Отчет по пройзводственной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:43, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: знакомство со спецификой деятельности психолога в организации, формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики. В соответствии со спецификой и целью прохождения практики были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение функциональных обязанностей, планов и видов работы психолога, документы, регламентирующие деятельность, условия работы.
2. Изучение и анализ социально-психологической обстановки в коллективе.
3. Оценка положения психологической службы в организации.

Содержание

Введение 3

1. Изложение результатов организационно-ознакомительной работы 5
1.1. Описание специфики деятельности психолога 5
1.2. Оценка социально-психологического климата в коллективе 9
1.3. Проведение психодиагностического обследования 13
1.4. Анализ результатов обследования и постановка психологической проблемы 17

2. Решение практических задач 18
2.1. Проведение психологической пропаганды 18
2.2. Проведение индивидуальной консультационной работы 26

Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

практика.docx

— 306.38 Кб (Скачать)

В консультировании акцентируется ответственность  клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах  принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение  клиента.

Сердцевиной консультирования является "консультативное  взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Основоположник  клиент-центрированной терапии известный  американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого  направления:

каждая  личность обладает безусловной ценностью  и заслуживает уважения как таковая;

каждая  личность в состоянии быть ответственной  за себя;

каждая  личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные  решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении  человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента  как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается  право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем  более важно признать, что любое  внушение или давление мешает клиенту  принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.  

Цели  психологического консультирования  

Вопрос  определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит  от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической  ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием  целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько  универсальных целей, которые в  большей или меньшей степени  упоминаются теоретиками разных школ:

1.      Способствовать изменению поведения,  чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные  социальные ограничения. 

2.      Развивать навыки преодоления  трудностей при столкновении  с новыми жизненными обстоятельствами  и требованиями.

3.      Обеспечить эффективное принятие  жизненно важных решений. Существует  множество дел, которым можно  научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение  времени и энергии, оценка последствий  риска, исследование поля ценностей,  в котором происходит принятие  решений, оценка свойств своей  личности, преодоление эмоциональных  стрессов, понимание влияния установок  на принятие решений и т.п. 

4.      Развивать умение завязывать  и поддерживать межличностные  отношения. Общение с людьми  занимает значительную часть  жизни и у многих вызывает  трудности из-за низкого уровня  их самоуважения или недостаточных  социальных навыков. Будь то  семейные конфликты взрослых  или проблемы взаимоотношения  детей, следует улучшать качество  жизни клиентов посредством обучения  лучшему построению межличностных  отношений. 

Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также  к развитию способности клиента  контролировать свое окружение и  собственные реакции, провоцируемые  окружением.

Цели  консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант  имеет в виду свою систему общих  целей, соответствующую его теоретической  ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его  к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при  взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит  от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие  задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое  общее представление о том, что  такое консультирование и что  ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией  о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента  о продолжительности бесед и  вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности  и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое  консультирование, надеясь, что консультант  сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить  главную цель консультирования —  помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который  должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. 
 
 
 

Заключение. 

     Производственная практика - это важнейшая часть учебного процесса.

      Практика является завершающим этапом в процессе подготовки психолога к самостоятельной производственной деятельности. Она является одним из видов учебно-вспомогательного процесса, в ходе которого закрепляется теоретические знания на производстве.

     Целью данной работы являлось знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждении сферы обслуживания. В ходе исследования цель была достигнута.

     Проведенные эмпирические исследования показали, что 90% сотрудников полностью удовлетворены существующим трудовым коллективом в ТД «Провиант».

     Половина ТД «Провиант» экстраверты. Они общительные, активные, более продуктивно выполняют любую работу в компании, чем в одиночестве. Часть сотрудников склонны к открытости, они легко воспринимают все то новое, что появляется вокруг, демонстрируют любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склоны к творчеству. Небольшая часть сотрудников интроверты. Интроверты сдержанные, отчужденные, ориентированные не на общение, а на дело. Таким людям сложнее в коллективе, по натуре они индивидуалисты. Они находит себя в деятельности, не требующей интенсивного общения.

     Таким образом, полученные данные были учтены прираспределение заданий в группах. 
 

 

Список литературы 

      
  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для  вузов [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2005. – 551 с.
  2. Аширов, Д.А. Организационное поведение: Учебник [Текст] / Д.А. Аширов. – М.: Проспект, 2006. – 357 с.
  3. Аякасова, В.А. Конфликтология: Учебное пособие [Текст] / В.А. Аякасова. – СПб.: ИВЭСЭП, 2005. – 80 с.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике  [Текст] / Л.Ф. Бурлаччук, С.М. Морозов. - Киев: Наукова думка, 1989. – 200 с.
  5. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2007. – 174 с.
  6. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии. Вопросы психологии  [Текст]  / Н.Д. Левитов. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 210 с.
  7. Михайлова, О.Б. Управляйте конфликтами [Текст] / О.Б. Михайлова // Бюджетный учет. – 2007. – № 6. – С. 24-28.
  8. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера [Текст] / В.Г. Норакидзе. — Тбилиси: 1989. – 290 с.
  9. Общая психология: Учебное пособие [Текст] / Под, ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1977.
  10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. — 448с.
  11. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики [Текст] / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 340 с.
  12. Психология: Учебное пособие [Текст]  / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Радянська школа, 1968. – 432 с.
  13. Психология и психоанализ характера: хрестоматия  [Текст] / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахарах-М, 2000. – 639 с.
  14. Равич-Щербо И.В. О природных предпосылках индивидуальности. Психодиагностика и школа [Текст] / И.В.Равич-Щербо. – СПб.: Таллин, 1980.
  15. Реан А.А. Психология изучения личности [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Михайлов, 1999. – 288 с.
  16. Рубинштейн Л.С. Понятие «характера» в психологи  и психиатрии [Текст]  / Л.С. Рубинштейн. – М.: Вести Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1979. - №2.
  17. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, 1-е изд.: Учебное пособие [Текст] / Л.С. Рубинштейн. - М.: 1935.

 

Приложение 1 

Методика социометрических измерений Дж.Морено 

Автор: Дж. Морено - американский психиатр и социальный психолог.

     Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

     Стимульный материал: социометрическая анкета (каждый член группы должен указать своё отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.)). Проведение социометрического исследования включает в себя несколько этапов. 

1 этап. Определение целей исследования.

     Социометрия широко применяется для изучения проблем авторитета и лидерства; социально-психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития).

2 этап. Определение вопросов.

     Вопросы определяются социометрическими критериями, которые бывают:

     Формальные (направленные на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). Например: «С кем из вашего коллектива вы хотели бы выполнять какое либо задание?»

     Неформальные(направлены на изучение взаимоотношений в сфере не связанной с учёбой). Например: «С кем бы вы хотели отметить свой день рождения?» Кроме того, вопросы могут быть сформулированы как в положительной, так и в отрицательной форме: положительные («С кем бы вы хотели?..»); отрицательные («Кого бы вы не рекомендовали?»).

3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.

  1. Если требуется получить полную картину взаимоотношений, разрешается делать неограниченное число выборов (непараметрический метод). Положительные черты: полный срез взаимоотношений; выявляет экспансивность каждого человека; можно выявить эмоциональную составляющую всего коллектива. Недостатки непараметрического метода: громоздок при большом количестве людей; велика вероятность случайного выбора.
  2. Социометрический опрос с ограничением числа выборов (параметрический метод) более надежен, так как выше осмысленность выбора.
 
  1. этап. Разработка социометрической карточки.
  2. этап. Опрос.

     Проводится в условиях, обеспечивающих положительное отношение к самой процедуре и к проводящему её, например, в комнате отдыха или в специально оборудованном помещении в отсутствии вышестоящих начальников и посторонних лиц.

6 этап. Обработка результатов.

     После сбора карточек группа распускается, и обработка проводится в их отсутствие. 
 

Социометрическая процедура может иметь цель:

A) Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.

Б) Выявление «социометрический позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый».

B) Обнаружение подгрупповых подсистем, сплоченных образований, во гла- 
ве которых могут быть свои неформальные лидеры.

     Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

     Таким образом, методика полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

 

Приложение 2 
 

Тест - опросник «Большая пятерка» 

     Данный тест предназначен для для экспресс - диагностики уровня выраженности пяти так называемых "больших" факторов темперамента и характера. Это название они получили в 60-80-е годы в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами из разных стран. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В. И. Похилько. 

Информация о работе Отчет по пройзводственной практике