Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 01:12, отчет по практике
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Целями службы являются:
содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса
1. Отзыв психолога-методиста о работе практиканта…………….1
2. Дневник прохождения практики……………………………...…2
3. Описание деятельности практического психолога на базе практики……………………………………………………………...3
4. Отзыв студента о практике………………………………………7
5. Описание диагностического случая № 1………….…………... 8
5. Описание диагностического случая № 2…………….…..…….11
5. Описание диагностического случая № 3…………..…………..14
6. Психологический портрет взрослого человека……...…….…..18
7. Литература……………………………………………………….22
8. Приложения (протоколы)……….….…………………………..23
Истерики начались давно (с двухлетнего возраста), носят сезонный характер, обостреннее весной и осенью. Дома мама справляется сама – успокаивает, гладит по голове, разговаривает. Когда случилась истерика в школе – приехал папа и забрал мальчика домой. Федор наблюдается у невропатолога, лекарства не принимают (от них голова болит).
Ученик 2-го класса, не учится, сидит под партой. Учительница хорошая приятельница матери, замечаний по поведению и учебе не делает. Мальчик с 5-ти лет играет в компьютерные игры. Общение со сверстниками только о компьютерных играх. Иногда в школе дерется (редко). Папа считает, это нормально для мальчика (должен уметь защитить себя).
Летом Федор находился в лагере отдыха – устраивал истерики, все время плакал.
Родители проблем не видят, считают, что увлечение компьютером пригодится в выборе профессии. Обратились за консультацией по требованию школьной администрации.
3.4.Наблюдение и беседа с клиентом: Федор – худенький, нормально развит для своего возраста. Полностью погружен в компьютерный мир. По кабинету перемещается очень быстро, отбирает игрушки (тревожен и возбужден) и носит их с собой. Повышает голос при разговоре, бегают глаза. Постоянно говорит компьютерными терминами, поясняет, что они означают.
В лагере не понравилось – директору все равно, вожатые как «озверины».
Рассказывает про школу – от шума в классе голова болит, не высыпается, хотя ложится в 9 часов вечера. Решил поспать, учительница посадила на последнюю парту, что бы ни мешал остальным. Общее состояние усталости.
Со сверстниками разговаривает только о новых компьютерных играх и обменивается «картами» (показывает целую пачку – папа купил).
К брату относится ровно, называет его по имени – Андрюша. Папа любит проверять уроки. С мамой вместе в свободное время играет в компьютерные игры.
3.5. Отношение клиента к обследованию: Контакт неустойчивый, Федор то включается в работу, то бесцельно ходит по кабинету.
3.6. Диагноз непсихологов:
Мама: мальчик много играет в компьютер – поэтому болит голова, усталость и как следствие истерики.
Папа: в школе ему не интересно вот и хулиганит.
3.7. Резюме по феноменологии: Погруженность в компьютерный мир. Эпизодическое проявление агрессии. Истерики дома и в школе.
4. Гипотезы.
4.1. Содержание гипотез:
Причинами погруженности в компьютерный мир могут быть:
- повышенная тревожность.
Причинами эпизодического проявления агрессии могут быть:
- повышенная тревожность.
Причинами истерик могут быть:
- нарушение детско-родительских взаимоотношений.
4.2. Обоснование гипотез
4.2.1. Гипотеза о повышенной
тревожности выдвинута на
4.2.2. Гипотеза о нарушении
детско-родительских
5. Проверка гипотез.
5.1. Данные психологического
обследования по каждой
5.1.1. Повышенная тревожность.
5.1.2. Используемые для проверки методики: тест «Несуществующее животное», тест «Рисунок человека» К. Маховера, Ф. Гудинафа.
5.1.3. Полученные данные по методике «Несуществующее животное»: рисунок выходит за край листа, острые клыки, наросты, глаза пустые (без радужек и зрачков).
5.1.4. Результат сопоставления
с нормой: указанные выше признаки
характеризуют наличие
5.1.3. Полученные данные по методике «Рисунок человека» К. Маховера, Ф. Гудинафа: отсутствие кистей рук, пустые глаза (без радужки и зрачков), уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки мужественности (мощные руки, ноги, оружие, отрубленная голова).
5.1.4. Результат сопоставления
с нормой: указанные выше признаки
характеризуют наличие
5.1.1. Нарушение детско-родительских взаимоотношений.
5.1.2. Используемые для проверки методики: тест «Рисунок семьи», тест «Рисунок семьи животных».
5.1.3. Полученные данные по методике «Рисунок семьи»: рисунок семьи небрежен, линии размашистые и неровные. Доминирующей фигурой в семье Федора является отец (он больше всех по размеру и выше всех по росту остальных членов семьи). Наиболее тесные внутрисемейные контакты у папы и мамы (они держатся за руки на рисунке). Присутствие постороннего, не относящегося к членам семьи персонажа.
5.1.4. Результат сопоставления
с нормой: указанные выше признаки
характеризуют нарушение
5.1.3. Полученные данные по методике «Рисунок семьи животных»: рисунок производит крайне неблагоприятное впечатление, между членами семьи нет контакта, прорисованы – зубы, когти, рога, наросты.
5.1.4. Результат сопоставления
с нормой: указанные выше признаки
характеризуют нарушение
5.2. Резюме по данным обследования:
Гипотеза о повышенной тревожности – подтвердилась.
Гипотеза о нарушение детско-родительских взаимоотношений – подтвердилась.
6. Психодиагностическое заключение
Погруженность в компьютерный мир и эпизодическое проявление агрессии связаны с повышенной тревожностью.
Истерики в школе и дома связаны с нарушением детско-родительских взаимоотношений.
7. Предложенные мероприятия
7.1. Родителям:
- Консультация психоневролога.
- Принимать лекарства прописанные невропатологом.
- Пройти курс консультаций с психологом всей семьей (папа, мама и Федор).
- Ограничить игры в компьютер.
- Больше внимания уделять
Федору (гулять на свежем воздухе,
поездки в музеи, на экскурсии)
- Соблюдать режим сна и отдыха.
7.2. Ребенку:
- Меньше играть в компьютер.
8. Катамнез: катамнестические данные получит не было возможности.
9. Выдвижение новых гипотез: выдвинутые гипотезы подтвердились результатами обследования.
10. Схема психологической детерминации
11. Отчет диагноста.
11.1. Общее впечатление о взаимодействии с клиентом.
Федор погружен в компьютерный
мир, проявляет интерес, но избирательный.
Контакт неустойчивый, работал иногда
сам, но чаще приходилось стимулировать.
В общении интересовался
11.2. Трудность-Легкость случая.
Контакт установлен полноценный, все задания выполнялись в перерывах между игрой, Федор интереса не проявлял. Диагностический случай сложный, требует дальнейшего глубокого исследования.
12. Приложения.
В приложениях были предоставлены протоколы по всем тестам, которые были использованы для постановки диагноза. Каждый протокол был оформлен в соответствии с требованиями кафедры Практической психологии (с ними студенты знакомятся в момент прохождения практикума), с приложением всех бланков ответов.
Описание диагностического случая № 2.
1. Ф. И. О.: Бабикова Виктория Михайловна
2. Данные о клиенте: 15 лет, женский, 9 «Б» класс.
3. Феноменология:
3.1. Запрос от классного руководителя:
Часто вступает в споры с учителями. В поведении просматривается излишняя самоуверенность. Что делать?
3.2. Данные, приведенные классным руководителем:
Виктория второй ребенок в семье. Очень общительная, учится хорошо, в последнее время снизился интерес к учебе. Вика посещает кружок народных танцев, где у нее много друзей, они ездят с выступлениями по разным городам. С одноклассниками общается только в пределах школы. С её слов я узнала, что в школе ей стало неинтересно. Причину объяснить она не смогла. В то же время, девочка хорошо учится и стремится к высоким результатам. В последнее время стала отказываться от общественных работ, ссылаясь на нехватку времени. Если задают какие-либо работы выполнять коллективно, например, стенгазету по литературе на двоих, Вика откажется и сделает её одна, чтобы не зависеть от кого-то, ей так проще – не надо ни с кем вступать в споры.
3.3. Данные, приведенные родителями:
Побеседовать удалось
только с мамой, от которой удалось
узнать, что Вика вступила в молодёжную
организацию «Единая Россия». Ей
очень нравится посещать собрания,
участвовать в различных
3.4. Наблюдение и беседа с подростком:
Виктория – очень интересная девушка-подросток. Выглядит постарше своего возраста года на 2. На контакт с психологом пошла с большим интересом. Держится уверенно, готова обсуждать все темы, очень импульсивна, говорит гроико и четко выражает свои мысли. С одноклассниками в хороших отношениях. Если ссорится с подружками, всегда пытается до конца проанализировать историю конфликта и не снимает с себя вины (если это действительно так), первой приносит свои извинения. С учителями тоже довольно открыта, если что-то недопоняла, сразу говорит об этом.
3.5. Отношение клиента к обследованию:
Охотно шла на контакт, ей было интересно узнать о профессии психолога, задавать вопросы.
3.6. Диагноз непсихологов:
Классный руководитель: общественная жизнь стала ей интересней, чем школа. Возможно, общаясь с более взрослыми людьми она стала самоуверенной.
Вика: мне неинтересно в школе, никто не знает чего хочет конкретно, лидеров в классе нет, все ведут себя пассивно
3.7. Резюме по феноменологии:
Чрезмерное увлечение общественной жизнью вне школы. Потеря интереса к школьной жизни.
4. Гипотезы.
4.1. Содержание гипотез:
Причинами потери интереса к школе могут быть:
- стремление всегда и во всем быть первой, к достижению успеха
Причиной избегания общения с одноклассниками может быть:
- повышенная самооценка.
Причинами частых споров с учителями могут быть:
-повышенная конфликтность, повышенная самооценка.
4.2. Обоснование гипотез.
4.2.1. Гипотеза о повышенной
самооценке выдвинута на
4.2.2. Гипотеза о стремлении
быть первой выдвинута на
4.2.3 Гипотеза о повышенной
конфликтности выдвинута на
5. Проверка гипотез.
5.1. Данные психологического
обследования по каждой
5.1.1.Стремление к достижению успеха.
5.1.2. Используемые для
проверки методики: «Методика диагностики
личности на мотивацию к
5.1.3. Полученные данные по методике: 22 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху.
5.1.4. Результат сопоставления с нормой: Гипотеза подтвердилась.
5.1.5.Повышенная самооценка.
5.1.6. Используемые для проверки методики: тест «Самооценка личности» С.А. Будасси, «Самооценка личности по Дембо-Рубинштейн»
5.1.7. Полученные данные по методике: «Самооценка личности» С.А. Будасси - Коэффициент ранговой корреляции – 0,9, это означает, что самооценка испытуемого завышена по невротическому типу. Такие люди гипертрофированно оценивают себя. У них высокий уровень притязаний, несоответствующий их реальным возможностям. Чрезмерно самоуверенны, поэтому не склонны к самоанализу. «Самооценка личности по Дембо-Рубинштейн» - средняя высота самооценки- 90, средний уровень притязаний- 82,5, это оптимальный, но сравнительно высокий уровень самооценки.
5.1.8. Результат сопоставления
с нормой: указанные выше признаки
характеризуют повышенную
5.1.9. Повышенная конфликтность.
5.1.10. Используемая для
поверки методика «Диагностика
предрасположенности к
5.1.11. Полученные данные
по методике: Испытуемый предпочитает
выходить из конфликтной
5.1.12. Результат сопоставления
с нормой: указанные признаки
характеризуют повышенную
5.2. Резюме по данным обследования:
Гипотеза о стремлении к достижению успеха – подтвердилась.
Гипотеза о завышенной самооценке – подтвердилась.
Гипотеза о повышенной конфликтности - подтвердилась.
6. Психодиагностическое заключение.
Потеря интереса к школе связана со стремлением всегда быть первой, достигать высоких результатов, но в школе это ей неинтересно, так как все ведут себя пассивно, и ей как бы не с кем соревноваться.