Особенности воображения (фантазий) у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», - говорил Эйнштейн. Воображение - крылья вдохновения, творчества, чувства. Способность воображать и фантазировать помогает нам сохранять чувство неизведанного.
Глаза детей – это особое, не скованное ничем воображение. Для ребенка нет невозможного: «удивительное всегда рядом» - таковы законы его воображения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3.
1.Определение воображения..........................................................................4
2.Виды и формы воображения……………………………………………..6
3. Функции воображения……………………………………………… 10
4.Механизмы создания образов воображения……………………… 12
5.Развитие воображения у детей………………………………………… 14
5.1 Развитие воображения в первые годы жизни ребёнка……………… 15
5.2 Особенности развития воображения ребёнка младшего и среднего
возраста………………………………………………………………… 17
5.3 Воображение старшего дошкольника и школьника………………… 19
6.Развитие воображения в творческой деятельности ребёнка..............22.
Заключение………………………………………………………………… 24
Список литературы……………………………………………………… 26
Вопросы для самоконтроля 27

Работа содержит 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. МАКСИМА  ТАНКА

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОСНОВ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу

                       «Общая психология»

                                   на тему:

 

«Особенности  воображения (фантазий) у  детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1курса

группы 013 заочного отделения

платной формы обучения

Ладутько Ирина Олеговна

 

 

 

 

МИНСК, 2007

 

               ПЛАН

 

Введение……………………………………………………………………….3.

1.Определение воображения..........................................................................4

2.Виды и формы воображения……………………………………………..6

3. Функции воображения………………………………………………       10

4.Механизмы создания  образов воображения………………………       12

5.Развитие воображения  у детей…………………………………………  14

  5.1 Развитие воображения в  первые годы жизни ребёнка………………  15

  5.2 Особенности развития воображения  ребёнка младшего и среднего 

         возраста………………………………………………………………… 17

  5.3 Воображение старшего  дошкольника и школьника………………… 19

6.Развитие  воображения в творческой деятельности  ребёнка..............22.

Заключение…………………………………………………………………  24

Список литературы………………………………………………………    26

Вопросы для  самоконтроля                                                                          27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   «Воображение  важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все  на свете, стимулирует прогресс  и является источником его  эволюции», - говорил Эйнштейн. Воображение - крылья вдохновения, творчества, чувства. Способность воображать и фантазировать помогает нам сохранять чувство неизведанного.

   Глаза детей  – это особое, не скованное  ничем воображение. Для ребенка  нет невозможного: «удивительное  всегда рядом» - таковы законы его воображения.

   У ребёнка опыт  наблюдений ещё мал, поверхностны  ассоциации, нетрадиционен запас  элементов, способных подобно  стеклышкам калейдоскопа воссоздавать  в воображении новые узоры,  и от того подчас так неожиданны  эти узоры.

   Детское воображение действительно не знает невозможного. Развивать в ребёнке пылкий и светлый дар воображения – сложнейшая и благороднейшая цель – увидеть и рассмотреть в маленьком человечке будущего творца.   

   Маленькие дети  творят ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе творчества они открывают тайны созидания, испытывают радость и разочарование.

Направлять воображение  – это одновременно и воспитывать  отношение к миру.

 

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

   Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Каждую секунду на его органы чувств воздействует множество разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причём одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира  не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определённой обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно  изменять её.

    Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся ещё с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создаёт в своём сознании образ, которого в реальности пока не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс – процесс создания новых психических образов – и получил название воображения.

    Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Это тайное «действо» психики, которое ставит её на высший уровень развития природы. Процесс воображения свойственен только человеку и является специфическим  видом его психической активности. Способность воображения опережать действительность выходить за её пределы, угадывать будущие в прошлом и настоящем подчёркивал ещё М. Монтень: «Сильное воображение порождает событие». Воображаемый образ – это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в жизнь.

    Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т.е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве.

    Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с другими психическими процессами – памятью и мышлением. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий бывших ранее в его опыте, то можно говорить о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, можно сказать о деятельности воображения.

   Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определённых случаях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуаций настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции поведения человека.

   Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ И ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение может быть четырёх основных видов (рис.1):

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Рис.1. Основные виды воображения

    Активное  воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. 

     Пассивное воображение возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, в сновидениях, в состоянии полусна или горячего бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический  характер. Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т. е играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким-то причинам. Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать.

     Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более точно соответствующее его описанию. Когда человек слушает рассказ, читает книгу, смотрит картины в музее, то он каждый раз представляет себе то, что описывается и показывается. Представления воссоздающего воображения различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям задачи в значительно мере определяется жизненным опытом человека, накопленным им раньше запасом представлений. Но яркость, живость, отчётливость новых образов зависит уже не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.

     Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире. В творческом воображении человек создаёт представления, руководствуясь только целями, которые он ставит перед собой. Эти представления различаются по оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения – это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают. Так для изобретателя, архитектора, учёного наиболее значима реалистичность представлений, возможность их воплощения в жизнь или подтверждение в ходе дальнейших исследований. Для писателя или художника решающее значение имеют оригинальность или яркость представлений, реалистичность же в некоторых случаях, например при создании сказок, фантастических произведений, может и вовсе не соблюдаться.

     Формирование  образов воображения может осуществляться в различных формах (рис.2):

 

                                                


                             Рис.2. Формы проявления образов воображения

   Мысленный эксперимент – это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело с исключительно идеальной «моделью – образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям. Эта форма воображения часто используется на ранних стадиях проектирования организационных, технических и экономических систем, когда реальные эксперименты невозможны из-за дефицита времени, ограниченности материальных средств или связаны с опасностью для жизни людей, участвующих в разработке систем.

    Фантазия – это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Он изменяет картину действительности, отражённой в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на устоявшееся, традиционное.  Фантазия порождает творческую активность человека, приближает будущее. Но встречается и фантазирование в чистом виде. Некоторые люди склонны как бы приукрашивать им повседневную жизнь, не уходя при этом в мир грёз.

    Мечта – это форма воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределённое время. Между мечтой и её воплощением в жизнь располагаются воля, решительность и целеустремлённость. Эти личностные качества составляют подъёмную силу мечты, дают её возможность осуществиться. Мечта способна преобразить мир и самого человека. Без мечты человек не использует даже половины своей жизни. Мечта даёт человеку жить настоящим и будущим, жить за себя и за других людей, т.е. жить одновременно несколькими жизнями. Она определяет судьбу человека, его характер, его личность.

   Грёзы – это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремлённое в далёкое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грёзах отсутствует воля индивида. Они заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать, отвлекают от несбывшихся надежд, перенесённых потрясений, смягчают повседневный гнёт тяжёлых мыслей.

     Сновидения – это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Осознание и субъективное переживание сновидения, происходит, как правило, сразу после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом неожиданном сюжете переплетаются объекты различной природы, относящиеся как к  прошлому, так и настоящему. Установлено, что тематика сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально- личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями, состоянием здоровья.

 

  1. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

   Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, благодаря чему люди постоянно мечтают. Он продолжает работать даже тогда, когда в мозг не поступает информация. Именно в этот  момент начинает работать воображение.

    Воображение «проникает» в жизнь и деятельность человека через ряд функций:


 

 

   Рис.3. Функции воображения

   

    Прагматическая  функция проявляется в использовании формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.

     Психотерапевтическая функция воображения состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. В психоанализе эта функция направлена на проникновение в сферу подсознания клиентов и выработку у них положительных эмоций на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приёмами. Велика её роль в психокоррекции ошибочных действий, допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей. Ошибки возникают из-за искажённых виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектов. Психокоррекция разрушает виртуальные образы воображения, переделывая их в образы восприятия и представления реальных состояний управляемых объектов.

    Психодиагностическая функция использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния.

Информация о работе Особенности воображения (фантазий) у детей