Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа
«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», - говорил Эйнштейн. Воображение - крылья вдохновения, творчества, чувства. Способность воображать и фантазировать помогает нам сохранять чувство неизведанного.
Глаза детей – это особое, не скованное ничем воображение. Для ребенка нет невозможного: «удивительное всегда рядом» - таковы законы его воображения.
Введение……………………………………………………………………….3.
1.Определение воображения..........................................................................4
2.Виды и формы воображения……………………………………………..6
3. Функции воображения……………………………………………… 10
4.Механизмы создания образов воображения……………………… 12
5.Развитие воображения у детей………………………………………… 14
5.1 Развитие воображения в первые годы жизни ребёнка……………… 15
5.2 Особенности развития воображения ребёнка младшего и среднего
возраста………………………………………………………………… 17
5.3 Воображение старшего дошкольника и школьника………………… 19
6.Развитие воображения в творческой деятельности ребёнка..............22.
Заключение………………………………………………………………… 24
Список литературы……………………………………………………… 26
Вопросы для самоконтроля 27
Приобретая
активный характер, воссоздающее
воображение ребёнка
Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра. Первоначально дети строят замысел игры, придумывая сюжет постепенно в ходе игры. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга. Но замысел – ещё не развёрнутая картина воображения. В нём намечена только общая суть будущей игры, подробности же возникают в процессе.
Доля активного воображения в придумывании и воспроизведении игры увеличивается при переходе ребёнка к режиссёрским играм, где весь замысел строит и воплощает сам ребёнок, пользуясь игрушками только как внешними опорами. Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения.
Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности, - рисование, конструирование, лепка. Яркость, эмоциональность, лёгкость и быстрота возникновения образов воображения приобретают новое значение, когда воображение начинает подчиняться единой цели, участвовать в построении и реализации замыслов. Эти особенности приводят к оригинальности замыслов и результатов детского творчества.
Сочинённые
детьми сказки и истории в
старшем дошкольном возрасте
становятся более
Но при всей
значимости активного
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения. Необходимость понимания учебного материала обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребёнок активно использует своё воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребёнок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат основой для воображения и стимулируют творческую деятельность ребёнка.
6. ВООБРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА
Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Воображение является основой творчества. Это процесс создания новых образов, т.е. таких образов, каких не существует в действительности. Творческое воображение – это создание оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение, и воплощение в жизнь. В творческом процессе ребёнка воображение выступает как сложная психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственно воображения и эмоционально-потребностной сферы.
Принципы
для развития творческого
а) Прежде чем приступать к развитию у детей творческого воображения, следует сформировать у ребёнка необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;
б) Содержание развивающих пособий должно ориентироваться на личность и его взаимодействие с другими детьми;
в) Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы;
г) Учить ребёнка находить
собственное решение
В творческой
деятельности огромную роль
Специфичным
для дошкольного возраста
Трудно представить
себе ребёнка, который не любит рисовать.
Некоторые дети просто одержимы этой
деятельностью, другие относятся к
рисованию с меньшим интересом.
Но для каждого ребёнка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать и фантазировать.
Философ Э.В. Ильенков так определил роль воображения в жизни человека: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую – либо программу без воображения просто невозможно. Оно является высшей необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность. Поэтому основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребёнка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упустить время и заниматься с ребёнком постоянно.
Учебные заведения также играют важную роль в развитии воображения и творческих способностей ребёнка. От того, насколько профессионально учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и интересно для детей разработана программа обучения, зависит уровень развития ребёнка и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы и задания по теме:
- образ конечного результата реальной предметной деятельности;
- картина
собственного поведения в
- образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.
2. Обосновать
тезис о том, что в любой,
даже самой несложной
3. Почему
с помощью воображения
4. В чем
специфика и взаимосвязь
5. Дать объяснение того, что воображаемая картина смертельной опасности вызывает у человека изменение пульса, дыхания: у людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, т. е проявляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащение пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, несущую в себе угрозу для него.
6. Назвать качества личности, в которых проявляется развитое, ярко выраженное воображение: степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Наиболее отчётливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень развития воображения встречается у людей, занимающихся творческим трудом,- писателей, художников, музыкантов, учёных.
7. Сравните
воображение с другими
Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять свой оригинал.
Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда – то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти.
Информация о работе Особенности воображения (фантазий) у детей