Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка представляет продукт длительного общественно-исторического развития и усваивается ребёнком в сравнительно короткое время. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений.

Содержание

Введение.
1. Педагогическая классификация нарушений речи.
2. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Характеристика образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
4. Специфика работы воспитателя в логопедической группе детского сада.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.docx

— 42.28 Кб (Скачать)

1. Группа для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием. 

2. Группа для детей с общим  недоразвитием речи.

З. Группа для детей с заиканием.

Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в  детских садах общего типа, а также  логопедические пункты в детских  садах общего типа. При общеобразовательных  школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и  трудности в обучении. Кроме этого  существуют специальные школы для  детей с тяжелыми нарушениями  речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются  дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной  школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.

 

Логопедическая помощь детям  дошкольного возраста и школьного  возраста в системе образования  осуществляется в следующих типах  учреждений:

    • Ясли-сад для детей с нарушениями речи
    • Логопедический детский сад
    • Группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа
    • Учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи
    • Школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделение)
    • Логопедические  пункты при общеобразовательных школах
    • Группы  для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа

 

    • Инновационные типы учреждений:

Коррекционно-развивающие  центры (диагностические группы, патронажные  группы, группы для детей с разными  формами речевых нарушений, группы логопедической поддержки для младших  школьников и др.)

Определена структура  этих учреждений, содержание коррекционного и воспитательного воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необходимости  возможность  перевода ребёнка в другое учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития.

Не подлежат зачислению в  данное учреждение умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, с нарушением опорно-двигательного  аппарата, психическими нарушениями  и т.п.

Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям  с различными отклонениями  речевого развития. Их основная задача – коррекция  речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выявление детей с нарушениями  речи и направление их на ПМПК осуществляется логопедами детских поликлиник, педиатрами, психоневрологами; из дошкольных  учреждений – заведующими и воспитателями.

В логопедическом ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различным формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста.

Критерии комплектования групп является глубина речевого недоразвития детей. При отборе детей осуществляется тщательная дифференциальная диагностика речевых  нарушений от сходных состояний – нарушений речи при умственной отсталости, задержке психического развития, нарушений слуха, РДА и др.

Дети с заиканием зачисляются  в группы с 2 лет, как правило с момента появления дефекта (2-3 года) сроком на один год.

Дети с ОНР принимаются  сроком на 2-3 года (в зависимости  от возраста и уровня речевого развития ) в возрасте 3-5 лет, поскольку современные методы обследования речи позволяют установить это нарушение к 2,5 – 3 годам.

Дети с ФФНР принимаются  на один год обучения, так как  к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха.

Дети  с нарушением произношения звуков (наличие 4-5 дефектных звука) зачисляются 

на полгода с целью  их постановки и автоматизации.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении коррекционного обучения, повторно обследуются и при необходимости могут быть направлены в лечебно-педагогические центры.

 

 

  1. Специфика работы воспитателя в логопедической группе детского сада.

 

Проведение всего комплекса  коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных  занятий по исправлению недостатков  речи с выполнением общих программных  требований. Для логопедических групп  разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.

В связи с этим возникает  необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя  и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности  формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и  лексико-грамматической сторон речи и  учитывать речевые возможности  каждого ребенка в процессе учебной  и внеучебной деятельности.

Совместно с логопедом  воспитатель планирует занятия  по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и  подготовке руки к письму. Преемственность  в работе логопеда и воспитателя  предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так  и на других занятиях. Все это  фиксируется в специальной тетради.

Воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых - в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация  и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость  овладения под руководством воспитателя  теми видами деятельности, которые  предусмотрены программами массового  детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.

Важный аспект работы в  логопедической группе - развитие познавательной активности и познавательных интересов  у детей. При этом нужно учитывать  своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей  под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного  воспитания и других причин.

Правильное, педагогически  оправданное взаимодействие воспитателя  и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у  детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной  обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в  детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные  переживания, связанные с речевой  неполноценностью, формировать интерес  к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь  знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться  в различных негативных проявлениях  поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно  организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве  случаев предупреждает появление  стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей  к восприятию материала на будущих  логопедических занятиях, обеспечивая  необходимую познавательную и мотивационную  базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель  сосредотачивает свое внимание на закреплении  результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что  воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:

· закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

· повторение стихотворений, рассказов;

· упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического  слуха, навыков звукового анализа  и синтеза;

· активизация связной  речи в беседе на знакомые лексические  или бытовые темы.

В процессе коррекционной  работы воспитателем уделяется большое  внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация  подвижных игр для детей с  речевыми нарушениями, ввиду того, что  дети данной категории часто соматически  ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого  ребенка и дифференцированно  подбирать подвижные игры. Подвижные  игры, которые обычно составляют часть  физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час  развлечений.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие  игры способствуют также развитию чувства  ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой  игре - также необходимый элемент  педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх  воспитатель активизирует и обогащает  словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых  ситуациях (прием у врача, покупки  в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и  умения.

И так, успех, и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

Использованная литература.

 

  1. Логопедия / Под ред.Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М., - 2002.

 

  1. Неретина Т.Г. Основы специальной педагогики и психологии. – М., 2002.

 

  1. Колесникова И.Г. Специальная педагогика психология. – Рн/Д., - 2010.
  1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1998.

Информация о работе Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи