Отчет по практике в школе психологом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 01:12, отчет по практике

Описание работы

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Целями службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса

Содержание

1. Отзыв психолога-методиста о работе практиканта…………….1
2. Дневник прохождения практики……………………………...…2
3. Описание деятельности практического психолога на базе практики……………………………………………………………...3
4. Отзыв студента о практике………………………………………7
5. Описание диагностического случая № 1………….…………... 8
5. Описание диагностического случая № 2…………….…..…….11
5. Описание диагностического случая № 3…………..…………..14
6. Психологический портрет взрослого человека……...…….…..18
7. Литература……………………………………………………….22
8. Приложения (протоколы)……….….…………………………..23

Работа содержит 1 файл

практика.docx

— 73.57 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.ШОЛОХОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ ПО ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  ПРАКТИКЕ

 

 

 

 

 

Выполнила: Антипова А.И.

студентка очного отд.,

3 курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Отзыв психолога-методиста о работе практиканта…………….1

2. Дневник прохождения практики……………………………...…2

3. Описание деятельности  практического психолога на базе  практики……………………………………………………………...3

4. Отзыв студента о практике………………………………………7

5. Описание диагностического  случая № 1………….…………... 8

5. Описание диагностического случая № 2…………….…..…….11

5. Описание диагностического случая № 3…………..…………..14

6. Психологический портрет взрослого человека……...…….…..18

7. Литература……………………………………………………….22

8. Приложения (протоколы)……….….…………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание деятельности практического психолога на базе практики.

Психологическая служба в  школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение  субъектов образовательного процесса.

  Целями службы являются:

  • содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
  • оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

     Задачи Службы:

    • психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
    • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
    • формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
    • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
    • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
    • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;
    • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
    • участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
    • содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
    • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

     Основными  функциями работы психолога в  школе являются:

  • - гностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы — подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;
  • - конструктивно-просветительная, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям, и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

Данная функция может  осуществляться в форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с  различными контингентами. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по психологии руководства и управления. Занятия с преподавателями и  воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы  повышения психолого-педагогических знаний. Реализовать психолого-педагогическое воздействие на учащихся можно через  педагогов, воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с  группами учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре;

  • - консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенности их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни;
  • - воспитательная, которая включает выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах учащихся;
  • - психопрофилактическая и психотерапевтическая, включающую диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т. д.);
  • - методическая, включающую всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.

   

Основные направления  работы психолога в школе.

Работа школьного психолога  традиционно организуется по следующим  направлениям:

      • диагностическая работа;
      • коррекционно-развивающая работа;
      • консультативно-просветительская работа.

Диагностическая работа психолога  в школе.

Психологическая диагностика  представляет собой углубленное  психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего  периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в  процессе обучения и воспитания, в  профессиональном самоопределении, а  также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая  диагностика проводится специалистами  как индивидуально, так и с  группами обучающихся.

Диагностическая работа —  одно из наиболее распространенных и  разработанных направлений деятельности психолога в начальной школе. Именно это направление дало начало практической деятельности психологов системы образования. Так, еще на рубеже XIX и XX веков историческим работами А. Бине и Т. Симона были предприняты попытки создания диагностических средств с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей, от детей с аномалиями развития. Именно появление тестов оценки интеллектуального развития способствовало зарождению и проникновению тестирования в образовательные учреждения всего мира с последующим распространением на сферу общих и специальных способностей, достижений, эмоционально-личностных особенностей и др.

Основные параметры диагностической  работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических  процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

В связи с тем, что численность  обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов  завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических  процедур и умению интерпретировать полученные данные.

Коррекционно-развивающая  работа психолога в начальной  школе.

Психологическая коррекция  — активное воздействие на процесс  формирования личности в детском  возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов  и других специалистов.

Психологическая профилактика — предупреждение возникновения  явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Консультативно-просветительская работа психолога в школе.

Консультативная работа школьного  психолога проводится по следующим  направлениям:

  1. Консультирование и  просвещение педагогов.

  2. Консультирование и  просвещение родителей.

  3. Консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а  также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического  процесса в школе.

Психологическое просвещение  представляет собой формирование у  обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности  в психологических знаниях, желания  использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и  обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии  предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода  в консультировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв студента о  практике.

Во время практики с 20.02.2012 г. по 29.03.2012 г. я освоила новые  методики и применила их на практике. Научилась правильному ведению  обследования, бесед.

Изучила работу практического  психолога, ознакомилась с режимом  работы и документацией психолога.

Провела диагностику школьников и составила психологический  портрет.

Диагностика последнего вызвала  особенный интерес. Думаю, что за время работы в ГБОУ СОШ № 623  я приобрела много практических навыков и знаний, которые смогу применить в будущей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание диагностического случая № 1.

  1. Ф. И. О.: Громов Федор Вячеславович.
  2. Данные о клиенте: 8 лет, мужской, 2 «В» класс.
  3. Феноменология:

3.1. Запрос от классного руководителя: Мальчик устроил истерику в школе, закрылся в туалете, бился головой об стену.

3.2. Данные, приведенные классным руководителем: Беседу с классным руководителем не удалось провести, вследствие чего соответствующие данные отсутствуют.

3.3. Данные, приведенные родителями: Мальчик первый ребенок в семье, недавно (2 месяца назад) родился второй ребенок, тоже мальчик – Андрюша. Семья полная, но папа около 6 месяцев жил отдельно. Папа работает в компьютерной фирме, мама в декретном отпуске.

Информация о работе Отчет по практике в школе психологом