Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:39, контрольная работа
Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка представляет продукт длительного общественно-исторического развития и усваивается ребёнком в сравнительно короткое время. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений.
Введение.
1. Педагогическая классификация нарушений речи.
2. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Характеристика образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
4. Специфика работы воспитателя в логопедической группе детского сада.
Заключение.
1.
Группа для детей с фонетико-
2. Группа для детей с общим недоразвитием речи.
З. Группа для детей с заиканием.
Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
Логопедическая помощь детям дошкольного возраста и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений:
Коррекционно-развивающие центры (диагностические группы, патронажные группы, группы для детей с разными формами речевых нарушений, группы логопедической поддержки для младших школьников и др.)
Определена структура этих учреждений, содержание коррекционного и воспитательного воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необходимости возможность перевода ребёнка в другое учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития.
Не подлежат зачислению в данное учреждение умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, психическими нарушениями и т.п.
Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача – коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выявление детей с нарушениями речи и направление их на ПМПК осуществляется логопедами детских поликлиник, педиатрами, психоневрологами; из дошкольных учреждений – заведующими и воспитателями.
В логопедическом ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различным формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста.
Критерии комплектования групп является глубина речевого недоразвития детей. При отборе детей осуществляется тщательная дифференциальная диагностика речевых нарушений от сходных состояний – нарушений речи при умственной отсталости, задержке психического развития, нарушений слуха, РДА и др.
Дети с заиканием зачисляются в группы с 2 лет, как правило с момента появления дефекта (2-3 года) сроком на один год.
Дети с ОНР принимаются сроком на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития ) в возрасте 3-5 лет, поскольку современные методы обследования речи позволяют установить это нарушение к 2,5 – 3 годам.
Дети с ФФНР принимаются на один год обучения, так как к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха.
Дети с нарушением произношения звуков (наличие 4-5 дефектных звука) зачисляются
на полгода с целью их постановки и автоматизации.
По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении коррекционного обучения, повторно обследуются и при необходимости могут быть направлены в лечебно-педагогические центры.
Проведение всего комплекса
коррекционного обучения при логопедической
работе требует совмещения специальных
занятий по исправлению недостатков
речи с выполнением общих
В связи с этим возникает
необходимость обеспечить взаимодействие,
преемственность в работе воспитателя
и логопеда в логопедической группе.
Воспитатель должен знать основные
направления коррекционной
Совместно с логопедом
воспитатель планирует занятия
по развитию речи, ознакомлению с окружающим
миром, подготовке к грамоте и
подготовке руки к письму. Преемственность
в работе логопеда и воспитателя
предполагает не только совместное планирование,
но и обмен информацией, обсуждение
достижений детей, как в речи, так
и на других занятиях. Все это
фиксируется в специальной
Воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых - в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития
ребенка, его социальная адаптация
и подготовка к дальнейшему обучению
в школе диктуют необходимость
овладения под руководством воспитателя
теми видами деятельности, которые
предусмотрены программами
Важный аспект работы в
логопедической группе - развитие познавательной
активности и познавательных интересов
у детей. При этом нужно учитывать
своеобразное отставание в формировании
познавательных процессов в целом,
которое складывается у детей
под влиянием речевого недоразвития,
сужения контактов с
Правильное, педагогически
оправданное взаимодействие воспитателя
и логопеда, объединяющее их усилия
в интересах коррекции речи у
детей, в своей основе имеет создание
доброжелательной, эмоционально-положительной
обстановки в логопедической группе.
Психологическая атмосфера в
детском коллективе укрепляет веру
детей в собственные
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
· закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
· повторение стихотворений, рассказов;
· упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
· активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе
воспитателя занимает организация
подвижных игр для детей с
речевыми нарушениями, ввиду того, что
дети данной категории часто соматически
ослаблены, физически невыносливы,
быстро утомляются. Планируя работу по
организации игровой
Игры с движением необходимо
сочетать с другими видами деятельности
детей. Подвижные игры одновременно
помогают успешному формированию речи.
В них часто встречаются
Работа воспитателя по
обучению детей сюжетно-ролевой
игре - также необходимый элемент
педагогической деятельности в логопедической
группе. В сюжетно-ролевых играх
воспитатель активизирует и обогащает
словарь, развивает связную речь,
обучает ритуальному
И так, успех, и эффективность
коррекции речевого недоразвития у дошкольников
определяется системой логопедической
работы, одним из элементов которой является
активное взаимодействие и преемственность
в работе учителя-логопеда и воспитателей
логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем
процессе. В основе системы логопедической
работы лежит индивидуально-
Использованная литература.
Информация о работе Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи