Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:43, отчет по практике
Цель практики: знакомство со спецификой деятельности психолога в организации, формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики. В соответствии со спецификой и целью прохождения практики были сформулированы следующие задачи:
1. Изучение функциональных обязанностей, планов и видов работы психолога, документы, регламентирующие деятельность, условия работы.
2. Изучение и анализ социально-психологической обстановки в коллективе.
3. Оценка положения психологической службы в организации.
Введение 3
1. Изложение результатов организационно-ознакомительной работы 5
1.1. Описание специфики деятельности психолога 5
1.2. Оценка социально-психологического климата в коллективе 9
1.3. Проведение психодиагностического обследования 13
1.4. Анализ результатов обследования и постановка психологической проблемы 17
2. Решение практических задач 18
2.1. Проведение психологической пропаганды 18
2.2. Проведение индивидуальной консультационной работы 26
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 33
В консультировании
акцентируется ответственность
клиента, т.е. признается, что независимый,
ответственный индивид способен
в соответствующих
Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Таким
образом, определения психологического
консультирования охватывают стержневые
установки консультанта в отношении
человека вообще и клиента в частности.
Консультант принимает клиента
как уникального, автономного индивида,
за которым признается и уважается
право свободного выбора, самоопределения,
право жить собственной жизнью. Тем
более важно признать, что любое
внушение или давление мешает клиенту
принять ответственность на себя
и правильно решать свои проблемы.
Цели
психологического консультирования
Вопрос
определения целей
1.
Способствовать изменению
2.
Развивать навыки преодоления
трудностей при столкновении
с новыми жизненными
3.
Обеспечить эффективное
4.
Развивать умение завязывать
и поддерживать межличностные
отношения. Общение с людьми
занимает значительную часть
жизни и у многих вызывает
трудности из-за низкого
Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Цели
консультанта и клиента в конечном
счете соприкасаются, хотя каждый консультант
имеет в виду свою систему общих
целей, соответствующую его
Заключение.
Производственная практика - это важнейшая часть учебного процесса.
Практика является завершающим этапом в процессе подготовки психолога к самостоятельной производственной деятельности. Она является одним из видов учебно-вспомогательного процесса, в ходе которого закрепляется теоретические знания на производстве.
Целью данной работы являлось знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждении сферы обслуживания. В ходе исследования цель была достигнута.
Проведенные эмпирические исследования показали, что 90% сотрудников полностью удовлетворены существующим трудовым коллективом в ТД «Провиант».
Половина ТД «Провиант» экстраверты. Они общительные, активные, более продуктивно выполняют любую работу в компании, чем в одиночестве. Часть сотрудников склонны к открытости, они легко воспринимают все то новое, что появляется вокруг, демонстрируют любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склоны к творчеству. Небольшая часть сотрудников интроверты. Интроверты сдержанные, отчужденные, ориентированные не на общение, а на дело. Таким людям сложнее в коллективе, по натуре они индивидуалисты. Они находит себя в деятельности, не требующей интенсивного общения.
Таким
образом, полученные данные были учтены
прираспределение заданий в группах.
Список
литературы
Приложение
1
Методика
социометрических измерений Дж.Морено
Автор: Дж. Морено - американский психиатр и социальный психолог.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Стимульный
материал: социометрическая анкета
(каждый член группы должен указать своё
отношение к другим членам группы по выделенным
критериям (например, с точки зрения совместной
работы, участия в решении деловой задачи,
проведения досуга, в игре и т. д.)). Проведение
социометрического исследования включает
в себя несколько этапов.
1 этап. Определение целей исследования.
Социометрия широко применяется для изучения проблем авторитета и лидерства; социально-психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития).
2 этап. Определение вопросов.
Вопросы определяются социометрическими критериями, которые бывают:
Формальные (направленные на изучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). Например: «С кем из вашего коллектива вы хотели бы выполнять какое либо задание?»
Неформальные(направлены на изучение взаимоотношений в сфере не связанной с учёбой). Например: «С кем бы вы хотели отметить свой день рождения?» Кроме того, вопросы могут быть сформулированы как в положительной, так и в отрицательной форме: положительные («С кем бы вы хотели?..»); отрицательные («Кого бы вы не рекомендовали?»).
3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
Проводится в условиях, обеспечивающих положительное отношение к самой процедуре и к проводящему её, например, в комнате отдыха или в специально оборудованном помещении в отсутствии вышестоящих начальников и посторонних лиц.
6 этап. Обработка результатов.
После
сбора карточек группа распускается, и
обработка проводится в их отсутствие.
Социометрическая процедура может иметь цель:
A) Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
Б) Выявление «социометрический позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый».
B) Обнаружение
подгрупповых подсистем, сплоченных образований,
во гла-
ве которых могут быть свои неформальные
лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Таким образом, методика полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Приложение
2
Тест
- опросник «Большая пятерка»
Данный
тест предназначен для для экспресс - диагностики
уровня выраженности пяти так называемых
"больших" факторов темперамента
и характера. Это название они получили
в 60-80-е годы в ходе масштабных статистических
и психолингвистических исследований,
проведенных независимыми специалистами
из разных стран. Одной из таких работ
было опубликованное в 90-е годы исследование
русскоязычной лексики личностных черт,
проведенное А.Г.Шмелевым и В. И. Похилько.