Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретический анализ проблемы усвоения системы звукопроизношения детьми дошкольного возраста с ОНР

Объект: особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР

Предмет: логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей с ОНР

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявить специфические особенности становления систему звукопроизношения у детей с ОНР;

3. Разработать рекомендации по становления системы звукопроизношения детей с ОНР.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения общего недоразвития речи (ОНР)

1.Развитие речи в онтогенезе……………………………………………… 5
2.Современные представления об ОНР…………………………………… 10
Глава II. Методики обследования звуковой стороны речи детей с ОНР… 20

Глава III. Особенности формирования звукопроизношения у детей ОНР…………………………………………………………………………… 31

Заключение…………………………………………………………………… 37

Библиографический список…………………………………………………. 38

Работа содержит 1 файл

особенности усвоение и формирования системы звукопроизношения детей с онр.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Шадринский Государственный Педагогический Институт»

Факультет Коррекционной педагогики и психологии

Кафедра  Психопатологии и логопедии 
 
 
 

Курсовая  работа 

Особенности усвоения и формирования звукопроизношения

у детей  с ОНР 
 
 
 

Студента 452 группы

Сухановой Ирины  Алексеевны 

Научный руководитель

Старший преподаватель

Зотеева Ольга  Сергеевна 
 
 
 
 
 
 

Шадринск, 2008

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения  общего недоразвития речи (ОНР)

    1. Развитие речи в онтогенезе………………………………………………     5
    2. Современные представления об ОНР……………………………………   10

Глава II. Методики обследования звуковой стороны речи детей с ОНР…   20

Глава III. Особенности формирования звукопроизношения у детей ОНР……………………………………………………………………………   31

Заключение……………………………………………………………………   37

Библиографический список………………………………………………….   38

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение     

      Одной из наиболее актуальных проблем современной системы образования является значительное увеличение количества детей с нарушениями речевого развития (по разным данным от 40 до 60%), что обуславливает неуспеваемость детей, трудности приобретения знаний, навыков. При этом дети с нарушением речи (ОНР) представляют собой полиморфную группу. Так, в ряде работ показано, что речевая патология часто сочетается с нарушениями регуляторных и мнестических процессов, степень выраженности и характер соотношения которых в значительной степени обуславливает специфику формирования и особенности протекания любой когнитивной деятельности. В связи с этим для повышения эффективности обучения и воспитания детей с речевыми проблемами необходимо изучение структуры дефекта, особенно в случаях сложного.

      Цель исследования: теоретический анализ проблемы усвоения системы звукопроизношения детьми дошкольного возраста с ОНР

      Объект: особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР

      Предмет: логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей с ОНР

      Задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявить специфические особенности становления систему звукопроизношения у детей с ОНР;

3. Разработать  рекомендации по становления  системы звукопроизношения детей с ОНР.

      Структура исследования: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.   

Глава I.    

1.1      Теоретические основы изучения  общего недоразвития речи (ОНР)

Развитие  фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

      Фонетико-фонематическая сторона  речи является показателем общей  культуры речи, соответствия речи  говорящего произносительным нормам. В онтогенезе развитие и становление  фонетической и фонематической  сторон речи происходит постепенно.

      В овладении речью главная  роль принадлежит слуху. Одновременно  с развитием слуха у ребенка  проявляются голосовые реакции:  разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2-3 месяца у ребенка возникает гуление, в 3-4 месяца – лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается  к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.

      К 6 месяцам в лепете ребенка  появляются четкие звуки, но  они еще не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук а, среди гласных – п, б ,м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

      К году ребенок хорошо произносит  простые по артикуляции звуки: гласные – а, у, и и согласные – п, б, м, н, т, д, к, г.

      Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Об этом не раз писал в своих работах А.И. Максаков.

      На втором году жизни дети  начинают активно произносить  звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

      На третьем году жизни подвижность  артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще  не соответствует норме. В этом  возрасте ребенок пытается приблизить  свое произношение к общепринятому,  трудные по артикуляции звуки он заменят простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ – звуками ть и сь соответственно, звуки л и р – звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие – ть, дь. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, в и фь, вь. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

      На четвертом году жизни происходит  дальнейшее укрепление артикуляционного  аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляется твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают  ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

      На пятом году жизни у детей  увеличивается подвижность артикуляционного  аппарата. Большинство детей правильно  произносящие шипящие звуки,  соноры – л, р, рь, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых – заменяются.

      Фонематические процессы у детей  к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

      К шести годам дети способны  правильно произносить все звуки  родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

      Произносительная сторона речи  ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.

      Как правило, ребенок иметь  достаточно развитое фонематическое  восприятие, владеет некоторыми  навыками звукового анализа (определяет  количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

      Итак, к моменту поступления в  школу у ребенка сформировано  звукопроизношение, хорошо развиты  все стороны речи, что дает  ему возможность успешно овладевать  программным материалом в школе.[12] 

Развитие  лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе

      Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. 

      Словарь – это слова (основные  единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

      Различают словарь пассивный  и активный. Под пассивным словарем  понимают возможность понимания  слов, под активным – употребление  их в речи. Уровень развития  речи определяется количественными и качественными показателями.

      Грамматический строй – система  взаимодействия слов между собой  в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и  синтаксический уровни грамматической  системы. Морфологический уровень  предполагает умения владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе рассматривает А.Н. Гвоздев в книге «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961).

      К первому году жизни у ребенка  появляются аморфные, лепетные слова,  состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни»  не сочетаются по правилам  грамматики и означают в той  или иной ситуации как действия, так и предметы.

      К двум годам жизни словарь  ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится  с конкретным предметом или  действием. На данном этапе  пассивный словарь больше активного:  ребенок хорошо понимает обращенную  речь и выполняет инструкцию взрослого.

      Грамматическая структура предложения  усваивается ребенком поэтапно. Первым появляются следующие  формы слов: именительный падеж  единственного и множественного  числа, винительный падеж имен  существительных; повелительное  наклонение, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до трех-четырех слов.

      К трем годам в словаре ребенка  насчитывается более 1000 слов. Формируются  слова-обобщения, обозначающие родовые  понятия. Уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми.

      Дети осваивают общие правила  формообразования, в их речи появляются  простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5 – 6 слов, лексико-грамматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

      К четырем годам словарный  запас возрастает до 1600 – 1900 слов. Из них, по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8%  - прилагательные, 5,8% - наречия.

      На данном этапе формируется  глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который.

      К пяти годам дети овладевают  набором слов, обозначающих основные  геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

      При нормальном речевом развитии  дети к пяти годам овладевают  всеми типами склонения существительных.  Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложных падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

      После пяти лет дети выделяют  части предметов, сравнивают их  по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

      Таким образом, к концу дошкольного  периода, к моменту поступления  в школу, дети имеют довольно  разнообразный словарь и в  достаточной мере владеют грамматическим  строем родного языка.[12]

Информация о работе Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР