Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка представляет продукт длительного общественно-исторического развития и усваивается ребёнком в сравнительно короткое время. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений.

Содержание

Введение.
1. Педагогическая классификация нарушений речи.
2. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Характеристика образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
4. Специфика работы воспитателя в логопедической группе детского сада.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ.docx

— 42.28 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

ВАРИАНТ №6

ТЕМА: «Особенности воспитания и обучения детей дошкольного  возраста с нарушениями речи».

План.

Введение.

  1. Педагогическая  классификация нарушений речи.
  2. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
  3. Характеристика образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.
  4. Специфика работы воспитателя в логопедической группе детского сада.

Заключение.

 

 

  1. Педагогическая  классификация нарушений речи.

 

 

Речь является сложной  функциональной системой, в основе которой лежит использование  знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка представляет продукт длительного общественно-исторического развития и усваивается ребёнком в сравнительно короткое время. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звукоанализу и синтезу, а процессе речевого развития – высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим  представляет собой не только единицу речи, но и является единицей мышления.

В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно  новое  единство речевого мышления и речемыслительной  деятельности. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено

 тесной взаимосвязью  речи и мышления и ограниченностью  социальных, в частности речевых,  контактов, в процессе которых  осуществляется познание ребёнком  окружающей действительности. 

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности  сохраняются  психофизиологические механизмы речи.

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством  нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Расстройство речи есть нарушение  вербальной коммуникации. Расстроенными  оказываются, о взаимоотношения,  которые существуют между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

 

Нарушения речи рассматриваются в  логопедии в рамках клинико-педагогического  и психолого-педагогического подходов.

 
        Механизмы и  симптоматика речевой патологии  рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

 

    1. Нарушения устной речи:

 

      1. Дисфония (афония)  - отсутствие или нарушения голоса.
      2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
      3. Тахилалия – патологически убыстренный темп речи.
      4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием  мышц речевого аппарата.
      5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном  слухе и сохранной иннервации  речевого аппарата.
      6. Ринолалия – нарушение тембра голоса звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата – гнусавость
      7. Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
    1. Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
      1. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
      2. Афазия – полная или частичная утрата речи.
    1. Нарушение письменной речи:
      1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процессов чтения
      2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процессов письма
      3. Аграфия – несформированность процессов письма в ходе обучения.

 

 

Психолого – педагогическая классификация

нарушений речи.

 

    1. Нарушение средств общения:

 

    1. Фонетико –фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов  формирования произносительной системы родного языка у детей  с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
    2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

 

    1. Нарушения в применении средств общения:

 

Заикание – комбинированный дефект, сочетается  с общим недоразвитием речи. Нарушения речи могут сочетаться с нарушением познавательной деятельности, с сенсорными и двигательными дефектами (слух, зрение, умственно отсталые дети, ДЦП).

 

Специфика отклонений и их выраженность зависят от времени  их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения), от уровня психического  и интеллектуального  развития ребёнка, от влияния окружающей среды и других факторов.

 

  1. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

Наибольшую группу детей с речевым недоразвитием  составляют дошкольники с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Под фонетико-фонематическом недоразвитием понимается недоразвитие звуковой стороны речевой деятельности, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, недоразвитии фонематического  слуха и затруднениях действий по звуковому анализу.

Под общим недоразвитием  речи понимается патологическая форма речевого развития, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетика, фонематические процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие), лексика и грамматика.

Основной задачей  логопедической работы является коррекция  звуковой стороны речи, обогащение словарного запаса и формирование связной  речи.

 Логопедическая работа состоит из последовательных этапов.

На первом этапе работы стимулируется речевая активность ребенка, проводится тренировка дыхательной и голосовой систем, артикуляционная гимнастика.

Второй этап —  работа по обогащению активного и пассивного словарного запаса.

На третьем этапе ребенка учат грамматически правильно строить и распространять предложения, составлять рассказы, пересказывать тексты, работают над коррекцией звукопроизношения и над звуковым анализом, развивают и совершенствуют связную речь.

На всех этапах проводятся занятия по логоритмике, предлагая упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти; общей и мелкой моторики, координацию движений.

Широко используется в  процессе коррекции игровая, музыкальная  и продуктивная деятельность.

Последовательная система  комплексной работы с дошкольниками  с речевым недоразвитием включает различные виды игр; логоритмические занятия; коррекцию речевых нарушений.

В ДОУ для детей с  нарушениями речи предусматривается чёткая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписания занятий; планированием индивидуальной работы с каждым ребёнком; наличием планов фронтальных занятий; оснащение их специальным оборудованием и наглядными пособиями; совместной работы логопеда с воспитателем и родителями.

Так как в структуре  многих речевых нарушений выделяются два типа недостаточности: собственное нарушение речи и обусловленное им недоразвитие неречевых процессов, обеспечивающих речевую деятельность, реабилитационная программа предусматривает 2 направления работы:

1) формирование речевых компонентов (произношение, фонетическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т.д.);

2) развитие познавательных  способностей, внимания, памяти, речевого поведения и д. д.

Конечной целью реабилитации ребёнка с речевыми  нарушениями средствами образования является полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

 

Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия  и осуществляться параллельно с  реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных  упражнений в виде игры, беседы или  зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи  между собой и представляют сложные  системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному  познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, деление  методических рекомендаций на разделы  несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания  располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.

В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания  на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия  дали максимальный результат, рекомендуется  использовать различные игры, как  индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка  в достижении результата и в самом  процессе деятельности, вовлекающие  в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты  детей данного возраста. Большое  значение придается развитию произвольного  внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения  в группе.

В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим  разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом

 

 

  1. Характеристика образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

 

 

Различные виды помощи детям  с нарушениями речи в нашей  стране осуществляются тремя сферами  государственной деятельности:

1) образовательной; 

2) здравоохранительной; 

3) сферой социальной защиты  человека.

В системе образования  дети с нарушениями речи условно  делятся на три группы, соответственно которым и формируются группы в специализированных дошкольных учреждениях: дети с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи, дети с общими недоразвитиями речи и дети с заиканием.

В общеобразовательных детских садах существуют специализированные группы, в которых специалисты оказывают помощь детям с нарушениями речи.

Существуют специальные  логопедические пункты в общеобразовательных  школах и специальные школы для  детей с нарушениями речи. В  специальных школах дети с нарушениями делятся на две категории: дети с тяжелыми нарушениями речи и дети, страдающие тяжелыми формами заикания.

Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием.

Социальная сфера представлена специализированными домами ребенка и психоневрологическими санаториями, где осуществляется диагностика и коррекция различных недостатков развития, в том числе и нарушений речи.

 

Система специальных  образовательных учреждений для детей с нарушениями речи

Система специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи начала развиваться  с 60-х гг. ХХ в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время  оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. В системе образования установлено типовое положение о дошкольных  учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Определены три профиля специальных групп.

Информация о работе Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи