Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа
«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», - говорил Эйнштейн. Воображение - крылья вдохновения, творчества, чувства. Способность воображать и фантазировать помогает нам сохранять чувство неизведанного.
Глаза детей – это особое, не скованное ничем воображение. Для ребенка нет невозможного: «удивительное всегда рядом» - таковы законы его воображения.
Введение……………………………………………………………………….3.
1.Определение воображения..........................................................................4
2.Виды и формы воображения……………………………………………..6
3. Функции воображения……………………………………………… 10
4.Механизмы создания образов воображения……………………… 12
5.Развитие воображения у детей………………………………………… 14
5.1 Развитие воображения в первые годы жизни ребёнка……………… 15
5.2 Особенности развития воображения ребёнка младшего и среднего
возраста………………………………………………………………… 17
5.3 Воображение старшего дошкольника и школьника………………… 19
6.Развитие воображения в творческой деятельности ребёнка..............22.
Заключение………………………………………………………………… 24
Список литературы……………………………………………………… 26
Вопросы для самоконтроля 27
Познавательная функция обеспечивает управление процессами восприятия, мышления, внимания, памяти, речи путём ассоциативной связи их с формируемым в воображении образами.
Образы воображения не могут возникать сами по себе. Они формируются на основе прошлого опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности, а также на основе общей культуры человека и его индивидуальности. Процесс создания воображения из впечатлений, полученных человеком в реальной действительности, может протекать в различных формах.
Формирование образа воображения включает в себя мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза.
Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта. В ходе такого анализа происходит абстрагирование, которое способствует возникновению процесса воображения, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает.
В результате синтеза возникают различные связи между образами элементов объекта, которые в совокупности приводят к совершенно другому образу нового объекта, не имеющему аналога в реальной жизни.
Существует ряд способов синтеза образов воображения:
Акцентирование основано на искусственном выделении части из целого и придании ей ведущей роли в создаваемом образе. Это подчёркивание черт. Оно часто достигается изменением пропорций в различные стороны. Таким приёмом пользуется карикатура – она использует черты оригинала, утрируя те или иные черты. Также этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая своим голосом, движениями другим людям.
Агглютинация создаёт новый образ путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев.
Типизация – это формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в родственных в чём-то фактах, и воплощение их в конкретном образе. В этом способе одни черты вовсе опускаются, а другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате чего весь образ преобразуется.
Схематизация может иметь место при различных условиях. Она может возникнуть в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом и иногда в них выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. Также она может возникнуть, когда в случае достаточно полного восприятия объекта происходит забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных сторон объекта. Человек осознанно направляет своё внимание на главные, по его мнению, черты и свойства объекта, в результате чего сводит представления до определённой схемы.
Гиперболизация – этот способ предлагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик или элементов объектов, их размеров, численности.
5. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Воображение у людей развивается по-разному и по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.
Слабое развитие
воображения выражается в
Но человек
не рождается с развитым вообра
Считается,
что развивать воображение
- по разнообразию, разнохарактерности процессов воображения;
- по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми; - по уровню детализации построения образов воображения;
- по уровню интеллектуализированности образов воображения, проявляющемуся в мысленной интерпретации другими людьми;
- по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного вида
5.1 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЁНКА
Зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребёнка. Когда ребёнок начинает устанавливать связь между заместителем и обозначаемым предметом, он впервые приобретает возможность представлять себе по рассказу взрослого или картинке вещи, события, действия.
Дети в возрасте полутора лет не способны ещё слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, так как у них отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Но зато они с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. Ребёнок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчётливо представляет, о чём идёт речь.
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Вместе с тем его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям, которые вызывают у них какие-либо чувства. В своих играх ребёнок воспроизводит действия и ситуации, показанные взрослыми или усвоенные по подражанию, не строя собственного замысла. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребёнка чемодан превращается в поезд, стул в пещеру или самолёт, коробка в автомобиль.
Слушая рассказы или сказки, ребёнок начинает представлять себя их персонажем, описанные в них ситуации и события. Однако его жизненный запас впечатлений чрезвычайно ограничен, а главное он ещё не стремится и не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием.
Дети раннего возраста склонны устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чём они слышат от взрослых, и образами конкретных предметов, взятыми из личного опыта. Слушая сказку про деда и бабу, они представляют себе своих собственных дедушку и бабушку, а, слушая сказку про петушка, представляют свою игрушку.
Иногда при наблюдениях
за маленькими детьми
К концу раннего возраста дети нередко начинают сочинять собственные сказки, рассказы. Но это только склеивание кусочков из знакомых произведений.
Большое значение
в формировании воображения
Возникновение воссоздающего
воображения, при всей его
5.2 ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
В начале
дошкольного возраста
В среднем дошкольном
возрасте под влиянием
В первой половине дошкольного детства, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребёнка, материала, накопившегося в его памяти, и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинах. Однако опыт ребёнка беден, уровень понимания ещё достаточно низок. Поэтому возникающие образы часто далеки от реальности, содержат смешение самых разнородных элементов, почерпнутых из разных источников. В частности в них нередко смешивается реальное и сказочное, фантастическое.
Этот этап
связан с появлением активного
воображения. Процесс
Отличительная
особенность образов
Постоянное
возникновение образов
В этот период дети начинают свободно фантазировать – сочинять сказки и рассказы, по образцу услышанные ими от взрослых. Такие сочинения, продолжая основываться на названии знакомых образов по случайным основаниям, становятся более разнообразными и оригинальными. Подобные сочинения детей ещё не имеют определённой цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Поэтому их нельзя считать проявлениями активного воображения. Элементы активного воображения постепенно складываются в игре, рисовании, конструировании. Однако они ещё включены в сам процесс выполнения деятельности и зависят от внешних «толчков» - попадающихся на глаза предметов, случайных результатов собственной деятельности.
5.3 ОСОБЕННОСТИ
ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШЕГО
Старший дошкольный возраст – возраст, в котором активное воображение ребёнка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности, предваряя её. Ребёнок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Вместе с тем воображение объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действия воображения от результатов мыслительных действий.
В этом
периоде следует отметить две
важные функции и линии развития воображения. Первая связана
с освоением Знаково-символической деятельности
и определяется ролью механизмов воображения
в овладении ребёнком произвольным вниманием,
памятью, логическим мышлением. Вторая
функция воображения, связанная с ориентировачно-
Информация о работе Особенности воображения (фантазий) у детей