наблюдательность как профессионально важное качество человека. 
Целевая аудитория: Учащийся (студент)  специальности психология 
Курс(ы): 2 курс  
Предмет(ы): Общий психологический практикум 
Цель занятия: Выдача лекционного материала по теме наблюдательность как профессионально важное качество человека  
 Учащихся в классе (аудитории): 4 
Задачи занятия: 
1. Формирование научных знаний о наблюдательности человека. 
2. Раскрытие понятия наблюдательность. 
3. Изучение индивидуальных особенностей наблюдательности. 
4. Формировать устойчивый интерес  к наблюдению. 
Вид занятия: лекция. 
Оборудование занятия: 
- доска 
- учебное пособие: Л.А Регуш Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное

и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум

по психологии»).. 
Структура занятия: 
1. Организационный момент – 10 мин. 
2. Вступительная часть лекции - 10 мин. 
3. Разбор первой подтемы урока – 20 мин. 
4. Разбор второй подтемы занятия – 15 мин. 
5. Закрепление темы – 10 мин.. 
Подготовка к уроку. 
Используемая литература. 
1.Л.А Регуш Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное

и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум

по психологии»). 
 
На доске. 
1. Название темы. 
2. Ф.И.О. ученых-психологов, работавших по теме. 
 
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 
I. Организационный момент – сообщение: 
- Знакомство преподавателя с группой – представление себя студентам. 
- Настраивание студентов на лекцию 
- структуры занятия (с последующим обоснованием). 
II. Чтение лекции. 
 
Изучение первого вопроса «Понятие наблюдательности». 
В процессе изложения материала характеризую и обосновываю следующие принципиальные положения: 
1. Необходимость способности к наблюдение для человека. 
2. Даю общее представление о наблюдательности как о психическом свойстве. 
 
Изучение второго вопроса «Индивидуальные особенности наблюдательности».

 
IV. Закрепление материала занятия. 
V. Рефлексия занятия.  
Параметры оценок: 
- дисциплина; 
- внимательность; 
- усвоение знаний; 

Субъективная оценка проведённого занятия: Посещаемость и дисциплину считаю хорошими, не было ни каких проблем  и нареканий, студенты слушали внимательно  и фиксировали материал, задавали вопросы по теме и не отвлекались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Практическое  занятие

 
Тема: Наблюдательность как профессионально  важное качество человека. 
Целевая аудитория: Учащийся (студент)  специальности психология 
Курс(ы): 2 курс  
Предмет(ы): Общий психологический практикум 
Цель занятия: Закрепление темы разобранной на лекционном занятии. Применение полученных знаний на практике. 
 Учащихся в классе (аудитории): 4 
Задачи занятия: 
1. Формирование практических навыков наблюдения. 
2. Применение полученных на лекции знаний на практике и закрепление их. 
3. Формировать устойчивый интерес к наблюдению. 
Вид занятия: комбинированное практическое занятие. 
Оборудование занятия: 
- доска 
- учебное пособие: Л.А Регуш Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное

и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум

по психологии»)..

- Таблица для проверки наблюдательности (прил 2)

- раздаточный материал  два теста – картинки (прил 2)

- отрывок из художественного  произведения – материал для  задания 10 вопросов по прочитанному  отрывку (прил 2) 
Структура занятия: 
1. Организационный момент – 3 мин. 
2. Вступительная часть – выдача информационного материала и его разбор - 10 мин. 
3. Выполнение первого практического задания – таблица для проверки наблюдательности – 20 мин. 
4. Выполнение практического задания 10 вопросов по прочтённому  в слух отрывку из художественного произведения – 15 мин. 
5. Выполнение практического задания  - двух тестов- картинок – 20 мин.

6.Резюмирование полученных  навыков и знаний – 10 мин. 
Подготовка к уроку. 
Используемая литература. 
1.Л.А Регуш Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное

и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум

по психологии»). 
 
На доске. 
1. Название темы. 
2. Ф.И.О. ученых-психологов, работавших по теме.

 
 
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 
I. Организационный момент – сообщение: 
- Настраивание студентов на лекцию 
- структуры занятия (с последующим обоснованием). 
II. Выдача материала занятия: 
 
Упражнения для развития наблюдательности. Способы её развития. Значение наблюдательности в жизни.

Выдача первого практического  задания – Таблица для проверки наблюдательности

- Каждый из студентов  выходит, садится перед таблицей, сосредотачивается, засекается время и по команде он начинает искать в таблице числа от 1 до 10. 
Выдача второго практического задания – отрывок из художественного произведения А. Афанасьева «Третья Мировая Война. Год колючей проволоки»

- Читаю данный отрывок,  студенты внимательно слушают

- После прочтения отрывка  задаю по очереди десять вопросов по данному отрывку, касающихся различных деталей, студенты должны ответить на данные вопросы.

Выдача третьего практического  задания – два теста – картинки(прил 2)

- Раздаю раздаточный материал – тесты – картинки с вопросами к ним.

- каждый студент внимательно  изучает картинки и старается  ответить на вопросы по ним.

 
IV. Закрепление материала занятия. Резюмирование полученных навыков 
Параметры оценок:

- активность 
- дисциплина; 
- внимательность; 
- усвоение знаний; 
- уровень сопричастности в работе;

Субъективная оценка проведённого занятия: Со всеми данными мной практическими заданиями студенты справились успешно. Посещаемость и дисциплину считаю хорошими, не было ни каких проблем и нареканий, студенты слушали внимательно и фиксировали материал, задавали вопросы по теме и не отвлекались. К заданиям студенты проявили интерес и были увлечены.

 

 

 

 

 

 

3.Тренинговое  занятие

 

Тема: Наблюдательность как  профессионально важное качество человека. 
Целевая аудитория: Учащийся (студент)  специальности психология 
Курс(ы): 2 курс  
Предмет(ы): Общий психологический практикум 
Цель занятия: Закрепление темы разобранной на лекционном занятии. Применение полученных знаний на практике. 
 Учащихся в классе (аудитории): 4 
Задачи занятия: 
1. Формирование практических навыков наблюдения. 
2. Применение полученных на лекции знаний на практике и закрепление их. 
3. Формировать устойчивый интерес к наблюдению.

4.Познание собственных  способностей к наблюдению. 
Вид занятия: тренинговое практическое занятие. 
Оборудование занятия: 
- доска 
- учебное пособие: Л.А Регуш Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное

и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум

по психологии»)..

- информационный материал  «Шифровка движения глаз» (прил 3)

- информационный материал «Основные типы строения человеческого тела» (прил 3)

- тест для оценки наблюдательности «Наблюдательность» (прил 3) 
Структура занятия: 
1. Организационный момент – 3 мин. 
2. Вступительная часть – выдача информационного материала и его разбор - 10 мин. 
3. Выполнение первого практического задания – распознавание по движениям глаз правды и лжи – 20 мин.. 
4. Выдача информационного материала об основных типах строения человеческого тела и объяснение задания– 10 мин.

5.Выполнение задания определение  человека по особенностям строения  его тела – 20 мин.

6.Выполнение теста «Наблюдательность» - закрепление полученных знаний  и оценка наблюдательности каждого  – 15 мин.

6.Резюмирование полученных  навыков и знаний – 10 мин. 
Подготовка к уроку. 
Используемая литература. 
1.Л.А Регуш Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное

и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.: ил. — (Серия «Практикум

по психологии»). 
 
На доске. 
1. Название темы. 
2. Ф.И.О. ученых-психологов, работавших по теме.

3.Схема основных движений  глаз

 
 
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 
I. Организационный момент – сообщение: 
- Настраивание студентов на лекцию 
- структуры занятия (с последующим обоснованием). 
II. Выдача материала занятия: 
 
Изучение «Шифровки движения глаз» 
В процессе изложения материала характеризую и обосновываю следующие принципиальные положения: 
1. Правду, ложь, а также способ получения информации собеседника можно распознать по движениям его глаз. 
2. Даю общее представление об основных движениях глаз человека во время разговора.

3.Отработка полученных  знаний на практике:

- Каждый из студентов  выходит и рассказывает две  истории из свей жизни – одну правдивую, другую придуманную, остальные следят за движениями его глаз и стараются распознать правду и ложь. 
 
Выдача второго тренингового задания – распознавание человека по особенностям строения его тела.

- Выдаю материал о трёх основных типах строения человеческого тела и объясняю задание.

- После выдачи материала  и объяснения каждый студент  загадывает кого-то из других  студентов или иных людей, которые  знакомы каждому из них(преподавателя) описывая только его особенности строения тела, остальные стараются угадать о ком идёт речь.

Выдача заключительного контрольного, завершающего задания – теста «Наблюдательность» - зачитываю вопросы из теста и варианты ответов, по окончанию все подсчитывают свои баллы и в конце оглашаю результаты в зависимости от набранного числа баллов и в завершении обсуждение результатов.

 
IV. Закрепление материала занятия. Резюмирование полученных навыков 
Параметры оценок:

- активность 
- дисциплина; 
- внимательность; 
- усвоение знаний; 
- уровень сопричастности в работе;

Субъективная оценка проведённого занятия: Со всеми данными мной тренинговыми заданиями студенты справились успешно. Посещаемость и дисциплину считаю хорошими, не было ни каких проблем и нареканий, студенты слушали внимательно и фиксировали материал, задавали вопросы по теме и не отвлекались. К заданиям студенты проявили интерес и были увлечены. На основании этого можно считать что тема увоена и закреплена.

Информация о работе Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе