Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования особенностей развития внимания определяется тем, что внимание необходимо для формирования личности и адаптации в современном мире детей с интеллектуальной недостаточностью, развития их интеллектуальных способностей и существенно влияет на эффективность обучение и воспитание. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах.
Цель работы - изучение развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..2 стр.

Глава 1. Особенности развития внимания у детей с нормальным и аномальным развитием интеллекта……………………………………….. 4 стр.
1.1 Особенности развития внимания у младших школьников с нормальным развитием ……………………………………………………………………4 стр.
1.2 Особенности развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………. 10 стр.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……...…. 18 стр.
2.1 Характеристика детей …………………………………………………18 стр.
2.2 Цели и задачи констатирующего этапа эксперимента ………………18 стр.
2.3 Методы исследования …………………………………………………19 стр.
2.4 Анализ результатов эксперимента ……………………………………28 стр.

Заключение ………………………………………………………………..29 стр.

Список литературы ………………………………………………………..31 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курсs.docx

— 68.51 Кб (Скачать)
 
 

Заключение 

В данной работе был исследован вопрос особенностей внимания младших школьников.

В процессе работы удалось решить поставленные задачи: изучить особенности внимания младших школьников в отечественной и зарубежной литературе;

Выявить особенности развития внимания младших  школьников с нарушением интеллекта.

     Анализ  теоретических источников и результаты экспериментального исследования внимания у младших школьников с нарушением интеллекта показали, что проблема является актуальной.

     Внимание  в жизни и деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

     Специалисты выявили, что у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта снижен порог внимания. Страдают все функции внимания: объем, устойчивость и концентрация. Особенно следует отметить непреодолимые  трудности при переключении внимания с одного объекта на другой.

     Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования была подтверждена гипотеза.

     Присущие  младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения внимания препятствуют формированию у них  целенаправленности в поведении  и деятельности, резко снижают  их работоспособность и тем самым  значительно затрудняют организацию  учебно-воспитательного процесса в  коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

     Поэтому, учитывая наличие данных недостатков внимания, можно прийти к выводу, что необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

  1. Баскакова И.Л. Внимание школьников - олигофренов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. – 128 с.
  2. Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1977. – С. 81 – 88.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. – 207 с.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. – 500 с.
  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та,  1976. – 150 с.
  6. Гальперин Г.Я., Кобыльницкая СИ. Экспериментальное формирование внимание. - М, 1974.
 
  1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. – 55 с.
  2. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998. – 94 с.
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. – 112 с.
  4. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985.– 167с.
  5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.
  6. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. – 1977. - № 5. - С. 20-25.
  7. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Информ. – реклам. – Изд. фирма «Тривола», 1995. – 347 с.
  8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. – 190 с.
  9. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 1999. – 414 с.
  10. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. // Дефектология. – 2003. - №2. – С. 18 – 25.
  11. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972. – 104 с.

Информация о работе Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью