Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:43, отчет по практике
Цель практики: знакомство со спецификой деятельности психолога в организации, формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики. В соответствии со спецификой и целью прохождения практики были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение функциональных обязанностей, планов и видов работы психолога, документы, регламентирующие деятельность, условия работы.
2. Изучение и анализ социально-психологической обстановки в коллективе.
3. Оценка положения психологической службы в организации.
Введение 3
1. Изложение результатов организационно-ознакомительной работы 5
1.1. Описание специфики деятельности психолога 5
1.2. Оценка социально-психологического климата в коллективе 9
1.3. Проведение психодиагностического обследования 13
1.4. Анализ результатов обследования и постановка психологической проблемы 17
2. Решение практических задач 18
2.1. Проведение психологической пропаганды 18
2.2. Проведение индивидуальной консультационной работы 26
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 33
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
Психодиагностические
обследования личности взрослых людей
с целью профотбора, профконсультации,
определения направлений психологической
помощи, комплектования групп, самопознания
и т.п.
СТРУКТУРА МЕТОДИКИ
Методика "Большая Пятерка" состоит из 55 заданий, в каждом из которых респондент должен выбрать одно из двух предъявленных утверждений (некоторые утверждения описывают типичные для респондента способы поведения и реагирования, другие представляют собой пословицы и поговорки, с которыми респондент может согласиться или не согласиться).
Данная методика создана по особой методолога и. В ней предъявляются так называемые ипсативные вопросы, в которых респонденту приходится совершать вынужденный выбор между двумя альтернативами. Определенная искусственность состоит в том, что ни одна из альтернатив может не отражать истинных пристрастий испытуемого. Тем не менее шкалы, сконструированные по ипсативному принципу, позволяют эффективно преодолевать тенденцию испытуемых давать социально желательные ответы, так как оба суждения, включенных в вопрос, специально подобраны так, что уравновешены по предварительно установленному уровню «социальной желательности».
Время выполнения данного теста - 10-15 минут. Инструкция: оцени применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. Свои ответы обозначай одно из трех цифр:
Пожалуйста, отвечай искренне: «правильных» и «неправильных» ответов здесь нет, каждый из них свидетельствует о твоем индивидуальном своеобразии. Отвечай быстро, не задумываясь слишком долго над вопросами; давай тот вариант, который первым приходит в голову. Ответы записывай в бланк, приведенный чуть ниже.
I | II | III | IV | V |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
31. | 32. | 33. | 34. | 35. |
36. | 37. | 38. | 39. | 40. |
Пояснение. В верхней строке римскими цифрами обозначены номера столбцов. Ниже арабскими цифрами обозначены номера вопросов, ответы на них записывай в соответствующих клеточках. Ключ
Посчитай сумму баллов в каждом из столбцов. Полученные суммы свидетельствуют о выраженности соответствующих качеств личности, входящих в «большую пятерку» (их перечень приведен ниже).
Интерп
7—9:средняя
10—12: выше среднего
13—16: высокая
«Большая пятерка» качеств личности:
На основе анализа результатов этой методики можно сделать вывод и еще об одной очень важной психологической характеристике человека — типе его темперамента.
Представь себе такую ситуацию: сел человек на скамейку, положив рядом свою шляпу. Через некоторое время на эту же скамейку сел еще кто-то, да не посмотрел, что на ней чужая шляпа лежит: взял да прямо на нее и приземлился! Как будет реагировать на это владелец шляпы? Вскочит как ошпаренный и накинется на виновника инцидента с руганью, а то и с кулаками? Молча нахлобучит помятую шляпу на голову и никак внешне не проявит свои эмоции? Расстроится, начнет жаловаться на судьбу? А может, улыбнется и
попросит виновника компенсировать материальный ущерб? Реакции на один и тот же инцидент могут быть самыми разными.
Можно ли как-то классифицировать людей по тому, как они склонны реагировать на жизненные ситуации? Оказывается, да. Обычно психологи говорят о двух основных характеристиках реакций, отличающих людей друг от друга. С одной стороны, это то, насколько быстро и бурно люди реагируют на них. С другой, это направленность реакции — либо на внешнее окружение, либо на самого себя (как ты, наверное, заметил, это первые две характеристики из состава «Большой пятерки»). Различные сочетания таких характеристик лежат в основе выделения типов темперамента.
В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны ее динамических качеств: интенсивности и скорости протекания психических процессов. Чтобы узнать эту характеристику у себя, отложи в системе координат по горизонтальной оси свои показатели по шкале «экстраверсия — интроверсия», а по вертикальной — по шкале «эмоциональная устойчивость». Если твои координаты попали в правую верхнюю четверть, то ты холерик, в правую нижнюю — сангвиник, в левую верхнюю —меланхолик, в левую нижнюю — флегматик ( см. рис. 1).
На
графике указаны и некоторые психологические
характеристики, которые часто проявляются
у представителей каждого из этих типов.
Если же твои результаты оказались внутри
круга, это говорит о том, что твой тип
темперамента выражен, не очень ярко, для
тебя в той или иной степени характерны
черты всех четырех типов.
Рис. 1
Сангвиник— быстро приспосабливается к новым условиям, легко сходится с людьми, общителен. Эмоции и чувства у такого человека быстро возникают и сменяются, мимика богатая и выразительная. Сравнительно легко переживает неприятности, «удары судьбы». При отсутствии серьезных целей может стать поверхностным, непостоянным.
Холерик — эмоционален, склонен к порывистым действиям, энергичен, активен и инициативен. Способен страстно отдаваться делу, которое его заинтересовало. Любит разнообразие во всем, нуждается в постоянных источниках новых ярких впечатлений. Плохо переносит однообразие, скуку, — в таких условиях становится раздражительным, непоследовательным.
Флегматик — спокойный и ровный, невозмутимый, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. Чувства отличаются постоянством и глубиной. В зависимости от условий у такого человека могут возникнуть как положительные (выдержка, вдумчивость, глубина мыслей), так и отрицательные (пассивность, вялость, безразличие к окружающему) черты.
Меланхолик
— чувствительный, утонченный. Такой человек
тонко реагирует на слабые раздражители,
сильные способны надолго вывести его
из душевного равновесия. Однако внешне
его переживания выражаются сдержанно.
В благоприятных условиях это человек
глубокий, содержательный, в неблагоприятных
же (например, столкнувшись с сильным стрессом)
может стать замкнутым, боязливым, тревожным.
Приложение
3
Анкета
для приема сотрудников на работу
Фамилия, имя, отчество
Дата и место рождения
Паспорт: серия_________№
Выдан
Дата выдачи
Адрес по прописке
Адрес фактический
Семейное положение
Состав
семьи
Образование
(в том числе курсы)
Номер
телефона