Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования особенностей развития внимания определяется тем, что внимание необходимо для формирования личности и адаптации в современном мире детей с интеллектуальной недостаточностью, развития их интеллектуальных способностей и существенно влияет на эффективность обучение и воспитание. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах.
Цель работы - изучение развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..2 стр.

Глава 1. Особенности развития внимания у детей с нормальным и аномальным развитием интеллекта……………………………………….. 4 стр.
1.1 Особенности развития внимания у младших школьников с нормальным развитием ……………………………………………………………………4 стр.
1.2 Особенности развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………. 10 стр.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……...…. 18 стр.
2.1 Характеристика детей …………………………………………………18 стр.
2.2 Цели и задачи констатирующего этапа эксперимента ………………18 стр.
2.3 Методы исследования …………………………………………………19 стр.
2.4 Анализ результатов эксперимента ……………………………………28 стр.

Заключение ………………………………………………………………..29 стр.

Список литературы ………………………………………………………..31 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курсs.docx

— 68.51 Кб (Скачать)
ify">     Ланге Н.Н. говорил, что наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, которые отличаются повышенной тщательностью при выполнении любых работ, заданий. Поэтому учителю приходится делать специальную паузу для того, чтобы они успевали за темпом учебного процесса. Но есть так же дети и другой категории, т.е. дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком ее качестве. Если у предыдущих доминирует установка на точность работы, то у последних - установка на скорость. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в классных работах многих других, но проверка обнаружила у них большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним - недостатком внимания.

     Таким образом высокая продуктивность этих учеников обесценивается. Внимательные ученики отличаются от всех остальных оптимальным сочетанием продуктивности и точности при выполнении заданий. За короткий промежуток времени они успевают выполнить большой объем работы при минимальном количестве ошибок.

     Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие  внимание не на учебных занятиях, а  на чем-то другом - на своих мыслях, далеких  от учебы, рисовании на парте и  т.д. Если такой ребенок смотрит  в учебник, он не видит правило  или упражнение, а целенаправленно  изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к данному  уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерна сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания.

     Внимательные  и невнимательные ученики различаются  и в динамике работы. Период «врабатывания», когда человек овладевает деятельностью, есть и у тех, и у других; он сопровождается снижением темпа. Однако у внимательных учеников темп затем  нарастает, а у невнимательных этого  не происходит.

     На  основании этого можно сделать вывод, что внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах (обычно в 1 и во 2) через каждые 10- 15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой по объему, и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределения внимания. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка.

     Очень часто, именно из-за неумения управлять  вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе.

     Анализ  литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в  учебной деятельности, так как  именно в начальных классах закладываются  основы успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся 4 класса становятся более внимательными, чем учащиеся 1 класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению  и переключению внимания, увеличению объема внимания. 
 
 

    1.   Особенности внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
 

     С того времени, как умственно отсталые дети были выделены из детской популяции  и стали предметом специального изучения, клиницисты, психологи, педагоги настойчиво говорят о глубоких нарушениях их внимания. В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи  оценивали как сущность умственной отсталости. И в настоящее время  эти отклонения рассматриваются  многими отечественными и зарубежными  учеными как один из важнейших  показателей клинической характеристики умственно отсталых детей

     Уровень развития внимания учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или  их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они  не улавливают многое из того, о чем  им сообщает учитель. По этой же причине  учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Для того чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать, по крайней мере, два ее источника.

     Первый  и наиболее типичный источник - колебания  психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных  фазовых состояний в коре головного  мозга. Это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Эта истощаемость, или, иначе, утомляемость, обнаруживается не только к концу школьного дня. Истощаемость может наступить и на первом уроке после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого школьника с ослабленной нервной системой (даже у ученика массовой школы). Однако у многих учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида колебания тонуса психической активности возникают постоянно и очень часто

     По  данным Э.С. Мандрусовой, церебрастенические состояния наблюдаются у детей с интеллектуальной недостаточностью и других учащихся специального коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида. Эти состояния значительно затрудняют усвоение изучаемых в школе предметов. По ее же данным, есть церебрастеничные школьники, которые настолько сообразительны, что их никак нельзя отнести к числу учащихся с нарушением интеллекта. Однако (по причине церебрастении) они оказываются не в состоянии учиться в массовой школе. Грубо выраженные и частые колебания внимания мешают им усвоить программу не только массовой, но и коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида. Длительная, травмирующая их психику школьная неуспеваемость вызывает у этих учащихся невротические и психопатоподобные синдромы

     В исследовании М.С. Певзнер на основании  клинических и патофизиологических  данных было показано, что ведущим  нарушением высшей нервной деятельности у всех учащихся с нарушением интеллекта является патологическая инертность нервных  процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем М.С. Певзнер говорит  о том, что у некоторых учащихся с нарушением интеллекта наблюдается  нарушение баланса между основными  нервными процессами. Иначе говоря, речь идет о преобладании возбуждения  над торможением или, напротив, торможения над возбуждением. Специалисты отмечают, что у учащихся с нарушением интеллекта часто возникают летучие кратковременные  фазовые состояния, которые во время  учебной деятельности проявляют  себя в колебаниях внимания

     И.Л. Баскакова указывает, что при  изучении внимания учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида необходимо использовать систему постепенно усложняющихся экспериментальных приемов.

     Она изучала устойчивость внимания при  выполнении однообразной работы (корректурная проба), а затем той же работы при  так называемой смысловой помехе (школьники должны были выполнять ту же работу - вычеркивать буквы в содержательном тексте). Далее внимание изучалось в условиях, требующих его переключения. И.Л. Баскаковой были подобраны методики так, что допускали возможность проведения не только индивидуальных, но и коллективных экспериментов. Это давало возможность собрать большой фактический материал. В целях сравнения с нормой эксперименты проводились не только с учащимися коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида, но и с их здоровыми сверстниками

     Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой-либо одной функции или способности. Солье, например, считал, что «…главной причиной умственной отсталости является недостаток произвольного внимания».

     В действительности интеллектуальная недостаточность - результат сочетания многих условий  развития.

     Как бы ни определять понятие «внимание», его противоположностью считается  необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием  внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из-за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят  стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только, в  какие-то отрезки времени, то есть в  моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.

     С точки зрения П.Я. Гальперина внимание является одним из феноменов ориентировочно - исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое  действие, направленное на содержание образа, мысли и другого явления. Внимание играет существенную роль в  регуляции интеллектуальной активности. Он считал, что «внимание нигде  не выступает как самостоятельный  процесс, оно открывается как  направленность, настроенность, и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

     Внимание - это психическое состояние, характеризующее  интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности  на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

     Под нарушением внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности  психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления, или  при органических поражениях коры головного  мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может  воспринимать только небольшое число  объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость  на побочные раздражители.

     Проведенные исследования и психодиагностика свойств  внимания А.А Осиповой и Л.И. Малашынской были направлены, на изучение особенностей нарушения внимания у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Одним из важных условий получения достоверных результатов - это установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Работу с ребенком начинали с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию могли свести все усилия психолога на нет. С целью выявления нарушений внимания проводилась психодиагностика, наблюдения за учащимися вспомогательной школы. В процессе исследования свойств внимания были выявлены следующие нарушения: умственно отсталые учащиеся неспособны, сохранять внимание, они не могут выполнить задание до конца, не собраны при его выполнении; отмечается снижение избирательного внимания, рассеянность, неспособность сосредоточится на предмете; повышенная отвлекаемость, дети непроизвольно перемещают внимание с одного объекта на другой, при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое; наблюдается снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно; а так же очень влияет на характер внимания темп учебной работы. Замедленный темп рассеивает внимание, снижает активность учащихся. Ускоренный темп также не благоприятен, учащиеся не успевают следить за мыслью учителя, быстро утомляются, расслабляются.

     Внимание  детей с интеллектуальной недостаточностью преимущественно непроизвольно. Оно  характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудной переключаемостью, нарушением концентрации, устойчивости, и распределения.

     Исследователи М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, С.Л. Рубинштейн подчеркивают тесную взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания. Рассмотрим некоторые особенности основных свойств внимания учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида.

     Объем внимания — это количество объектов, которые человек может одновременно охватить своим вниманием. Установлено, что объем внимания у первоклассников  с нарушением интеллекта низкий, так  как ограничивается 1 — 2 объектами. У третьеклассников он несколько  выше (2 — 3 объекта). Однако при определенных благоприятных условиях он может  расширяться. К числу таких условий  относятся: предварительная инструкция, повышающая мотивацию деятельности младших школьников с нарушением интеллекта; предварительное знакомство учащихся с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними; оптимальное количество воспринимаемой одновременно зрительной информации и ее содержание (цифры, буквы, изображения предметов). При активизирующей инструкции, меняющей мотивацию выполнения задания и включающей элементы соревнования, объем внимания у школьников значительно повышается. Замечено, что нецелесообразно чрезмерно уменьшать или увеличивать количество предъявляемых объектов, так как у данной категории учащихся это может привести к сужению объема внимания. Оптимальным количеством предъявляемой зрительной информации для первоклассников является 3 — 5, а для учеников III класса — 5 — 7 объектов.

     Исследования  И.Л. Баскаковой показали зависимость  объема внимания учащихся с нарушением интеллекта от наличия смысловых  связей между предъявляемыми объектами. При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников  повышается. У третьеклассников значительно  возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически  связанных между собой, но и букв, образующих слова, т. е. при восприятии более абстрактного материала. Это  свидетельствует о том, что к III классу у школьников с нарушением интеллекта формируется умение группировать логически взаимосвязанные объекты. Вместе с тем объем внимания учащихся младших классов коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в  которых требуется более высокий  уровень обобщения и осмысления.

Информация о работе Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью