Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретический анализ проблемы усвоения системы звукопроизношения детьми дошкольного возраста с ОНР

Объект: особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР

Предмет: логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей с ОНР

Задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявить специфические особенности становления систему звукопроизношения у детей с ОНР;

3. Разработать рекомендации по становления системы звукопроизношения детей с ОНР.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения общего недоразвития речи (ОНР)

1.Развитие речи в онтогенезе……………………………………………… 5
2.Современные представления об ОНР…………………………………… 10
Глава II. Методики обследования звуковой стороны речи детей с ОНР… 20

Глава III. Особенности формирования звукопроизношения у детей ОНР…………………………………………………………………………… 31

Заключение…………………………………………………………………… 37

Библиографический список…………………………………………………. 38

Работа содержит 1 файл

особенности усвоение и формирования системы звукопроизношения детей с онр.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      Чтобы отграничить проявление  ОНР от замедленного речевого  развития, необходимы тщательное  изучение анамнеза и анализ  речевых навыков ребенка.

      В большинстве случаев в анамнезе  не содержится данных о грубых  нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящий ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание прежде всего обратимая динамика речевой недостаточности.

      Несмотря на определенные отклонения  от возрастных нормативов (в особенности  в сфере фонетики), речь детей  обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скопненсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

 

Особенности усвоения системы звукопроизношения  детьми с ОНР

      Овладение  звуковым строем родного языка происходит   в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер.

      Таким образом, формирование звуковой  стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности  кинестетического и фонематического  восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

      Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер в зависимости от причин, их обусловивших, и иметь широкий диапазон – от одного-двух дефектно произносимых звуков до полного искажения звукового состава речи.

      Известно, что недостатки произношения  могут наблюдаться у детей и  в процессе  нормального речевого развития речи, но в этих случаях они носят временный характер и исчезают по мере усвоения фонетической системы языка к 4–5 годам. Такие временные недостатки обозначаются термином «физиологическое косноязычие» и, как правило, не являются предметом логопедического воздействия.

      Некоторые индивидуальные особенности  звукопроизношения, орфоэпические  искажения, неправильные ударения, нечеткая дикция могут развиваться  у ребенка под влияния диалектных или иноязычных норм, малокультурной речевой среды или вследствие постоянного контакта с близкими, имеющими недостатки произношения. Также нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка).

      Недостатки звуковой стороны  речи при общем ее недоразвитии  имеют различную характеристику.

      На первом уровне речевого развития дети владеют начатками фразовой речи, но ее звуковое оформление очень нечеткое и нестабильное, звуки искажаются в зависимости от позиции в слове, от сложности его слоговой структуры и т.п. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие в их речи. Характерным при этом является не только не постоянный характер звуков, но и отсутствие слов двух- и трехсложной структуры (за исключением достаточно знакомых или обиходных). Дети не способны воспроизвести слоговую структуру слов. Фонематическое развитие находится также на низком уровне.

      На втором уровне речевого развития дефекты звуковой стороны речи имеют нескольку иную характеристику. Можно более четко вычленить усвоенные и дефектные звуки; число последних нередко достигает 16-20. Умея правильно произносить звуки изолированно, дети продолжают искажать их в словах. Отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях – двусложных слов, состоящих из прямых слогов.

      Наибольшие затруднения вызывает  произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных слов. Многосложные структуры часто редуцируются. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчетливо проявляются в самостоятельной фразовой речи.

      На третьем уровне развития речи изолированное произношение звуков у детей может приближаться к нормальному, однако зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается также умение пользоваться в речи словами со слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестановке звуков и слогов.

      Нарушения звуковой стороны речи  при различных формах патологии  часто сходны. Поэтому только  с помощью тщательного сопоставления  проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.[12]

      Таким образом, обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.[7]

      Цель второго аспекта, фонологического,– выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

      Приступая к обследованию, логопед  знакомится с историей развития  ребенка, с данными неврологического  и отоларингологического обследований, в процессе краткой беседы устанавливает с ним контакт и получает, таким образом, общее представление об особенностях звуковой стороны речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Методики обследования звукопроизношения детей с ОНР

      Обследование звукопроизношения

      Обследование звуков речи у  детей начинается с тщательной  проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ч Щ;

сонорные: Р, Рь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь;

глухие  и звонкие парные: П – Б, Т  – Д, К – Г, Ф – В –  в твердом и мягком

звучании: Пь – Бь, Ть – Дь, Кь – Гь, Фь –  Вь;

мягкие  звуки в сочетании с разными  гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ

(также Дь, Мь,Ть,Сь).

      При обследовании необходимо  отметить характер произнесения  ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, звук С – межзубный: звук  Ш заменяется межзубным С; звук Ч заменяется Ть и т.п.).

      Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

      Полезным для логопедического  анализа является и повторение  вразбивку двух звуков или  слогов, предполагающее четкое артикуляционное  переключение (например, КАП – ПАК). Сначала предъявляются звуки,  резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем – более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усредненной» артикуляции (например, Т и Д передаются одним и тем же полузвонким, Т и Ть – полумягким).

      Затем логопед выясняет, как ребенок  пользуется звуками в речи. При  проверке обращается внимание  на замены, искажения, пропуски  звуков. С этой целью обследуют  произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

      Произношение  шипящих и свистящих  звуков можно обнаружить на  примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях. Например:

У кошки  пушистый хвост.

Саша  уступил место старушки.

Медвежонок  залез на сосну.

У наседки  пять пушистых цыплят.

В чаще щебечут птицы. И др.

      Произношение сонорных звуков  Р, Рь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь исследуется изолированно, а также в слогах и словах (парта, лодка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья и др.).

      Предложения для повторения:

Лара  разбила тарелку.

Маляр красит ларек.

Корабль украшен флагами.

Орел  – на горе, перо –  на орле. И др.

      При обследовании произношения  согласных звонких и глухих (П  – Б,     Т – Д, К  – Г, Ф – В, С – З)  нужно учитывать, что степень  оглушения детьми согласных может  проявляться не всегда в равной  мере. Слова для повторения: белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок.

      Предложения для повторения:

На  дубе прыгает белка.

Дети  видели в лесу перо дятла.

У Зины болят зубы.

Соня  завязывает синий  бант.

Змея  шипит, а муж жужжит. И др.

      Произношение мягких и твердых согласных обследуется на примере их сочетаний с согласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, котенок, рюмка, бельё, пять.

      Предложения для повторения:

У кошки пять котят.

Ребята  любят изюм.

Тетя  Нюра сварила кисель из клюквы. И др.

      С помощью специальных заданий выявляют способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмечается, легко ли удается переключение.

А-И-У, У-И-А  т.д.;

КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА;

ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.;

КАП-ПАК-КАП-ПАК…

РАЛ-ЛАР-РАЛ-РАЛ…

      Проверятся также умение произносить  слоги с множественным стечением  согласным: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т.п.

      Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ребенку легче выполнить.[7]

      Важно отметить также, состоят  ли слова, слоговая структура  которых искажается, из усвоенных  или неусвоенных звуков. Отмечается  характер искажения: 

* сокращение числа слогов: маток вместо молоток,

* упрощение слогов: туль вместо стул,

* уподобление  слогов: татуетка вместо табуретка,

* добавление  числа слогов: команатама вместо  комната,

* перестановка  слогов и звуков: деверо вместо  дерево.

      Следует проверить умение производить  звуки в предложениях, состоящих  из правильно произносимых звуков  и из дефектных.

Информация о работе Особенности усвоения и формирования звукопроизношения у детей с ОНР