Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретический анализ проблемы усвоения системы звукопроизношения детьми дошкольного возраста с ОНР

Объект: особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР

Предмет: логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей с ОНР

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявить специфические особенности становления систему звукопроизношения у детей с ОНР;

3. Разработать рекомендации по становления системы звукопроизношения детей с ОНР.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения общего недоразвития речи (ОНР)

1.Развитие речи в онтогенезе……………………………………………… 5
2.Современные представления об ОНР…………………………………… 10
Глава II. Методики обследования звуковой стороны речи детей с ОНР… 20

Глава III. Особенности формирования звукопроизношения у детей ОНР…………………………………………………………………………… 31

Заключение…………………………………………………………………… 37

Библиографический список…………………………………………………. 38

Работа содержит 1 файл

особенности усвоение и формирования системы звукопроизношения детей с онр.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      Некоторые представления о степени  развития фонематического восприятия  дают наблюдения за тем, как  ребенок контролирует свое неправильное  произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

      В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

      В течение всего коррекционного  обучения необходимо проводить  учет состояния произносительных  навыков детей, который позволяет  определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Особенности формирования звукопроизношения у детей с ОНР

      В литературе по организации обучения и воспитания детей с ОНР вопросы развития звуковой культуры речи рассматриваются достаточно широко (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993; О.Б. Иншакова, 1999; Т.А. Ткаченко, 1999)[10]

      Коррекционная работа при общем  недоразвитии речи должна проводиться  систематически, последовательно, целенаправленно,  методы и приемы по формирования  звуковой культуры речи и фонематического  восприятия должны зависеть от  уровня речевого развития ребенка – от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов.

      Основные направления данной  работы представлены в программе  «Подготовка к школе детей  с общим недоразвитием речи  в условиях специального детского сада» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).[10]

      В ее основу положены следующие  принципы:

  1. раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
  2. опора на закономерности онтогенеза;
  3. развитие всех сторон речи в единстве: фонетико-фонематической и лексико-грамматической;
  4. дифференцированный подход к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  5. связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития;

      Коррекционная работа по данной  методике обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, элементами грамоты.

      В соответствии с темой нашей  работы мы возьмем для рассмотрения  узкую часть программы – коррекция  произношения (постановка и автоматизация звуков).

      Коррекция различных нарушений  произношения является одной  из основных задач индивидуальной работы логопеда. В основе работы по усвоению детьми фонетической и фонематической систем языка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных (приложение 1.) в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.

      У детей с ОНР чаще всего  нарушена не одна, а несколько  групп звуков. Прежде всего это  сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие, сонорные. В любой из групп различают традиционно три формы нарушения звуков: искажение, пропуск и замену.

      Причиной искаженного произношения, по мнению М.Ф. Фомичевой, является  недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушение. В результате звук произносится неточно, приближенно. Такие нарушения называют фонетическими.[11]

      Замена звуков связана с недостаточной  сформированностью фонематического  слуха, звук при этом не различается с его заменителем, и искажается смысл слова. Такие нарушения называют фонематическими.

      Отсутствие звука может быть  связано с наличием патологии  в строении органов артикуляции: короткая уздечка или ее отсутствие, небная расщелина, высокое небо, массивные малоподвижные губы и т. д.

      Чтобы определить содержание  коррекционной работы, надо установить  природу нарушения, выяснить какой  дефект – фонетический или  фонематический – лежит в основе. При фонетических нарушениях  звукопроизношения основная работа должна быть направлена на развитие артикуляционной моторики, при фонематических – на развитие речевого и фонематического слуха.

      Нарушения произношения той или иной группы звуков обозначаются определенными терминами:

      сигматизм – фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков;

      парасигматизм – фонематические  нарушения этих же звуков;

      ламбдацизм – фонетические нарушения  звуков л и ль;

      параламдацизм - фонематические  нарушения этих же звуков;

      ротацизм – фонетические нарушения звуков р и рь;

      параротацизм – фонематические  нарушения этих же звуков;

      йотацизм – фонетические нарушения  звука й;

      парайотацизм – фонематические нарушения звука й;

      каппацизм  - фонетические нарушения  заднеязычных звуков;

      паракаппацизм – фонематические нарушения этих же звуков;[6]

      Для обозначений нарушений твердости  – мягкости и глухости –  звонкости вводятся обозначения  «дефекты смягчения» и «дефекты  озвончения» фонем.

      Помимо форм нарушения звукопроизношения в логопедии различают уровни неправильного произношения.

      Уровень произношения определяется  как первый, если ребенок не  умеет произнести звук не только  в слове, но и изолированно, не может повторить его по образцу.

      Ребенок, имеющий второй уровень произношения, правильно произносит изолированный звук, но в словах и предложениях звук искажается или пропускается.

      Третий уровень отмечается в  том случае, если ребенок правильно повторяет изолированный звук в составе слога или слова, но в речевом потоке, в спонтанной речи звук смешивается с другим, близким по звучанию или произнесению.

      Патологические нарушения звукопроизношения  у детей с ОНР характеризуются  стойкостью. При этом всегда бывают  нарушены свистящие, шипящие и  сонорные звуки, а дефект носит смешанный, фонетико – фонематический характер.[6]

      Общеизвестно, что коррекция нарушенного  звукопроизношения проводится поэтапно  и последовательно. Различают  четыре этапа коррекционной работы  по формированию правильного  произношения: подготовительный этап, этап постановки, этап автоматизации и этап дифференциации смешиваемых звуков.

      На первом этапе логопед готовит  органы артикуляции к постановке  звука. Для этого проводится  работа по развитию артикуляционной  и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработки опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика.

      На втором этапе логопед использует  все возможные приемы, чтобы добиться  правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребенка форме, постановку звуков с опорой на артикуляцию других, имеющихся в речи ребенка, звуков, использование шпателей, зондов. При постановке звука используется зрительно-моторно-кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.(приложение 2.)[15]

      На третьем этапе поставленный  звук вводится в слог, слово,  предложение, в связную речь. При  этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаются в слова и предложения. На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки и звуки, которые у ребенка еще не поставлены.(приложение 3.)

      Четвертый этап связан с обучением  ребенка различать смешиваемые,  близкие по звучанию или произнесению  звуки. Последовательность работы  та же, что и при автоматизации.

      В программе обучения и воспитания  детей с ОНР – в разделе  «Индивидуальные логопедические  занятия» (Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Коррекционное обучение и  воспитание детей 5-летнего с  общим недоразвитием речи. – М.,1991) определены основные принципы индивидуальной работы. Для эффективного ее проведения необходимы четкая организация, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.).[10]

      Авторы указывают, что динамика  устранений проявлений речевого  нарушения может быть различной  на разных этапах коррекционного  обучения.

      Основной задачей индивидуальных занятий является первоначальное формирование звуковой стороны речи, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения, коррекция произношения дефектных звуков, упражнения, развивающие слоговую структуру слов, фонематическое восприятие.

      В настоящее время в отечественной  практической логопедии публикуется большое количество авторских методических рекомендаций по использованию речевого материала при автоматизации звукопроизношения.

      В «Сборнике речевого материала  для логопедических занятий с  дошкольниками» Л.В. Успенской  и М.Б. Успенского (М., 1973) в определенной системе подобраны слова, фразы, рассказы-миниатюры, стихи, загадки и рассказы по картинкам. Речевой материал расположен в той самой последовательности, в какой обычно ведется логопедическая работа.[12]

      Весьма интересно «Методическое  руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше (1989). Предлагаемый в руководстве дидактический материал может быть использован и для индивидуальной, и для групповой работы не только в специальных детских садах, но и дошкольных учреждениях общего типа. Он применяется как при обследовании, так и при формировании всех сторон речи. Пособие состоит из 8 серий и включает большое количество (516) картинок на определенные звуки. Однако следует помнить, что при работе над автоматизацией звуков этого количества слов бывает недостаточно.[12]

      Одними из наиболее красочных  иллюстрированных пособий являются  книги Н.И. Соколенко «Посмотри  и назови» (М.; СПб,; 1997). Книги содержат  дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей и снабжены специально подобранными картинками. В пособии даны иллюстрации к словам со свистящими и шипящими звуками р, рь, л,ль. Все оппозиционные звуки материале упражнений исключаются: в разделе для свистящих не встречаются шипящие и наоборот; существует особый раздел, где положены упражнения на дифференциацию оппозиционных звуков с-ш, з-ж, р-л. В данном пособии основной акцент сделан на автоматизацию поставленного звука в словах.[12]

      Одновременно с автоматизацией звука идет работа по развитию фонематических процессов.

Информация о работе Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР