Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:01, отчет по практике

Описание работы

Цели прохождения педагогической практики:
1) освоить умения ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
2) закрепить теоретические знания и получить навыки их практического применения;
3) обучить навыкам решения практических задач;
4) формировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоить профессиональную этику;
5) знакомить со спецификой деятельности психолога в учреждениях высшего профессионального образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..3
1. Лекционное занятие…………………………………...………...………….5
2. Практическое занятие…..…………………………………………..……....8
3. Тренинговое занятие…….……………..…………………………..……...11
Заключение…….………………………………………………..….…………15
Приложение 1. Лекционный материал…………………………………...…16
Приложение 2. Задания на практическое занятие…………….……………29
Приложение 3. Задание на тренинговое занятие…………………………...38

Работа содержит 1 файл

Отчёт по практике.docx

— 630.69 Кб (Скачать)

экстраполяции. Он заключается  в том, что закономерности и ти-

пичные проявления человека в прошлом и настоящем переносятся

на будущее. Ошибка экстраполяции  состоит в том, что каждый на-

блюдаемый случай прогнозист идентифицирует как типичный

даже тогда, когда последний таковым не является. «Почему вы до-

верились этому малознакомому человеку?» — спрашивают обма-

нутую пожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатле-

ние: вежливый, хорошо держится, прекрасно одет».

Люди, которые работают в  системе «человек — человек», при

прогнозировании опираются на эмпирические обобщения и ис-

пользуют экстраполяцию  для получения знания о поведении  объек-

та прогноза в будущем. Даже при развитых качествах мышления,

составляющих структуру  способности прогнозирования, для про-

гнозирования в системе «человек—человек» значимым оказывает-

ся как знание теории, так и наличие эмпирических обобщений, по-

лученных в ходе профессионального наблюдения. Один из ярчай-

ших литературных примеров профессионального наблюдения как

основания для прогнозирования  находим в романе Сиднея Шел-

дона. Речь идет о профессиональной наблюдательности адвоката

Дженнифер Паркер:

Она научилась  по обуви определять характер человека и отби-

рала в присяжные  людей, носивших удобную обувь, потому что они

отличались покладистым  характером… Дженнифер постигла язык

жестов. Если свидетель  врал, он трогал себя за подбородок, плотно

сжимал губы, закрывал рукой рот, дергал себя за мочку уха  и тере-

бил волосы. Ни одно из этих движений не ускользало от Дженни-

фер, и она выводила лжеца на чистую воду (С. Шелдон. Гнев Анге-

лов. — М., 1993. С. 117).

Таким образом в тренинг развития наблюдательности важно

включить упражнения, помогающие строить прогностические умо-

заключения на основе наблюдения.

В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в от-

ношении людей, к тому же существует тип профессий «человек—

человек», где наблюдательность рассматривается как профессио-

нально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить

специфические особенности  проявления наблюдательности в про-

фессиях этого типа.

В психологии сложилось целое  направление по изучению воз-

можности раскрыть психологическую сущность человека через его

наблюдение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева,

М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана ди-

алектика внешнего и внутреннего в проявлениях психики. При со-

хранении некоторых устойчивых внешних форм выражения пси-

хических состояний были найдены их многообразные, динамиче-

ские характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось

и многообразие индивидуальных проявлений психических состоя-

ний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние

проявления человека, для  развития наблюдательности стало важ-

ным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные на-

блюдаемые признаки.

Итак, первая специфическая  особенность наблюдательности в

профессиях типа «человек—человек»  состоит в том, что нужно во

внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его

внутренние, психические, состояния  или свойства.

Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается

в необходимости дифференцировать признаки, через которые чело-

век выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так

и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как

они раскрывают динамические характеристики человека, сформиро-

вавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляю-

щиеся в его настоящей жизни — с другой. Динамика онтогенетиче-

ского изменения может быть выражена через физиогномическую

маску, осанку, походку; психические  явления, протекающие в насто-

ящем времени, выражаются через мимику, жесты, позы.

Прекрасными наблюдателями  являются писатели и поэты. Их

наблюдательность не перестает  удивлять и восхищать. Многие яр-

кие картины человеческих образов даны ими на основе наблюде-

ния и врдения тончайших изменений в поведении людей. Вспом-

ним зарисовку С. Цвейга:

Невольно я  подняла глаза и прямо напротив увидела — мне даже

страшно стало  — две руки, каких мне еще  никогда не приходилось

видеть: они вцепились  друг в друга, точно разъяренные  звери, и в

неистовой схватке  стали тискать и сжимать друг друга так, что паль-

цы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха... меня пуга-

ла их взволнованность, их безумно страстное выражение, это су-

дорожное сцепление  и единоборство. Я сразу почувствовала, что

человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в  кончики

пальцев, чтобы  самому не быть взорванным ею (Цвейг С. Двадцать

четыре часа из жизни женщины: Новеллы. — Минск, 1987. — С. 190).

Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфе-

ре «человек—человек», связана с интересом именно к человеку как

объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса фор-

мируется избирательность восприятия, быстро создается опыт на-

блюдения за человеком и врдения его психических состояний. На-

правленность, как правило, связана с профессиональным интере-

сом, который определяет структуру профессиональных знаний.

Данные наблюдения включаются в нее и в то же время, исходя из

особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и ис-

толкованы.

Любое наблюдение включается в контекст содержания той или

иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога

важным становится знание возрастных особенностей проявления

и переживания чувств, возрастных особенностей соотношения эмо-

ций и познавательной деятельности, проявления эмоций детей во

взаимоотношениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача

или медсестры значимыми  становятся знания о внешних призна-

ках человека, имеющего то или иное заболевание, об особенностях

поведения людей при разных болезнях, о возрастных особенностях,

проявляющихся у больного в отношении к себе и постигшей  его

болезни, и т. п. Контекст наблюдений, проводимых следователем

или инспектором по делам  несовершеннолетних, совсем иной. В  его

наблюдения включаются знания о соотношении между типом  лич-

ности и типом правонарушения, типом нарушений и типом семьи

и взаимоотношениях в ней, об изменениях социальной среды в

микрорайоне и т. п.

Профессиональные знания составляют ту основу, которая не

только влияет на целенаправленность восприятия и способствует

развитию дифференцировки  воспринимаемых признаков, но и

прямо влияет на понимание  наблюдаемых объектов и процессов.

Все перечисленные особенности  наблюдательности можно от-

нести к перцептивным и  понятийным.

Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для

профессий типа «человек—человек», определяется тем, что содер-

жание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодей-

ствие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не

изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во вза-

имоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдатель-

ность в этом случае предполагает не только перцептивные и поня-

тийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.

Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутрен-

него мира другого человека. Такое отражение способствует пони-

манию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную

сопричастность. Возникновение  эмпатии предполагает развитую

наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение

становиться на точку зрения другого человека, имитировать его

состояния, понимать то, что  не высказано вслух, идентифициро-

ваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие

поведения и психических  состояний — вот то конкретное содержа-

ние эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия

между людьми. Наблюдательности здесь способствует определен-

ный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные

свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.

Развитие связи между  перцептивным, понятийным и эмпатий-

ным компонентами наблюдательности способствует ее совершен-

ствованию, возникновению способности не только видеть и чув-

ствовать другого, но и предвидеть его поведение.

Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Баль-

зак:

Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пре-

небрегая телесным обликом, она разгадывала душу — вернее ска-

зать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас про-

никала в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того,

на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отожде-

ствлять с ним себя самого (Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальза-

ка. — М., 1968. —  С. 72).

Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в професси-

ях типа «человек—человек», связана с особенностями субъекта

и объекта наблюдения.

 

2. Индивидуальные  особенности наблюдательности

 

В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира

проявляются индивидуальные особенности наблюдателя, которые

придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюде-

ние индивидуально-своеобразным. Индивидуальные характерис-

тики процесса наблюдения проявляются в его динамике, глубине,

особенностях эмоциональной окраски.

Первым фактором, определяющим индивидуальные особенно-

сти наблюдательности, могут быть различия в строении и функцио-

нировании зрительного анализатора, влияющие на остроту зрения.

Неодинаковая наблюдательность определяется различной степе-

нью развития остроты восприимчивости  людей по отношению к

различным сторонам окружающей их физической и социальной

среды. Один человек обладает тонкой восприимчивостью по отно-

шению к цветам, их оттенкам и слабо дифференцирует звуки, речь,

интонацию голоса, другой лучше  воспринимает движения, где бы

они ни проявлялись, а третий имеет высокую чувствительность к

восприятию природы и  процессов, происходящих в ней, но слабо

дифференцирует изменения, происходящие с техникой. Более низ-

кие пороги чувствительности в одной модальности и более высо-

кие — в другой, выделение ведущего вида чувствительности харак-

теризуют индивидуальные особенности наблюдающего человека.

Они формируются в деятельности и определяют ее успешное вы-

полнение.

Вторым фактором, определяющим индивидуальные особенно-

сти наблюдательности, может быть сенсорная организация, харак-

теризующаяся объединением разных модальностей в комплексы и

выделением ведущей чувствительности. Одной из характеристик

сенсорной организации является тип восприятия: аналитический,

Информация о работе Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе