Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования особенностей развития внимания определяется тем, что внимание необходимо для формирования личности и адаптации в современном мире детей с интеллектуальной недостаточностью, развития их интеллектуальных способностей и существенно влияет на эффективность обучение и воспитание. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах.
Цель работы - изучение развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..2 стр.

Глава 1. Особенности развития внимания у детей с нормальным и аномальным развитием интеллекта……………………………………….. 4 стр.
1.1 Особенности развития внимания у младших школьников с нормальным развитием ……………………………………………………………………4 стр.
1.2 Особенности развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………. 10 стр.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……...…. 18 стр.
2.1 Характеристика детей …………………………………………………18 стр.
2.2 Цели и задачи констатирующего этапа эксперимента ………………18 стр.
2.3 Методы исследования …………………………………………………19 стр.
2.4 Анализ результатов эксперимента ……………………………………28 стр.

Заключение ………………………………………………………………..29 стр.

Список литературы ………………………………………………………..31 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курсs.docx

— 68.51 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы 2 видно, что 3 учащихся из 10, что составило 30% от всего количества испытуемых, справились с задание на высоком уровне. Эти школьники сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. Для них выполнение одновременно двух заданий становится более доступным. Так, например, Даша Л. (8 лет) зачеркивала не те буквы, затем это понимала, стирала и делала правильно.

     Следовательно, необходима работа по развитию устойчивости и концентрации внимания.

     На  среднем уровне задание выполнили  4 учеников из 10, что составило 40% от всего количества испытуемых. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, но не замечали и не устраняли допущенные немногочисленные ошибки. Так, например, Аня Е. (7 лет) и Сережа Р. (8 лет) при выполнении задания допустили единичные ошибки.

     Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию устойчивости и  концентрации внимания.

     Часть учащихся показали низкий уровень: 3 человек из 10, что составило 30% от всего количества испытуемых. Эти дети не проявили интереса, ошибки не исправляли, так как не видели их вообще. Так, например, Катя П. (7 лет), на вопрос взрослого, правильно ли выполнено задание, отвечала утвердительно, оставаясь при этом полностью довольными своими результатами.

     Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию устойчивости и  концентрации внимания.

     Таким образом, мы видим, что уровень устойчивости и концентрации внимания у младших  школьников с нарушением интеллекта находится на среднем уровне.

     Полученные  нами данные в какой-то мере подтверждают позитивную динамику развития устойчивости внимания младших школьников с нарушением интеллекта от класса к классу. Тот  факт, что 70% учащихся могут сосредоточенно и внимательно работать в течение  определенного времени (3 минуты), говорит  о значительном резерве школьников, который должен быть эффективно использован  в коррекционной работе с ними по развитию устойчивости и концентрации внимания.

  1. Методика «Таблица Шульте»

     Целью этой методики явилось изучение переключения внимания.

     Исследование  проводится при помощи черно-красной  таблицы цифр (таблица Шульте) и секундомера. На таблице в случайном порядке напечатаны цифры от 1 до 9 – черным цветом, и эти же цифры – красным цветом. Работу необходимо было проводить в три серии.

     1 серия. Испытуемому предлагается  показать по таблице числа  черного цвета в возрастающем  порядке от 1 до 9.

     2 серия. Испытуемому предлагается  показать по таблице числа  красного цвета в убывающем  порядке от 9 до 1.

     3 серия. Испытуемому предлагается  показать по таблице числа  черного цвета в возрастающем  порядке и сразу же показать  числа красного цвета в убывающем  порядке.

     Проведя три серии исследования, мы определили суммарное время затраченное на выполнение 1 и 2 серий эксперимента. Затем установили разницу между этим суммарным временем и временем, затраченным на выполнение задания 3 серии. Полученная разница и будет временем переключения, которое мы условно разделили на три уровня:

     высокий – 3 балла – испытуемый выполняет  все три серии задания без  ошибок, показатель переключения внимания от 1 до 4 минут;

     средний – 2 балла – испытуемый работает самостоятельно, но в третьей серии  задания допускает ошибки или  замены, показатель переключения внимания от 5 до 7 минут;

     низкий  – 1 балл – испытуемый допускает  многочисленные ошибки, делает паузы, показатель переключения внимания от 8 до 10 минут.

     Обобщенный  анализ результатов методики «Таблица Шульте» представлены в таблице 3. 
 
 
 

     Таблица 3.

     Уровень развития переключения внимания младших  школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся Уровни  выполнения задания
высокий средний низкий
количество  учащихся % Количество  учащихся % Количество  учащихся %
10 0 0 3 30 7 70
 

     Из  таблицы 3. видно, что с заданием на высоком уровне не справился никто.

     Таким образом, нужна работа по развитию переключения внимания.

     Средний уровень переключения внимания показали 3 учащихся из 10, что составило 30% от всего количества испытуемых. Первые две серии исследования выполнили очень быстро и без ошибок, а вот на третьей серии возникли трудности. Так, например, Руслан П. (8 лет) и Олег Т. (7 лет), дойдя до чисел 6 (черная) и 4 (красная), стали делать замену: называть черную цифру в убывающем порядке, а красную в возрастающем. Но после небольшой паузы задания до конца стали выполнять правильно.

     Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию переключения внимания.

     К низкому уровню были отнесены результаты исследования 7 учащихся из 10, что составило 70% от числа испытуемых. Учащиеся не справились с заданием из-за того, что не могли быстро сориентироваться в работе и затруднялись назвать по порядку цифры, часто заявляя, что такой цифры нет. Так, например, Павел Т. (8 лет) проявлял нежелание выполнять задание, у него была снижена работоспособность. Постоянно пропускал число или называл другое число, часто делал паузы на поиски числа.

     Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию переключения внимания.

     Таким образом, мы видим, что уровень переключения внимания у младших школьников с  нарушением интеллекта находится на низком уровне. Эти учащиеся испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В  их деятельности особенно ярко проявляется  застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.

     Для подтверждения результатов экспериментальных  методик, нами было проведено наблюдение.

     Наблюдение  за учащимися началось с анализа  их внешнего вида. Мы обращали внимание на то, как реагировал каждый школьник на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, расторможенность или медлительность, активность или пассивность.

     Из  10 испытуемых можно выделить 3 человек, которые комфортно чувствуют себя во время выполнения задания, они адекватно реагируют на замечания педагога, в большинстве случаев с интересом относятся к предъявленному заданию, стараются самостоятельно достигнуть результата, легко идут на контакт со взрослыми, умеют общаться со сверстниками, помогают своим товарищам.

     4 учащихся во время проведения эксперимента большой активности в ходе выполнения задания не проявляли, к некоторым заданиям имели интерес, другие выполняли неохотно. Умеют пользоваться помощью взрослого, постоянно ждут похвалы. Не всегда адекватно реагируют на замечания педагога. У некоторых школьников наблюдается быстрая утомляемость, гиперактивность. В основном учащиеся хорошо идут на контакт со взрослым, умеют общаться со сверстниками.

     3 человек из 10 младших школьников с нарушением интеллекта практически не проявили интереса к выполнению задания. Не умеют пользоваться помощью взрослого, неохотно вступают в контакт, часто отказываются общаться.

     Наблюдения  за учащимися с нарушением интеллекта в процессе обучения показывают, что  у них имеются определенные потенциальные  возможности развития внимания и  целенаправленной деятельности. При  создании оптимальных условий и  соблюдении специфики работы уже  в конце первого года обучения большинство учащихся с нарушением интеллекта активно включаются в  учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой.

     Данные, которые мы получили в ходе беседы, свидетельствуют о том, что в  данных классах есть учащиеся, у  которых показатель продуктивности работы в наибольшей мере приближается к показателям нормально развивающихся  учеников. Отличия имеются преимущественно  в повышенном количестве допускаемых  детьми с интеллектуальной недостаточностью ошибок. При этом они начинают сами замечать допускаемые в работе ошибки. Процент таких детей составил 30% от количества всех учащихся; при этом, хотя второклассники работают значительно быстрее учеников 1-го класса, но число допускаемых ими ошибок очень велико. Другими словами, у учащихся 2-го класса по сравнению с первоклассниками повышается показатель продуктивности деятельности, но показатель правильности остается почти неизменным.

     Также необходимо отметить наличие того процента учащихся, у которых наблюдается  низкий уровень развития внимания, что составляет 40%. Большое количество допускаемых ошибок сочетается у  них с низкими показателями темпами  работы. Их постоянно приходится побуждать  к продолжению начатой деятельности.

     Кроме того, имеется 30% учащихся, которые работают быстро, но крайне невнимательно, они  часто отвлекаются. Периодически возникает  необходимость организовать их деятельность. Эти ученики допускают ошибки, которые обычно остаются ими незамеченными.

     Таким образом, по данным проведенной беседы мы увидели, что большая половина испытуемых, которая составила 60%, способна относительно длительный срок (1/3 урока) интенсивно выполнять однообразную работу и при этом начинают сами замечать допускаемые в работе ошибки. 

     2.4 Анализ результатов  эксперимента 

     На констатирующем этапе экспериментального исследования большинство учащихся показали средний уровень развития внимания (см. таб. 4). Из этого следует, что у младших школьников с нарушением интеллекта страдает внимание. Нарушены все свойства внимания, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большой степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

     Анализ  количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве устойчивости внимания школьников. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.

     Учебная деятельность как ведущая в младшем  школьном возрасте и потому реализующая  характерные для этого возраста задачи развития, в наибольшей степени  «работает» на становление полноценного внимания учащихся. Однако сама деятельность для осуществления требует некоторого начального уровня сформированности внимания. Его недостаток редко и обуславливает не успешность школьника в учении, что влечет за собой необходимость специальной коррекции недостатков внимания.  
 
 

     Таблица 4 Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе

Название  методики Уровни  выполнения задания
Высокий средний низкий 
количество  учащихся % количество  учащихся % количество  учащихся %
«Пьерона - Рузера» 2 20 4 40 4 40
«Корректурная проба» 3 30 4 40 3 30
«Таблица  Шульте» 0 0 3 30 7 70

Информация о работе Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью