Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 01:12, отчет по практике
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Целями службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса
1. Отзыв психолога-методиста о работе практиканта…………….1
2. Дневник прохождения практики……………………………...…2
3. Описание деятельности практического психолога на базе практики……………………………………………………………...3
4. Отзыв студента о практике………………………………………7
5. Описание диагностического случая № 1………….…………... 8
5. Описание диагностического случая № 2…………….…..…….11
5. Описание диагностического случая № 3…………..…………..14
6. Психологический портрет взрослого человека……...…….…..18
7. Литература……………………………………………………….22
8. Приложения (протоколы)……….….…………………………..23
Избегание общения с одноклассниками связано с завышенной самооценкой.
Частые споры с учителями связаны с повышенной конфликтностью.
7. Предложенные мероприятия.
7.1. Родителям: Пройти курс
консультаций с психологом
7.2. Классному руководителю: Постараться найти правильный подход – заинтересовать детей общественной работой.
8. Катамнез: катамнестические данные получить не было возможности.
9. Выдвижение новых гипотез: выдвинутые гипотезы подтвердились результатами обследования.
10. Схема психологической детерминации.
11. Отчет диагноста.
11.1. Общее впечатление
о взаимодействии с клиентом.
Виктория в общении проявляла
интерес, охотно шла на
11.2. Трудность-Легкость случая.
Контакт с Викторией
установлен полноценный, все задания
выполнялись с удовольствием
и интересом. Диагностический случай
не вызвал больших затруднений, но выявил
интерес психолога к
12. Приложения
В приложениях были предоставлены протоколы по всем тестам, которые были использованы для постановки диагноза. Каждый протокол был оформлен в соответствии с требованиями кафедры Практической психологии (с ними студенты знакомятся в момент прохождения практикума), с приложением всех бланков ответов.
Описание диагностического случая № 3.
1.Ф.И.О.: Шурыгин Кирилл Алексеевич
2. Данные о клиенте: 15 лет, мужской, 6 «А» класс.
3.Феноменология.
3.1.Запрос от классного руководителя: Особенных жалоб или нареканий у меня нет. Учится Кирилл не плохо, но что-то заставляет педагогов обращать
внимание на параллель между учебой и поведением.
3.2. Данные, приведенные педагогами.
Учителя говорят, что учеба и его поведение никак не соответствуют друг другу,
мешает другим, выступает в роли клоуна.
3.3. Данные, приведенные родителями: Родители сказали, что мальчик учится хорошо, и что учителя придираются к нему.
3.4. Наблюдение и беседа с ребенком: Во время беседы Кирилл вел себя корректно, дисциплинированно. На вопросы отвечал четко, кратко. Выяснилось: есть брат старший, который является для него примером. Мама - Тамара и отец Алексей работают. Любит маму, папу, брата. Семья дружная. К школе относится нормально, классного руководителя уважает. Относит себя к золотой середине. Класс не очень дружный. Наблюдая за Кириллом можно сказать, что общительный, легко контактируемый ребенок, может быть, чересчур импульсивный.
3.5. Отношение ребенка к обследованию:Отнесся к обследованию сначала настороженно, а потом расслабился.
3.6. Диагноз непсихологов:
Другие педагоги: Невоспитанный ребенок, не слушает учителей.
3.7. Резюме по феноменологии: Мне кажется, что у Кирилла преобладает гипертимный тип акцентуации, думаю, что мое обследование поможет разобраться в его поведении.
4. Гипотезы.
4.1. Содержание гипотез:
Полученные данные наводят на такие гипотезы:
4.1.1. Кирилл относится к гипертимному типу, скорее всего, к холерическому
темпераменту.
4.1.2. Проблемы с преподавателями из-за его темперамента.
4.1.3. Уровень интеллектуального развития нормальный.
4.2. Обоснование каждой гипотезы:
Первая гипотеза напрашивается сама из рассказов преподавателей о типе
характера. Вторая вытекает из его поведения в классе. Третья из наблюдений и
по учебе.
5. Проверка гипотез.
5.1. Данные психологического обследования:
5.1.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.1.2. 15 лет.
5.1.3. Кабинет психолога, индивидуальное тестирование.
5.1.4. Самочувствие хорошее.
5.1.5. Методика «Несуществующее животное».
5.1.6. Цель: проекция личности.
5.1.7. Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
5.1.8. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и
назовите его несуществующим названием».
5.1.9 Ход обследования: выдан лист белой бумаги, карандаши, зачитана
инструкция. Проблем в контакте не было.
5.1.10. Результаты обследования: изобразил многоголовое животное, по три
головы с каждой стороны. Назвал животное «Птерадактель».
5.1.11. Анализ и интерпретация результатов: лист не переворачивал. Рисунок
расположен на листе слева, что говорит об отсутствии активной связи между
мыслью представлением и
планированием и его
говорит об отрицательно окрашенных эмоциях, неуверенности, пассивности. По
отношению верха, низа рисунок говорит о нормальной самооценке, довольстве
собственным положением в социуме, о достаточном признании со стороны
окружающих. Еле заметная тенденция к самоутверждению. Положение головы, а их
сразу шесть, три с одной стороны, три с другой. Все головы направлены «фас»,
т.е. на себя, трактуется как сильно выраженный эгоцентризм. На всех головах уши
– значит заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Рот закрыт, не сильная прорисовка
губ, зачерненная говорит о
боязливости. Глаза круглые, не прорисованные, ресницы и зрачки отсутствуют. Это
говорит о страхе. Ноги у животного не являются несущей конструкцией животного,
в движении помогают крылья, это значит неосновательность суждений в сочетании с
конфортизмом, слабая опора «на почву» в сочетании со стремлением охвата
различных областей деятельности, любознательность.
У рисунка верхний и нижний контур прорисован, выражен верхний – значит это
защита направленная против вышестоящих позиций, т.е. старших по возрасту,
родителей, учителей. Нижний – против насмешек, боязнь осуждения.
По рисунку общая энергия – высокая, т.к. количество голов – шесть. Линия не
аккуратная.
5.1.12. Вывод: если идентифицировать животное с существом, то получится
портрет: не агрессивное, крупное, значимое, несколько инфальтильное,
эмоционально неустойчивое, с большими творческими замыслами.
Название – «птерадактель», это словообразование с латинским окончанием
говорит о демонстративности собственного разума, эрудиции, знаний.
5.1.13. Литература:
1. Лучшие психологические тесты / А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.
– с. 62-67.
2. Рогов Е.И. Работа психолога с лицами юношеского возраста // Настольная
книга практического психолога в образовании. – М., 1995. – с. 185-190.
5.1.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.1.2. 15 лет.
5.1.3. Кабинет психолога, индивидуальное тестирование.
5.1.4. Самочувствие хорошее.
5.1.5. Методика: «Рисунок семьи».
5.1.6. Цель: исследование межличностного отношения в семье.
5.1.7. Материал: лист бумаги, карандаш.
5.1.8. Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется
объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы, следует лишь
еще раз повторить инструкцию.
5.1.9. Ход обследования: выдан лист бумаги, карандаш, зачитана инструкция.
5.1.10. Результаты обследования: семья в полном составе, мать выделена,
заштрихована.
5.1.11. Анализ и интерпретация результатов: в разговоре сказал, что хотел
нарисовать только отца и своих братьев. Семья сплоченная, но к матери отношение
выделенное. Все части тела прорисованы, умеренное декорирование (пуговицы,
платье). По последовательности мать нарисована последней, что говорит о
негативном отношении к ней. Ее фигура (руки и плечи) по размерам такая, как и у
мужчин, даже больше. Это тоже говорит о давлении ее на ребенка.
5.1.12. Выводы: выдвинутая мною гипотеза, что мать оказывает сильное
давление на ребенка - подтвердилась. Мать действительно вызывает чувство
страха, а на этой основе у Кирилла повышенная тревожность. В целом семейная
ситуация благоприятная.
5.1.13. Литература: Рогов Е.И. Психодиагностическая работа с детьми
дошкольного возраста // Настольная книга практического психолога в образовании.
– М., 1995. – с. 33-37.
5.1.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.1.2. 15 лет.
5.1.3. Кабинет психолога.
5.1.4. Самочувствие хорошее.
5.1.5. Методика: опросник Айзенка.
5.1.6. Цель: выявление типа темперамента, полученные результаты могут
пригодиться в выборе будущей профессии.
5.1.7. Материал: Тестовые брошюры, лист бумаги для ответов.
5.1.8. Инструкция: «Вам будут предложены вопросы, касающиеся Вашего
характера и здоровья. Если Вы отвечаете на вопрос «да» поставьте знак «+», если
«нет» - то «-«. Долго не задумывайтесь, здесь нет правильных и неправильных
ответов».
5.1.9. Ход обследования: Зачитана инструкция. Кирилл стал отвечать на
вопросы уверенно.
5.1.10. Результаты обследования: Кирилл относится к типу холериков, экстраверт.
5.1.11. Анализ и интерпретация результатов: Кирилл относится к типу
холериков, экстраверт. Это значит, что он импульсивен, общителен, гибок в
поведении, большой инициатор, социально адаптированный.
5.1.12. Выводы: результаты теста подтверждают выдвинутую мной гипотезу,
что Кирилл холерик.
5.1.13. Литература: Ковалев С.В. Все начинается с личности // Подготовка
старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991. – с. 14-18.
5.1.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
5.1.2. 15 лет.
5.1.3. Кабинет психолога, уютная обстановка.
5.1.4. Самочувствие прекрасное.
5.1.5. Методика: опросник Шмишека.
5.1.6. Цель: выявление специфических типов акцентуации характера.
5.1.7. Материал: методика содержит 88 вопросов, на которые нужно ответить
«да» или «нет», поэтому выдан чистый лист с пронумерованными столбцами до 88.
5.1.8. Инструкция: «На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет». Не
обдумывай ответ долго, отвечай быстро, старайся дать первый ответ, который
приходит в голову».
5.1.9. Ход обследования: выданы инструменты, зачитана инструкция.
5.1.10. Результаты обследования: по результатам Кирилл принадлежит к
гипертимному типу, шкала равна 21 балл.
5.1.11. Анализ и интерпретация результатов: это значит, что потребность в
признании лидерства, живость и подвижность в поведении, демонстративность в
поведении. Легко устанавливает контакты, жажда похвалы. Склонен к фантазерству,
притворству, авантюризму. Самоуверен, часто лжет, им движет стремление к
лидерству.
5.1.12. Выводы: результаты вопросника Шмишека доказывают, что гипотеза о
гипертимном типе подтверждается
5.1.13. Литература: Рогов Е.И. Работа с подростками // Настольная книга
практического психолога в образовании. – М., 1995. – с. 163-166.
5.2. Резюме по данным обследования:
По результатам тестирования, можно сказать, что выдвинутые мною гипотезы
подтверждаются. Кирилл действительно
относится к холерическому
выраженная гипертимная акцентуация характера. Интеллектуальный уровень
соответствует норме. Как предполагалось, трудности в поведении связаны с
темпераментом и акцентуацией. А в целом - нормальный ребенок, с нормальным
развитием.
6. Психодиагностическое заключение.
Повышенная активность, неуравновешенность, основаны холерическим
темпераментом и гипертимной акцентуацией. Хороший интеллектуальный уровень
связан со стремлением быть первым, отличиться, самоутвердиться.
7. Предложенные мероприятия
7.1. Педагогам:
Воспринимать Кирилла таким, как он есть, чаще обращать
внимание на него.
7.2. Родителям:
1.Прививать чувство ответственности и уважения к старшим.
2.Научиться правилам хорошего тона в поведении.
7.3. Ребенку:
1.Научится уважать старших.
2.Не перебивать.
3.Уметь выслушать говорящего.
8. Катамнез: Выдвинутые гипотезы подтверждаются. Гипертимный тип характера подтверждается вопросником Шмишека. Темперамент у него холерический, подтверждается вопросником Айзенка. Интеллектуальный уровень у него хороший. Подтверждается вопросником Айзенка, Аванса.
9. Выдвижение новых гипотез: выдвинутые гипотезы подтвердились результатами обследования.
10. Схема психологической детерминации.
11.Отчет диагноста.
11.1. Общее впечатление о взаимодействии с клиентом.
Из наблюдений и тестирования можно сделать вывод, что Кирилл общительный
ребенок, хорошо контактируемый, целеустремленный, может многого добиться в
жизни, у него много жизненной энергии, большой потенциал.
11.2. Трудность- легкость случая.
Случай легкий, увлекательный, поучительный.
Психологический портрет взрослого человека.
Пол – женский, возраст 18 лет, статус – студентка.
Цель – изучение
психологических особенностей
Познавательные процессы и интеллект:
По проведенным
методикам можно отметить, что
испытуемой свойственен
Испытуемая способна оценивать разнообразие идей и стратегий, переходить от одного аспекта к другому. Хорошо развита способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Данные показатели характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности.