Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.
Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение
Ключи к методике исследования самоотношения
Таблица перевода сырых значений в стены
Обработка полученных результатов включает в себя подсчет суммы баллов по каждой шкале, начисляемых в соответствии с ключом, затем полученные сырые значения переводятся в стены по специальной таблице.
Таблица 3
Шкала |
Согласен |
Не согласен |
Открытость |
1,3,9,48,53,56,65 |
21,62,86,98 |
Самоуверенность |
7,24,30,35,36,51,52,58,6 1,73,82 |
20,80,103 |
Саморуководство |
43,44,45,74,76,84,90,10 5,106,108,110 |
109 |
Отраженное самоотношение |
2,5,29,41,50,102 |
13,18,34,85 |
Самоценность |
8,16,39,54,57,68,70,75,1 00 |
15,26,31,46 |
Самопринятие |
10,12,17,28,40,49,63,72, 77,79,88,97 |
|
Самопривязанность |
6,32,33,55,89,93,95,101, 104 |
96,107 |
Внутренняя конфликтность |
4,11,22,23,27,38,47,59,6 4, 67,69,81,91,94,99 |
|
Самообвинение |
14,19,25,37,60,66,71,78, 87,92 |
Таблица 4
Стен | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1 |
0 |
0 |
1 |
2-3 |
4-5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
0-1 |
2 |
3-4 |
5-6 |
7-9 |
10 |
11-12 |
13 |
13 |
14 |
3 |
0-1 |
2 |
3 |
4-5 |
6 |
7 |
8 |
9-10 |
и |
12 |
4 |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
5 |
0-1 |
2 |
3 |
4-5 |
6-7 |
8 |
9-10 |
11 |
12 |
13-14 |
6 |
0-1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
7 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4-5 |
6 |
7-8 |
9 |
10 |
11 |
8 |
0 |
0 |
1-2 |
3-4 |
5-7 |
8-10 |
11-12 |
13 |
14 |
15 |
9 |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5 |
6-7 |
8 |
9 |
10 |
10 |
Инструкция: «В этом опроснике Вам нужно ответить на вопрос: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы моей жизни, и какие ценности менее важны для меня?». Далее приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение каждой ценности.
Ваша задача заключается в том, что бы оценить степень важности каждой ценности, используя следующую оценочную шкалу: О - означает, что ценность совершенно не важна 3 - означает, что ценность важна 6 - означает, что ценность очень важна
Чем выше номер (0,1,2,3,4,5,6), тем более важной данная ценность является для Вас. Отметка -1 используется для оценивания ценностей противоположных вашим принципам. Отметка 7 используется для оценивания ценностей высшей значимости, обычно не должно быть более двух таких ценностей.
Перед каждой ценностью в списке проставьте номер, указывающий важность этой ценности лично для Вас. Постарайтесь различить ценности насколько это возможно используя все номера. Перед тем, как начать, прочитайте ценности из СПИСКА 1, выберите одну из них, которая является самой важной для ВАС, и оцените ее значимость (отметка 7). Далее выберите ценность, которая наиболее противоречит Вашим принципам, и оцените ее (отметка -1).если нет такой ценности, выберите ценность, наименее важную для Вас и оцените ее 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности из СПИСКА 1»
Таблица 5
Пример бланка к методике изучения ценностных ориентаций
Ценность |
Противоположной |
Не важ |
Важной |
Очень важ |
Высшей | ||||
моим принципам |
ной |
ной |
значимости | ||||||
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
|||||||||
9 |
|||||||||
10 |
|||||||||
11 |
|||||||||
12 |
|||||||||
13 |
|||||||||
14 |
|||||||||
15 |
|||||||||
• • • |
|||||||||
30 |
Список ценностей 1
о
Затем предлагается оценить ценности из СПИСКА 2 со следующей инструкцией: «Оцените насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас».
К списку ценностей прилагается бланк (см. пример)
Список ценностей 2
34.ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный) 35.0ТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)
38.3АЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)
5 6 .ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)
57.ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ
Инструкция: «Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте насколько каждый человек похож или непохож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас».
Очень похож на меня |
Похож на меня |
В некоторой степени похож на меня |
Не похож на меня |
Совсем не похож на меня | |
1. Придумывать что-то новое и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад |
|||||
2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей |
|||||
З.Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни |
|||||
4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает |
|||||
5.
Для него важно жить в |
|||||
б.Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне |
|||||
7.0н
верит, что люди должны делать
то, что им говорят. Он считает,
что люди должны всегда |
|||||
8.Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять |
|||||
9.0н считает, что важно не просить больше, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть |
|||||
10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие |
|||||
11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравиться быть свободным в планировании и выборе своей деятельности |
|||||
12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии |
Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации