Особенности воображения (фантазий) у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», - говорил Эйнштейн. Воображение - крылья вдохновения, творчества, чувства. Способность воображать и фантазировать помогает нам сохранять чувство неизведанного.
Глаза детей – это особое, не скованное ничем воображение. Для ребенка нет невозможного: «удивительное всегда рядом» - таковы законы его воображения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3.
1.Определение воображения..........................................................................4
2.Виды и формы воображения……………………………………………..6
3. Функции воображения……………………………………………… 10
4.Механизмы создания образов воображения……………………… 12
5.Развитие воображения у детей………………………………………… 14
5.1 Развитие воображения в первые годы жизни ребёнка……………… 15
5.2 Особенности развития воображения ребёнка младшего и среднего
возраста………………………………………………………………… 17
5.3 Воображение старшего дошкольника и школьника………………… 19
6.Развитие воображения в творческой деятельности ребёнка..............22.
Заключение………………………………………………………………… 24
Список литературы……………………………………………………… 26
Вопросы для самоконтроля 27

Работа содержит 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

    Приобретая  активный характер, воссоздающее  воображение ребёнка значительно  полнее и точнее, чем раньше  воспроизводит действительность. Ребёнка перестаёт путать настоящее и вымышленное, реальное и фантастическое.

    Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра. Первоначально дети строят замысел игры, придумывая сюжет постепенно в ходе игры. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга. Но замысел – ещё не развёрнутая картина воображения. В нём намечена только общая суть будущей игры, подробности же возникают в процессе.

   Доля активного воображения в придумывании и воспроизведении игры увеличивается при переходе ребёнка к режиссёрским играм, где весь замысел строит и воплощает сам ребёнок, пользуясь игрушками только как внешними опорами. Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения.

     Рождаясь  в игре, активное воображение  переносится в другие виды деятельности, - рисование, конструирование, лепка. Яркость, эмоциональность, лёгкость и быстрота возникновения образов воображения приобретают новое значение, когда воображение начинает подчиняться единой цели, участвовать в построении и реализации замыслов. Эти особенности приводят к оригинальности замыслов и результатов детского творчества.

    Сочинённые  детьми сказки и истории в  старшем дошкольном возрасте  становятся более организованными,  последовательными, часто имеют  вполне законченный сюжет.

    Но при всей  значимости активного воображения  в общем,  психическом развитии  ребёнка, с ним связана и  известная опасность. У некоторых  детей воображение начинает заменять  действительность, создаёт особый  фантастический мир, в котором  ребёнок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания взрослых, так как иногда свидетельствуют об искажениях в развитии личности ребёнка. Большей частью, однако, - это временное явление, которое впоследствии исчезает.

 

     Школьный период характеризуется бурным развитием воображения. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребёнок активно использует своё воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребёнок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат основой для воображения и стимулируют творческую деятельность ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ВООБРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

    Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Воображение является основой творчества. Это процесс создания новых образов, т.е. таких образов, каких не существует в действительности. Творческое воображение – это создание оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение, и воплощение в жизнь. В творческом процессе ребёнка воображение выступает как сложная психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы.

     Принципы  для развития творческого воображения  у детей:

а) Прежде чем приступать к развитию у детей творческого воображения, следует сформировать у ребёнка необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;

б) Содержание развивающих  пособий должно ориентироваться  на личность и его взаимодействие с другими детьми;

в) Стимулировать детей  к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы;

г) Учить ребёнка находить собственное решение поставленной задачи.

     В творческой  деятельности огромную роль играет  эмоциональное значение воображения. Эмоции, нереализованные в жизни, находят выход и выражение в произвольном комбинировании элементов действительности. В детской деятельности, особенно в игре, проявляется «двойное выражение» чувств. Ребёнок в игре всегда творчески преображает действительность. Люди и вещи легко приобретают новый смысл.

      Специфичным  для дошкольного возраста являются  продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, аппликация, лепка. В результате осуществления  этой деятельности ребёнок производит  какой-то продукт, отображая в  нём впечатления и опыт. Особое значение для развития воображения ребёнка в творческой деятельности играет изобразительное искусство. Оно позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребёнку возможность придумать и выполнить что-либо самостоятельно. При выполнении творческих заданий у ребёнка возникает необходимость самому комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить различные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт. Одним из видов изобразительного искусства является рисование. Это одно из наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

Трудно представить  себе ребёнка, который не любит рисовать. Некоторые дети просто одержимы этой деятельностью, другие относятся к  рисованию с меньшим интересом. Но для каждого ребёнка изображение  на плоскости – средство выражения своих знаний о мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

   Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать и фантазировать.

   Философ Э.В. Ильенков так определил роль воображения в жизни человека: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

   Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую – либо программу без воображения просто невозможно. Оно является высшей необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность. Поэтому основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упустить время и заниматься с ребёнком постоянно.

   Учебные заведения  также играют важную роль в  развитии воображения и творческих способностей ребёнка. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для детей разработана программа обучения, зависит уровень развития ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 1988.
  2. Козубовский В.М Общая псхология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Амалфея, 2006
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006
  4. Немов Р.С Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии.
  5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
  6. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. – М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и задания  по теме:

  1. Что является источником и материалом наших фантазий: практически вся материальная и духовная культура является источником наших фантазий. Материалом воображения могут быть:

      - образ  конечного результата реальной предметной деятельности;

      - картина  собственного поведения в условиях  полной информационной  неопределённости;

            - образ ситуации, разрешающей актуальные  для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

     2. Обосновать  тезис о том, что в любой,  даже самой несложной деятельности  человека присутствует воображение:  воображение присутствует в любом  виде нашей деятельности, поскольку,  прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаём. Нужна выработка чёткого плана, а только потом его воплощение на практике.

      3. Почему  с помощью воображения расширяются  границы познания человеком действительности: познание человеком мира происходит при помощи познавательных процессов, которые приводят к возникновению психических явлений, эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, памяти и воображению. Каждый из познавательных процессов обеспечивает определённую сторону познания человеком окружающего мира. Так воображение анализирует полученную информацию, открывает за внешними качествами вещей их внутренние скрытые свойства и отношения, выводит законы, определяющие разные стороны действительности, строит новые образы, позволяющие изменять и преобразовывать действительность.

      4. В чем  специфика и взаимосвязь воссоздающего  и творческого воображения: задачи  воссоздающего воображения состоят  в воссоздании, восстановлении  предметов, явлений, событий по их изображению и словесному описанию. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, событий. Но, несмотря на различия, нельзя резко разделять друг от друга творческое и воссоздающие воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, так же как творческое воображение человека опирается на образы воссоздающего.

      5. Дать  объяснение того, что воображаемая  картина  смертельной опасности вызывает у человека изменение пульса, дыхания: у людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, т. е проявляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, несущую в себе угрозу для него.

      6. Назвать  качества личности, в которых  проявляется развитое, ярко выраженное воображение: степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Наиболее отчётливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень развития воображения встречается у людей, занимающихся творческим трудом,- писателей, художников, музыкантов, учёных.

      7. Сравните  воображение с другими  познавательными  психическими процессами. Можно ли говорить о наличии воображения у животных: хотя воображение тесно связано с восприятием, памятью, представлением и мышлением, но оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причём источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет.

Представления порождают  образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и  при восприятии, должны повторять  свой оригинал.

Память помогает воспроизвести  лишь то, что человек когда –  то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда  не отражалось в памяти.

Информация о работе Особенности воображения (фантазий) у детей