Особенности воображения (фантазий) у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», - говорил Эйнштейн. Воображение - крылья вдохновения, творчества, чувства. Способность воображать и фантазировать помогает нам сохранять чувство неизведанного.
Глаза детей – это особое, не скованное ничем воображение. Для ребенка нет невозможного: «удивительное всегда рядом» - таковы законы его воображения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3.
1.Определение воображения..........................................................................4
2.Виды и формы воображения……………………………………………..6
3. Функции воображения……………………………………………… 10
4.Механизмы создания образов воображения……………………… 12
5.Развитие воображения у детей………………………………………… 14
5.1 Развитие воображения в первые годы жизни ребёнка……………… 15
5.2 Особенности развития воображения ребёнка младшего и среднего
возраста………………………………………………………………… 17
5.3 Воображение старшего дошкольника и школьника………………… 19
6.Развитие воображения в творческой деятельности ребёнка..............22.
Заключение………………………………………………………………… 24
Список литературы……………………………………………………… 26
Вопросы для самоконтроля 27

Работа содержит 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Образы, появляющиеся при  мышлении, есть результат поставленной цели. Образы воображения заранее  непредсказуемы, динамичны, непостоянны.

У животного воображение  отсутствует. Воздействие животного  на внешнюю среду и изменение  внешней среды человеком имеют  принципиальные отличия. В отличие  от животного человек оказывает  воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности, чему способствует воображение. Животное же выполняет свои действия на основании инстинктивного поведения, а не по ранее задуманному плану. М Горький говорил « … именно вымысел поднимает человека над животным».

  8. В чём основное  отличие воображения от представлений  памяти: Основное отличие воображения от представлений памяти в том, что память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. А в образы воображения включено то , что никогда не отражалось в памяти.

       9. Почему, прочитав описание того или  иного заболевания, не искушённый в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы: существуют лица, способные силой воображения вызвать у себя любое недомогание или болезнь, реальные ожоги. Это свидетельствует о том, что воображение тесно связано с эмоциональной активностью личности.

       10. Составьте  схему видов воображения. Охарактеризуйте  каждый вид и покажите его  значимость в практической деятельности  человека:

Воображение может быть четырех основных видов (рис.1):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Основные виды воображения

 

Активное воображение  характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Оно направлено на будущие и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. В качестве примеров можно привести воображение художника, обдумывающего в своей мастерской проекты будущих работ; воображение генерального конструктора мечтающего о летательном аппарате нового типа и т. п.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипнотических состояниях,  в сновидениях, грёзах.

Продуктивное воображение (творческое) отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение (воссоздающие) при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например: командир, глядя на карту местности, воссоздает картину будущего боя; следователь прокуратуры, прибыв на место происшествия мысленно рисует образ действий преступника.

      11. В чем заключается  связь сновидений с реальностью:  сновидения – это пассивная  непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. З. Фрейд утверждал, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура. Во сне же цензура ослабляется, и в сознании человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования.

      12. Составьте  конспект научной статьи Натадзе  Р.Г. Ответьте на вопросы:

а) В чём заключается  стимулирующий фактор воображения?

б) Почему автор рассматривает  воображение как фактор поведения?

Стимулирующую роль в  деятельности человека играет воображение, создающее образы мечты, т.е. мечтание, которое Писарев характеризовал как «побудительную причину», заставляющую человека доводить до конца все свои начинания. Стимулирующее действие воображения проявляется и в непроизвольном импульсивном действии слабовольного человека, ярко представляющего привлекательность стимулирующего – это импульсивное, отклоняющее его от поставленной цели, нарушающее принятое решение. Воображение  активизирует, побуждает человека к дальнейшим действиям, которые приведут его к заветной цели.

     Потому  что в соответствии с представляемой  ситуацией он строит своё дальнейшее  поведение. Бывает, что потребности  человека  благодаря воображению  удовлетворяются в мечтах и тем самым снижают его целеустремлённость, способность к усилию, направленному на достижение цели. В этом случае воображение является негативным фактором поведения, поскольку воображаемое достижение цели подрывает силу мотивации реального поведения, силу побуждения к реальному действию. Но, воображение как фактор поведения проявляется в качестве лишенного самостоятельности компонента других форм деятельности человека. Нет области в повседневной деятельности, где бы ни проявлялось участие нашей фантазии. Воображение как фактор поведения в известной мере стимулирует поведение субъекта и тогда, когда ему твёрдо известна нереальность воображаемого.




Информация о работе Особенности воображения (фантазий) у детей