Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования: теоретический анализ проблемы усвоения системы звукопроизношения детьми дошкольного возраста с ОНР
Объект: особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР
Предмет: логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей с ОНР
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявить специфические особенности становления систему звукопроизношения у детей с ОНР;
3. Разработать рекомендации по становления системы звукопроизношения детей с ОНР.
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения общего недоразвития речи (ОНР)
1.Развитие речи в онтогенезе……………………………………………… 5
2.Современные представления об ОНР…………………………………… 10
Глава II. Методики обследования звуковой стороны речи детей с ОНР… 20
Глава III. Особенности формирования звукопроизношения у детей ОНР…………………………………………………………………………… 31
Заключение…………………………………………………………………… 37
Библиографический список…………………………………………………. 38
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Шадринский Государственный
Факультет Коррекционной педагогики и психологии
Кафедра
Психопатологии и логопедии
Курсовая
работа
Особенности усвоения и формирования звукопроизношения
у детей
с ОНР
Студента 452 группы
Сухановой Ирины
Алексеевны
Научный руководитель
Старший преподаватель
Зотеева Ольга
Сергеевна
Шадринск, 2008
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения общего недоразвития речи (ОНР)
Глава II. Методики обследования звуковой стороны речи детей с ОНР… 20
Глава
III. Особенности формирования звукопроизношения
у детей ОНР………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………. 38
Приложения
Введение
Одной из наиболее актуальных проблем современной системы образования является значительное увеличение количества детей с нарушениями речевого развития (по разным данным от 40 до 60%), что обуславливает неуспеваемость детей, трудности приобретения знаний, навыков. При этом дети с нарушением речи (ОНР) представляют собой полиморфную группу. Так, в ряде работ показано, что речевая патология часто сочетается с нарушениями регуляторных и мнестических процессов, степень выраженности и характер соотношения которых в значительной степени обуславливает специфику формирования и особенности протекания любой когнитивной деятельности. В связи с этим для повышения эффективности обучения и воспитания детей с речевыми проблемами необходимо изучение структуры дефекта, особенно в случаях сложного.
Цель исследования: теоретический анализ проблемы усвоения системы звукопроизношения детьми дошкольного возраста с ОНР
Объект: особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР
Предмет: логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей с ОНР
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявить специфические особенности становления систему звукопроизношения у детей с ОНР;
3. Разработать рекомендации по становления системы звукопроизношения детей с ОНР.
Структура исследования: курсовая состоит
из введения, трех глав, заключения, библиографического
списка, приложений.
Глава I.
1.1 Теоретические основы изучения общего недоразвития речи (ОНР)
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая
В овладении речью главная
роль принадлежит слуху.
К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук а, среди гласных – п, б ,м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.
К году ребенок хорошо
Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Об этом не раз писал в своих работах А.И. Максаков.
На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.
На третьем году жизни
На четвертом году жизни
На пятом году жизни у детей
увеличивается подвижность
Фонематические процессы у
К шести годам дети способны
правильно произносить все
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок иметь
достаточно развитое
Итак, к моменту поступления в
школу у ребенка сформировано
звукопроизношение, хорошо
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей в онтогенезе
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный
и активный. Под пассивным словарем
понимают возможность
Грамматический строй –
К первому году жизни у
К двум годам жизни словарь
ребенка содержит около 300 слов,
где каждое слово соотносится
с конкретным предметом или
действием. На данном этапе
пассивный словарь больше
Грамматическая структура
К трем годам в словаре
Дети осваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5 – 6 слов, лексико-грамматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 – 1900 слов. Из них, по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8% - прилагательные, 5,8% - наречия.
На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения с союзами чтобы, потому что, который.
К пяти годам дети овладевают
набором слов, обозначающих основные
геометрические формы, знают
При нормальном речевом
После пяти лет дети выделяют
части предметов, сравнивают
Таким образом, к концу
Информация о работе Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР