Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования особенностей развития внимания определяется тем, что внимание необходимо для формирования личности и адаптации в современном мире детей с интеллектуальной недостаточностью, развития их интеллектуальных способностей и существенно влияет на эффективность обучение и воспитание. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах.
Цель работы - изучение развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..2 стр.

Глава 1. Особенности развития внимания у детей с нормальным и аномальным развитием интеллекта……………………………………….. 4 стр.
1.1 Особенности развития внимания у младших школьников с нормальным развитием ……………………………………………………………………4 стр.
1.2 Особенности развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………. 10 стр.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……...…. 18 стр.
2.1 Характеристика детей …………………………………………………18 стр.
2.2 Цели и задачи констатирующего этапа эксперимента ………………18 стр.
2.3 Методы исследования …………………………………………………19 стр.
2.4 Анализ результатов эксперимента ……………………………………28 стр.

Заключение ………………………………………………………………..29 стр.

Список литературы ………………………………………………………..31 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курсs.docx

— 68.51 Кб (Скачать)

     И.Л. Баскакова указывает, что под  устойчивостью внимания подразумевается  длительность сосредоточения внимания на объекте. Большинство младших  школьников с нарушением интеллекта могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 15 минут учащиеся с нарушением интеллекта в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 3 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Вместе с тем отмечается большое число ошибок, проявляющихся  в пропуске зачеркивания предусмотренных  инструкцией изображений (знаков), в  зачеркивании не предусмотренных инструкцией  знаков. Средний уровень устойчивости внимания школьников с нарушением интеллекта ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. От I к III классу наблюдается заметное развитие устойчивости внимания, при этом меняется темп выполнения задания. Третьеклассники работают быстрее первоклассников, но количество ошибок, которое они допускают в ходе выполнения задания, остается очень существенным. Это свидетельствует о том, что показатели устойчивости внимания повышаются к III классу в основном за счет роста темпа работы, а не ее качества. Для младших школьников с нарушением интеллекта периодом наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежуток в 6—10 минут.

     Еще одним важным качеством внимания является его переключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с  одного объекта на другой внутри какой-либо деятельности, например, когда при  списывании текста следует еще подчеркивать какую-либо орфограмму.

     Особенности переключения внимания у учащихся с  нарушением интеллекта мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют  сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит  не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с  интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых  объектов. Замечено, что младшие  школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при  работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным.

     Учащиеся  с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов  возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов  деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой  утомляемости учащихся, следствием которой  является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

     Таким образом, анализ теоретических источников показал, что у младших школьников с нарушением интеллекта не одно из свойств внимания не остаётся тем  или иным образом, не задетым патологическими  отклонениями в психическом развитии ребенка. Так авторы указывают на малый объем внимания детей с нарушением интеллекта, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Подчеркивают их постоянную, чрезвычайно легкую отвлекаемость, особенно отчетливо обнаруживающуюся при работе с относительно сложным материалом. Присущие учащимся нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта 

     2.1 Характеристика детей принявших участие в эксперименте 

     В исследовании принимали участие  10 школьников 1-2-го классов, в возрасте 7-9 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.

    Имя Ф.
    1 класс
    1 Катя  П.
    2 Олег  Т.
    3 Петя  П.
    4 Аня Е.
    5 Саша  В.
    2 класс
    1 Павел Т.
    2 Сережа  Р.
    3 Руслан  П.
    4 Юля К.
    5 Даша  Л.
 
 

     2.2 Цели и задачи констатирующего этапа эксперимента 

     Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

     Цель  определила решение следующих задач:

     -  Использование методов исследования  для проведения диагностики развития  внимания

     -  Констатация результатов эксперимент

     2.3 Методы исследования 

     В процессе экспериментального исследования были использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем и диагностические методики «Пьерона-Рузера», «Корректурная проба» и «Таблица Шульте».

     Беседы  и экспериментальные методики осуществлялись в индивидуальной форме. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные  методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы. 

     1. Методика «Пьерона-Рузера».

     Целью данной методики явилось изучение объема и устойчивости внимания.

     Для проведения методики используется стандартный  бланк, содержащий кружки, ромбы, квадраты и треугольники, выстроенные в  строчки и чередующиеся в случайном  порядке, карандаш и секундомер.

     Испытуемым  предлагалось по образцу в квадрате поставить точку, в треугольнике – черточку, круг оставить чистым, ничего в нем не рисовать, а ромб зачеркнуть. После того, как учащийся приступил  к работе, включается секундомер и  фиксируется количество знаков, заполненных  им за одну минуту (всего дается 3 минуты), – отмечается чертой прямо на бланке. Полученные данные мы условно разделили  на 3 уровня:

     высокий уровень – равен единице –  испытуемый быстро запоминает условные обозначения, после первой заполненной  строчки престает смотреть на образец, работает старательно;

     средний уровень – 0,9 – 0,99 баллов – испытуемый запоминает самостоятельно от 70 до 80 фигур  за 3 минуты, работает аккуратно, но допускает  незначительные ошибки (1 – 2);

     низкий  уровень – 0,89 баллов и ниже –  испытуемый постоянно обращает внимание на образец, работает небрежно, допускает  множество ошибок.

Обобщенный  анализ результатов методики «Пьерона-Рузера» представлены в таблице 1.

     Таблица 1

     Уровень развития объема и устойчивости внимания младших школьников с нарушением интеллекта

 
Всего учащихся
Уровни  выполнения задания
высокий средний низкий
количество  учащихся % количество  учащихся % количество  учащихся %
10 2 20 4 40 4 40
 

     Из  таблицы 1 видно, что на высоком уровне с заданием справилось 2 учащихся из 10, что составило 20% от всего количества испытуемых. При выполнении задания они быстро запомнили условные обозначения, после первой заполненной строчки стали работать без упора на образец. Так, например, Юле К. (8 лет) задание очень понравилось, и она с интересом принялась его выполнять. Некоторые дети выполняли задание по строчкам, а другие по столбикам.

     Таким образом, нужна работа по развитию объема и устойчивости внимания.

     На  среднем уровне задание выполнили  4 учеников из 10, что составило 40% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки. Так, например, Петя П. (7 лет) не может относительно долго и интенсивно выполнять несложную однообразную работу.

     Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию объема и устойчивости внимания.

     Работы  4 учащихся из 10, что составило 40% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Задание было практически не выполнено. Учащиеся работали небрежно, часто исправляли, допускали ошибки или пропускали фигуры. Так, например Саша В. (7 лет) на третьей-четвертой строчке стал зачеркивать треугольники.

     Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию объема и устойчивости внимания.

     Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема и устойчивости внимания у младших  школьников с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Эти учащиеся нуждаются в очень своеобразной организации учебного труда, которая помогла бы им в окончательной интериоризации практических действий (принятия задания, выполнения его по ходу деятельности в совокупности всех требований, в сличении полученного результата с заданием) в умственный план.

     Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию объема и устойчивости внимания у младших школьников с  нарушением интеллекта. 

     2. Методика «Корректурная  проба». 

     Целью данной методики явилось изучение устойчивости внимания и способности к его  концентрации.

     Для проведения этой работы потребуется  бланк корректурной пробы, секундомер и карандаш.

     На  бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «К» и  «И».

     Исследование  необходимо проводить индивидуально.

     Испытуемому предлагается, прослеживая строку за строкой, отыскивать буквы «К» и  «И» и зачеркивать их.

     По  сигналу экспериментатора (одновременно включается секундомер) испытуемый начинает вычеркивать заданные буквы. По истечении  каждой минуты исследователь ставит вертикальную черту в том месте  бланка, где ученик остановился. Общая  длительность проведения опыта 3 минуты.

     Полученные  результаты условно можно разделить  на три уровня:

     высокий уровень – равен единице –  испытуемый, приняв задание во всем объеме, работает самостоятельно, внимательно  проверяет сделанное; если допускает  ошибки, то замечает их и исправляет самостоятельно;

     средний уровень – 0,9 – 0,99 баллов – испытуемый, полностью приняв задание, работает самостоятельно, но по ходу допускает  немногочисленные ошибки: по 1-2 пропущенных  и неправильно зачеркнутых знаков, но самостоятельно не замечает и не устраняет их;

     низкий  уровень – 0,89 баллов и ниже –  испытуемый, в полном объеме приняв инструкцию, до конца занятия может  ее не сохранить; в процессе работы допускает ошибки: по 6-8-10 пропущенных  или неправильно зачеркнутых  знаков, но не замечает и не исправляет их.

     Обобщенный  анализ результатов методики «Корректурная  проба» представлены в таблице 2.

     Таблица 2.

     Уровень развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся Уровни  выполнения задания
высокий средний низкий
количество  учащихся % количество  учащихся % количество  учащихся %
10 3 30 4 40 3 30

Информация о работе Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью