Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:43, отчет по практике
Цель практики: знакомство со спецификой деятельности психолога в организации, формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики. В соответствии со спецификой и целью прохождения практики были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение функциональных обязанностей, планов и видов работы психолога, документы, регламентирующие деятельность, условия работы.
2. Изучение и анализ социально-психологической обстановки в коллективе.
3. Оценка положения психологической службы в организации.
Введение 3
1. Изложение результатов организационно-ознакомительной работы 5
1.1. Описание специфики деятельности психолога 5
1.2. Оценка социально-психологического климата в коллективе 9
1.3. Проведение психодиагностического обследования 13
1.4. Анализ результатов обследования и постановка психологической проблемы 17
2. Решение практических задач 18
2.1. Проведение психологической пропаганды 18
2.2. Проведение индивидуальной консультационной работы 26
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 33
Тест проводился с целью выявления неформальной группы организации.
Объект
исследования: 42 сотрудника, из них 28
женщин, 14 мужчин, в возрасте от 24 до 52 лет.
Социометрический тест Дж.Морено.
Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают.
Стимульный материал: социометрическая анкета (каждый член группы должен указать своё отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.)).
Инструкция: ... я буду сейчас задавать вопросы, постарайтесь искренне на них отвечать...
Вопросы определяются социометрическими критериями, которые бывают:
1. Формальные (направленные на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности).
Например: «С кем из вашего коллектива вы хотели бы выполнять какое либо задание?»
2. Неформальные(направлены на изучение взаимоотношений в сфере не связанной с учёбой).
Например: «С кем бы вы хотели отметить свой день рождения?» Кроме того, вопросы могут быть сформулированы как в положительной, так и в отрицательной форме: положительные («С кем бы вы хотели?..»); отрицательные («Кого бы вы не рекомендовали?»).
Анализ
данных полученных с помощью социометрического
теста
По результатам социометрического теста Дж. Морено получилось, что в фирме 2 явных лидера (Темкина Н.Н., Рощина С.И.), 1 изолированный (Грошин А.П.), 1 частично отвергаемый (Агорин С.В.), 1 полностью отвергаемый (Зайцева О.И.).
В качестве рекомендации можно предложить: выяснить причину конфликта, провести коррекцию поведения его участников, с целью устранения этого конфликта, провести профилактику возникновения иных столкновений; организовать мероприятия в подготовке, к которым должны быть задействованы все члены группы, организовать игры, тренинги и различные виды деятельности, способствующие сплочению коллектива. Можно также провести беседу-обсуждение на тему: «Почему некоторые люди испытывают сложности в общении и как этого избежать». Обсуждение - один из видов дискуссии, хорошо проведенная дискуссия улучшает социально-психологический климат группы, делает участников терпимее, ближе друг к другу, при этом «ломаются» стереотипы и предубеждения, идет перестройка мышления и сознания. В процессе дискуссии создается немедленная обратная связь, которая дает участникам возможность увидеть себя как бы со стороны, испытать себя в новой позиции, изменить свое поведение по какому-то новому образцу, рождающемуся непосредственно в момент дискуссии, причем в процессе свободного обсуждения.
Также анализ результатов методики показал, что, несмотря на наличие инструкции, просьба выбрать одного человека, 50% испытуемых указали несколько человек, как в положительных, так и в отрицательных формах.
Таким
образом, 90% исполнительного персонала
полностью удовлетворены существующим
трудовым коллективом и сложившимися
трудовыми отношениями.
1.3.
Проведение
Главное назначение психодиагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей, в ней можно выделить несколько этапов:
Диагностическая задача, зачастую возникает перед психологом в тех случаях, когда поступает запрос от самого человека. Наиболее характерные запросы, с которыми обращается человек, это конфликтные ситуации дома, на работе.
Для разрешения ряда проблем достаточно беседы или методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применить экспресс-методики или методики, в основе которых лежат переменные, легко интерпретируемые для не специалистов.
Психодиагностика-
раздел психологии, изучающий принципы,
методические приемы и средства построения
и применения диагностических процедур
с целью определения значений некоторых
психологических феноменов, позволяющих
установить диагноз.
В психодиагностическом обследование использовалась методика «Большая пятерка».
Цель: составление психологического портрета личности сотрудников ТД « Провиант».
Объект: 42 сотрудника, из них 28 женщин, 14 мужчин, в возрасте от 24 до 52 лет.
Психодиагностическое обследование проводилось сотрудниками на рабочем месте.
Сфера применения методики: Психодиагностические обследования личности взрослых людей с целью профотбора, профконсультации, определения направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.
Структура методики: Методика "Большая Пятерка" состоит из 55 заданий, в каждом из которых респондент должен выбрать одно из двух предъявленных утверждений.
В современной психологии выделяют пять главных характеристик личности, существование которых выявлено на основе обобщения результатов множества исследований. Это так называемая «большая пятерка» личностных качеств.
«Большая пятерка» качеств личности:
Информация, полученная с помощью методики «Большая пятерка», поможет определить портрет личности сотрудников ТД « Провиант». Это поможет способствовать формированию эффективной организационной структуре.
В результате были составлены психологические портреты личности всех сотрудников компании ТД « Провиант». Анализ данных полученных с помощью методики «Большая пятерка» показал (см. рис 1):
1.4.
Анализ результатов обследования и постановка
психологической проблемы
Анализ данных полученных с помощью социометрического теста Дж. Морено показал, что, несмотря на наличие инструкции, просьба выбрать одного человека, половина (50%) испытуемых указали несколько человек, как в положительной, так и в отрицательной форме. Тем не менее, это дало следующие результаты: 90% исполнительного персонала полностью закрыты для неформальных отношений и полностью удовлетворены существующим трудовым коллективом и трудовыми отношениями.
В результате проведения психодиагностического обследования по методике «Большая пятерка», были получены следующие результаты: 50% испытуемых экстраверты, 25% испытуемых склонны к открытости, 25% - интроверты.
Таким
образом, можно сделать вывод, что половина
испытуемых (50 %) - общительные, активные,
гибкие, более продуктивно выполняют любую
работу в компании, чем в одиночестве,
25% испытуемых склонны к открытости и 25%испытуемых
– интроверты.Они сдержанные, критично
мыслящие, отчужденные, ориентированные
не на общение, а на дело. Таким людям сложнее
в коллективе, по натуре они индивидуалисты.
2.
Решение практических задач
2.1.
Проведение психологической пропаганды
Одной из наиболее важных тем для любого предприятия является проблема управления человеческими ресурсами. При взаимодействии с персоналом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Квалифицированный менеджер должен уметь разбираться в людях, выявлять их отличительные особенности и грамотно строить стратегию управления ими. Личные качества людей влияют на их жизнь и жизнь окружающих, для руководителя необходимо знать какое влияние человек может оказать на организационное поведение.
Тема доклада: «Влияние индивидуальных особенностей личности на поведение в организации».
Влияние типа темперамента на поведение в организации. Меланхолик. Меланхолик-подчиненный всегда занимает ведомую позицию. Он никогда не станет неформальным лидером, критикующим своего руководителя. Меланхолику комфортно быть ведомым: меньше ответственности. Меланхолик нуждается в поддержке. Бывает, он приходит к руководителю только для душевного разговора, особенно тогда, когда принимает жизненно важные решения. Нередко подчиненные-меланхолики становятся для сильного и энергичного руководителя «взрослыми детьми». Он советует им, как делать ремонт, куда поехать отдыхать, как одеваться и т. п. Они внимательно прислушиваются к его советам.
Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить. Меланхолик — хороший эмоциональный «барометр» в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами.
Если подчиненного, имеющего меланхолический темперамент, уважают коллеги, он становится миротворцем между конкурирующими лидерами и группировками. Он будет всех понимать и всем сочувствовать, сохраняя примиренческую позицию. В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, потому что боится ошибок. Рискованный и амбициозный проект — не для него. Меланхолик лучше выполняет привычные функции в рамках своего образования и опыта.
Хорошо работает на должностях, связанных с поддерживающим общением: HR-менеджера, работника отдела кадров. Но в тех подразделениях, где общение связано с активностью и умением убеждать, меланхолик будет работать старательно, но с большим напряжением сил. Например, занимаясь продажами в реальном общении или по телефону, он быстро переутомляется и «выгорает».