Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа
Актуальность исследования особенностей развития внимания определяется тем, что внимание необходимо для формирования личности и адаптации в современном мире детей с интеллектуальной недостаточностью, развития их интеллектуальных способностей и существенно влияет на эффективность обучение и воспитание. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах.
Цель работы - изучение развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Введение ……………………………………………………………………..2 стр.
Глава 1. Особенности развития внимания у детей с нормальным и аномальным развитием интеллекта……………………………………….. 4 стр.
1.1 Особенности развития внимания у младших школьников с нормальным развитием ……………………………………………………………………4 стр.
1.2 Особенности развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………. 10 стр.
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью……...…. 18 стр.
2.1 Характеристика детей …………………………………………………18 стр.
2.2 Цели и задачи констатирующего этапа эксперимента ………………18 стр.
2.3 Методы исследования …………………………………………………19 стр.
2.4 Анализ результатов эксперимента ……………………………………28 стр.
Заключение ………………………………………………………………..29 стр.
Список литературы ………………………………………………………..31 стр.
И.Л.
Баскакова указывает, что под
устойчивостью внимания подразумевается
длительность сосредоточения внимания
на объекте. Большинство младших
школьников с нарушением интеллекта
могут относительно долго интенсивно
выполнять несложную
Еще одним важным качеством внимания является его переключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на другой внутри какой-либо деятельности, например, когда при списывании текста следует еще подчеркивать какую-либо орфограмму.
Особенности переключения внимания у учащихся с нарушением интеллекта мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным.
Учащиеся
с нарушением интеллекта, особенно
младшего школьного возраста, испытывают
большие трудности при
Таким
образом, анализ теоретических источников
показал, что у младших школьников
с нарушением интеллекта не одно из
свойств внимания не остаётся тем
или иным образом, не задетым патологическими
отклонениями в психическом развитии
ребенка. Так авторы указывают на
малый объем внимания детей с нарушением
интеллекта, на колебания устойчивости
внимания и его концентрации, проявляющиеся
в периодических изменениях работоспособности
и в быстрой утомляемости учеников. Подчеркивают
их постоянную, чрезвычайно легкую отвлекаемость,
особенно отчетливо обнаруживающуюся
при работе с относительно сложным материалом.
Присущие учащимся нарушения внимания
препятствуют формированию у них целенаправленности
в поведении и деятельности, и тем самым
значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного
процесса в коррекционном (образовательном)
учреждении VIII вида.
Глава
2. Экспериментальное
изучение особенностей
развития внимания младших
школьников с нарушением
интеллекта
2.1
Характеристика детей
принявших участие в
эксперименте
В исследовании принимали участие 10 школьников 1-2-го классов, в возрасте 7-9 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.
№ | Имя Ф. |
1 класс | |
1 | Катя П. |
2 | Олег Т. |
3 | Петя П. |
4 | Аня Е. |
5 | Саша В. |
2 класс | |
1 | Павел Т. |
2 | Сережа Р. |
3 | Руслан П. |
4 | Юля К. |
5 | Даша Л. |
2.2
Цели и задачи констатирующего
этапа эксперимента
Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель определила решение следующих задач:
-
Использование методов
- Констатация результатов эксперимент
2.3
Методы исследования
В процессе экспериментального исследования были использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем и диагностические методики «Пьерона-Рузера», «Корректурная проба» и «Таблица Шульте».
Беседы
и экспериментальные методики осуществлялись
в индивидуальной форме. На уроках использовались
индивидуальные, групповые, фронтальные
методы работы. Предпочтение отдавалось
индивидуальной форме работы.
1. Методика «Пьерона-Рузера».
Целью данной методики явилось изучение объема и устойчивости внимания.
Для проведения методики используется стандартный бланк, содержащий кружки, ромбы, квадраты и треугольники, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном порядке, карандаш и секундомер.
Испытуемым предлагалось по образцу в квадрате поставить точку, в треугольнике – черточку, круг оставить чистым, ничего в нем не рисовать, а ромб зачеркнуть. После того, как учащийся приступил к работе, включается секундомер и фиксируется количество знаков, заполненных им за одну минуту (всего дается 3 минуты), – отмечается чертой прямо на бланке. Полученные данные мы условно разделили на 3 уровня:
высокий уровень – равен единице – испытуемый быстро запоминает условные обозначения, после первой заполненной строчки престает смотреть на образец, работает старательно;
средний уровень – 0,9 – 0,99 баллов – испытуемый запоминает самостоятельно от 70 до 80 фигур за 3 минуты, работает аккуратно, но допускает незначительные ошибки (1 – 2);
низкий уровень – 0,89 баллов и ниже – испытуемый постоянно обращает внимание на образец, работает небрежно, допускает множество ошибок.
Обобщенный анализ результатов методики «Пьерона-Рузера» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития объема и устойчивости внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Всего учащихся |
Уровни выполнения задания | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | |
10 | 2 | 20 | 4 | 40 | 4 | 40 |
Из таблицы 1 видно, что на высоком уровне с заданием справилось 2 учащихся из 10, что составило 20% от всего количества испытуемых. При выполнении задания они быстро запомнили условные обозначения, после первой заполненной строчки стали работать без упора на образец. Так, например, Юле К. (8 лет) задание очень понравилось, и она с интересом принялась его выполнять. Некоторые дети выполняли задание по строчкам, а другие по столбикам.
Таким образом, нужна работа по развитию объема и устойчивости внимания.
На среднем уровне задание выполнили 4 учеников из 10, что составило 40% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки. Так, например, Петя П. (7 лет) не может относительно долго и интенсивно выполнять несложную однообразную работу.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема и устойчивости внимания.
Работы 4 учащихся из 10, что составило 40% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Задание было практически не выполнено. Учащиеся работали небрежно, часто исправляли, допускали ошибки или пропускали фигуры. Так, например Саша В. (7 лет) на третьей-четвертой строчке стал зачеркивать треугольники.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема и устойчивости внимания.
Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема и устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Эти учащиеся нуждаются в очень своеобразной организации учебного труда, которая помогла бы им в окончательной интериоризации практических действий (принятия задания, выполнения его по ходу деятельности в совокупности всех требований, в сличении полученного результата с заданием) в умственный план.
Следовательно,
необходимо проводить коррекционную
работу по развитию объема и устойчивости
внимания у младших школьников с
нарушением интеллекта.
2.
Методика «Корректурная
проба».
Целью данной методики явилось изучение устойчивости внимания и способности к его концентрации.
Для проведения этой работы потребуется бланк корректурной пробы, секундомер и карандаш.
На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «К» и «И».
Исследование необходимо проводить индивидуально.
Испытуемому предлагается, прослеживая строку за строкой, отыскивать буквы «К» и «И» и зачеркивать их.
По сигналу экспериментатора (одновременно включается секундомер) испытуемый начинает вычеркивать заданные буквы. По истечении каждой минуты исследователь ставит вертикальную черту в том месте бланка, где ученик остановился. Общая длительность проведения опыта 3 минуты.
Полученные результаты условно можно разделить на три уровня:
высокий уровень – равен единице – испытуемый, приняв задание во всем объеме, работает самостоятельно, внимательно проверяет сделанное; если допускает ошибки, то замечает их и исправляет самостоятельно;
средний
уровень – 0,9 – 0,99 баллов – испытуемый,
полностью приняв задание, работает
самостоятельно, но по ходу допускает
немногочисленные ошибки: по 1-2 пропущенных
и неправильно зачеркнутых
низкий уровень – 0,89 баллов и ниже – испытуемый, в полном объеме приняв инструкцию, до конца занятия может ее не сохранить; в процессе работы допускает ошибки: по 6-8-10 пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков, но не замечает и не исправляет их.
Обобщенный анализ результатов методики «Корректурная проба» представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Всего учащихся | Уровни выполнения задания | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
количество учащихся | % | количество учащихся | % | количество учащихся | % | |
10 | 3 | 30 | 4 | 40 | 3 | 30 |
Информация о работе Особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью