Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 03:06, дипломная работа
Цель исследования: изучение особенностей Я-концепции женщин не-традиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с Я-концепцией женщин традиционной гетеросексуальной ориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие концептуальные подходы к понятию «Я» и «Я-концепция» в отечественной и зарубежной психологической литературе.
2. Определить актуальные проблемы исследования Я-концепции, а также проанализировать проблемное поле, связанное с теоретическими обоснования¬ми и практикой исследований психологических особенностей представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
3. Провести сравнительный анализ содержательных характеристик Я- концепции женщин различной сексуальной ориентации отдельно по каждому компоненту - когнитивному, эмоциональному, поведенческому и анализ взаимосвязей этих компонентов.
4. Выявить особенности Я-концепции женщин нетрадиционной гомосексуальной ориентации по сравнению с женщинами традиционной гетеросексуальной ориентации.
5. Наметить основные направления психологической работы с женщинами гомосексуальной ориентации.
Введение 4
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции
в контексте феномена гомосексуальности 11
§ 1.1. Теоретические и методологические проблемы
исследования Я-концепции 11
§ 1.2. Я-концепция как установка на себя 22
§1.3. Основные подходы к изучению гомосексуальной ориентации 31
1.3.1. Теории формирования гомосексуальной ориентации 36
1.3.2. Исследования психологических особенностей
людей гомосексуальной ориентации 45
§ 1.4. Выводы 57
Глава 2. Организация и методы исследования,
характеристика выборки 59
§ 2.1 Обоснование подхода и общая организация исследования 59
§ 2.2. Краткое описание методик 63
§ 2.3. Характеристика выборки 78
Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивного, эмоционально- оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции и их взаимосвязей у женщин различной сексуальной ориентации 89
§3.1 Результаты исследования когнитивного компонента
Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 89 § 3.2. Результаты исследования эмоционально-оценочного компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 115
§3.3. Результаты исследования поведенческого компонента Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 119
§ 3.4. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик компонентов Я-концепции у женщин различной сексуальной ориентации 126
§3.5. Обсуждение полученных результатов: особенности
Я-концепции женщин гомосексуальной ориентации 144
Выводы 149
Заключение 152
Список литературы 154
Приложения 167
Введение
а) среднее
б)специальное
в) неполное высшее
г) высшее
3. Где Вы родились и выросли (например: большой город, село, деревня)?
а) с матерью и отцом
б) только с матерью
в)только с отцом
г) с бабушкой и дедушкой
д) с тетей и дядей
е) другое
а) да
б) не знаю, трудно сказать
в) нет
7. Как бы Вы оценили
а) выше среднего уровня
б) на среднем уровне
в) ниже среднего
а) выше среднего уровня
б) на среднем уровне
в) ниже среднего
а) зарабатываете сами
б) получаете от родителей
в) зарабатываете сами и получаете от родителей
г) зарабатывает Ваш партнер
д) другое
а) только мужчины
б) в основном мужчины и изредка женщины
в) женщины и мужчины в равной степени
г) в основном женщины и изредка мужчины
д) только женщины
а) только мужчин
б) в основном мужчин и изредка женщин
в) женщин и мужчин в равной степени
г) в основном женщин и изредка мужчин
д) только женщин
а) да
б) не знаю, трудно сказать
в) нет
а) да
б) не знаю, трудно сказать
в) нет
а) мужественной
б) женственной
а) да
б) нет
а) скорее положительный
б) никаких эмоций у меня не вызывает
в) скорее отрицательный
г) другое
а) да
б) не знаю, трудно сказать
в) нет
а) только мужчины
б) в основном мужчины и изредка женщины
в) женщины и мужчины в равной степени
г) в основном женщины и изредка мужчины
д) только женщины
а) да
б) не знаю, трудно сказать
в) нет
21. В отношениях с партнером Вы предпочитаете:
а) быть лидером
б) быть опекаемой
в) равные отношения
г) быть независимой
д) другое
а) да
б) не знаю, трудно сказать
в) нет
а) материальной
б) психологической
в) медицинской
г) юридической
д) другое
Благодарим за участие в опросе.
Инструкция: «Вам предлагаются пары противоположных качеств. Ваша задача, выбрать одно из двух качеств, которое, по Вашему мнению, больше соответствует Вашему представлению о себе в настоящем, и отметить одну из цифр -1,2, 3, 0 - в зависимости от степени его проявления. 3 - в наибольшей степени соответствует 2 - в большой степени соответствует 1 - иногда соответствует О - трудно сказать, есть и то и другое
После того как Вы закончите со всеми парами, Вам надо будет таким же образом оценить качества, которые больше соответствуют Вашему идеальному представлению о себе, затем оценить качества которые соответствуют Вашему представлению о большинстве женщин, и Вашему представлению о большинстве мужчин».
Таблица 1
Пример бланка к методике «Личностный дифференциал»
Слабый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Сильный |
Разговорчивый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Молчаливый |
Безответственный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Добросовестный |
Упрямый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Уступчивый |
Замкнутый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Открытый |
Добрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Эгоистичный |
Деятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пассивный |
Черствый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Отзывчивый |
Решительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Нерешительный |
Вялый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Энергичный |
Справедливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несправедливый |
Расслабленный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Напряженный |
Суетливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Спокойный |
Враждебный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Дружелюбный |
Уверенный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неуверенный |
Нелюдимый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Общительный |
Честный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Неискренний |
Несамостоятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самостоятельный |
Раздражительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Невозмутимый |
Обработка теста производится с помощью ключа - бланка, подсчитыва- ются значения интегральных шкал: Оценки (О), Силы (С), Активности (А). Также анализируется оценка предложенного понятия отдельно по каждому качеству.
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени».
Выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Обработка проводится по каждой шкале. Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 60мм = 60 баллам). Высота самооценки определяется от «0» мм до знака «-». Кроме анализа ответов по каждой шкале, рассчитывается средняя величина самооценки по всем шкалам. Показатель самооценки находящийся выше середины рассматривается как высокая самооценка.
Рис. 1. Пример бланка к методике Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан A.M.)
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, касающихся отдельных мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Прочтите утверждение опросника и отметьте, пожалуйста в бланке Да или Нет, в зависимости от того согласны Вы или не согласны.
Каждое последующее
1 .Мои
слова довольно редко
12.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки
13.В моей личности есть, наверно, что-то такое, что способно у других вызвать острую неприязнь.
М.Когда я пытаюсь оценить себя, я, прежде всего, вижу свои недостатки.
Информация о работе Особенности я-концепции женщин нетрадиционной сексуальной ориентации