Особенности социально-психологической ситуации в творческих организациях различного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:14, дипломная работа

Описание работы

Любая организованная группа, в том числе и трудовой коллектив, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу.
Существует специфика жизнедеятельности театрального коллектива, и в первую очередь, это то существенное обстоятельство, что произведение театрального искусства — спектакль — создается не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. И без объединенного, сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценного спектакля.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологической ситуации в организации
Социально-психологический климат первичного трудового коллектива
Организационная культура как характеристика организации (коллектива)
Мотивация профессиональной деятельности как фактор управления
Специфика творческой организации
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата в творческих организациях различного типа на примере государственного и коммерческого театров
2.1 Описание программы исследования
2.2 Описание используемых методов
2.3 Интерпретация полученных данных
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

.

Авторитарные лидеры характеризуются прежде всего тем, что "вместо того чтобы делегировать власть, ... стремятся строго контролировать и старательно отслеживать каждый шаг своих сотрудников. Соответственно в оценке работы подчиненных, если вообще они оценивают хоть как-то их работу, они неизменно фокусируют внимание на том, что сделано не так, а не на том, что получилось прекрасно. Короче говоря, это классический рецепт привнесения дисгармонии в организационный климат.... Поскольку вирус эмоционального состояния легче передается по иерархии сверх вниз, понятно, что бесчувственный, наводящий страх на подчиненных лидер отравляет настроение всему коллективу, и организационный климат резко ухудшается"  (Гоулман Д. и др. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005. С. 90.)

Еще раз подчеркнем, что, описывая взаимосвязь доминирующего  стиля лидерства и социально-психологического климата, Д. Гоулман и другие организационные психологи широко используют понятия "организационный климат", "моральный климат" и др., речь идет именно о социально-психологическом климате как интегральной характеристике совокупности межличностных отношений в контактном сообществе.

Адекватная оценка социально-психологического климата в группе или организации  практическим социальным психологом является непременным условием его профессионального  воздействия на конкретное сообщество, так как без подобного ориентира  любые усилия оказываются, по сути дела, безадресными и могут привести к результату, прямо противоположному желаемому.

Влияние эмоциональной  атмосферы  коллектива  на  личность  может  быть

двоякое:  стимулирующее  или  тормозящее,  то  есть  подавляющее  творческую инициативу, активность и энергию человека.

      Существуют  несколько определений  понятия   социально-  психологический климат. Так,  Е.С.  Кузьмин  считает,  что  понятие  психологический  климат отражает  характер   взаимоотношений   между   людьми,   преобладающий   тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда  и отдыха в данном коллективе.( Кузьмин Е.С.)

      Б.Ф.Ломов   включает   в   понятие   психологический   климат   систему

межличностных отношений, психологических  по природе(  симпатия,  антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми(  подражание, сопереживание, содействие) ; систему взаимных требований, общее  настроение, общий   стиль   совместной    трудовой    деятельности,    интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

      В.М.Шепель  одним  из  первых  попытался   раскрыть  содержание  понятия социально-психологический климат как эмоциональную  окраску  психологических связей членов коллектива,  возникающей  на  основе  их  близости,  симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.  Он  также  выделил  в  этом понятии  три   «климатические   зоны»:  

1)   социальный   климат,   который определяется  тем,  насколько  на  данном  предприятии  высока  осознанность работниками общих целей и задач, насколько  здесь  гарантировано  соблюдение всех конституционных прав  работников  как  граждан, 

2)  моральный  климат, который  определяется   моральными   ценностями   общепринятыми   в   данном коллективе и

3) психологический климат,  то  есть  неофициальная  атмосфера, которая складывается  между  работниками,  находящимися  в  непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический  климат-  это  микроклимат, зона действия которого значительно локальнее  морального  и  социального.  (Шепель В.М., 1974)

      Р.Х. Шакуров рассматривает понятие  психологического климата с двух  его сторон: психологической,  которая  раскрывается  в  эмоциональных,  волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и  социально-психологической, которая  проявляется  в  интегративных   особенностях   психологии   группы, значимых для  сохранения  ее  целостности  и  для  ее  функционирования  как самостоятельного объединения людей. ( Шакуров Р.Х. )

      По мнению К.К. Платонова и   В.Г.  Казакова,  социально-психологический климат - это такое  свойство  группы,  которое  определяется  межличностными отношениями, создающими стойкие групповые  настроения  и  мысли  от  которых зависит степень активности в достижении  целей,  стоящих  перед  группой.  (Платонов К.К., Казаков В.Г.)

      В социально-психологическом климате  Б.Д. Парыгин видит не просто  сумму психических  составляющих  его   индивидов,   а   мощный   фактор   усиления психологического настроя членов коллектива. ( Парыгин Б.Д. )

      Анализ  различных  точек   зрения  на  содержание  понятия   социально-

психологического  климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное    социально-психологическое     образование,     которым опосредуется любая деятельность коллектива ( группы). Специфика его  состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую  характеристику психических состояний  всех  членов  коллектива.  Сложившиеся  в  коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового  взаимодействия и общения, требует от человека  не  любого,  а  вполне  определенного  стиля  поведения.  Эмоции  одного  члена  группы  определенным  образом  мотивируют поведение других членов, направляя  их  не  только  на  осуществление  целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

      Структура  социально-психологического  климата  определяется  системой сложившихся  в  коллективе  отношений  между  его  членами  и   может   быть охарактеризована элементами, представляющими  собой  синтез  общественных  и межличностных   отношений.   Через   общественные   отношения   раскрывается социальное   содержание   личных   отношений   людей   в   коллективе.   Это производственные,   политические,    правовые,    этические,    эстетические отношения.  Межличностные  отношения  -  это  организационно-технологические взаимодействия,     статусно-ролевая      взаимосвязь,      административно- психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое  взаимопознание.  Они возникают  на   основе   предметно-практической   деятельности   коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и  другими условиями  его  жизнедеятельности.  Единство   содержания   общественных   и межличностных   отношений   предстает   в   виде    взаимоотношений    людей (сотрудничества,   соревнования,   сплоченности,   совместимости,    дружбы, согласия),  а  также  в  виде   качеств   личности,   от   которых   зависят психологические особенности общения людей в коллективе. ( Бойко В.В.  и  др.)

      Существенным показателем  особенностей  взаимоотношений  в  коллективе являются формы обращения  как  средства  вербального  общения.  Преобладание каких-либо одних  форм  обращения -  приказов  или просьб,  предложений или вопросов, обсуждений, советов- характеризует особенности  взаимоотношений  в коллективе  и  тем  самым  служит   показателем   социально-психологического климата.  Изучение  коммуникативных  связей  в   коллективе   по   числу   и направленности  контактов,  по  их  содержанию  может  свидетельствовать   о состоянии взаимоотношений в нем.  Неблагополучное  развитие  взаимоотношений

приводит к  постепенному обособлению отдельных  членов коллектива,  сокращения числа контактов в нем,  к  преобладанию  опосредованных  способов  связи,  к свертыванию коммуникативных связей  до  формально-необходимых,  к  нарушению обратной   связи   между   участниками    деятельности.    Таким    образом, коммуникативные  связи  в  коллективе  выступают  в  качестве   эмпирических показателей социально-психологического климата. ( Бойко В.В. и др. )

      Сущность каждого человека открывается  только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия,  в  процессах  общения. Через взаимоотношения человек осознает  свою  общественную  ценность.  Таким  образом, самооценка выступает в качестве группового  эффекта,  как  одна  из форм проявления социально-психологического климата. Оценка своего  положения в системе общественных отношений и личных связей порождает  чувство  большей

или меньшей  удовлетворенности собой и другими.  Переживание  взаимоотношений отражается   на    настроениях,    вызывает    улучшение    или    ухудшение   психологического самочувствия человека. Посредством  подражания,  заражения, внушения, убеждения различные настроения в  коллективе  распространяются  на всех людей и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический  фон коллективной жизни. Психологическое самочувствие и настроение,  характеризуя психическое  состояние  людей,   свидетельствует   о   качестве   социально- психологического  климата   в   коллективе.   Самооценка,   самочувствие   и

настроение- это  социально-психологические  явления,  целостная  реакция  на воздействие микросреды и всего комплекса  условий  деятельности  человека  в коллективе. Они  выступают  как  субъективные  формы  проявления  социально-психологического климата.

      Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем

более участвуя в совместном труде, оказывает влияние  на многие  сферы  жизни коллектива, в том числе на  социально-психологический  климат.  Люди оказывают  положительное  или отрицательное воздействие на   самочувствие окружающих в зависимости от их  социально-психологических  и  индивидуально- психологических свойств.  К  социально-психологическим  свойствам  личности, оказывающим    положительное    влияние    на    формирование     социально-психологического  климата   относятся   принципиальность,   ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых  отношениях, общительность, культура поведения,  тактичность.  Отрицательное  влияние  на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные  и  т.  д. На самочувствие людей и через него  на  общий  климат  коллектива  оказывают влияние   и    особенности    психических    процессов    (интеллектуальных, эмоциональных,  волевых),  а   также   темперамента   и   характера   членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к  труду,  то есть его знания, умения и навыки.  Высокая  профессиональная  компетентность человека вызывает уважение, она может служить  примером  для  других  и  тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей. ( Бойко  В.В.и др. )

      На разных этапах развития  трудового  коллектива  наблюдается   динамика модальности  эмоциональности  отношений.   На   первом   этапе   становления коллектива  эмоциональный  фактор  играет  главную  роль  (идет  интенсивный процесс  психологической  ориентации,  установление  связей   и   позитивных взаимоотношений). На этапе же  коллективообразования  все  большее  значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только  как объект эмоционального общения, но и  как  носитель  определенных  личностных

качеств, социальных норм и установок.

      Среди факторов, влияющих на социально-психологический  климат трудового коллектива,   выделяют   такой   социально-психологический   феномен,    как «климатическое   возмущение».   «Климатическое   возмущение»   возникает   в результате  изменения  условий  жизнедеятельности  коллектива  или   условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива  в  целом  или отдельных его представителей. В зависимости  от  настроения  людей  выделяют «стенические» или  «астенические»  «климатические  возмущения».  Содержание, форма, длительность, эмоциональный  тон  «климатических  возмущений»  служат характеристиками его социально-психологического климата,  уровня  морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости  людей  в  совместной трудовой деятельности. Преобладающий в коллективе эмоциональный  настрой  не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня,  но  и  в  течение

более длительного  периода.  К  внешним  эмоциогенным  факторам  коллективной деятельности  относятся  социально-  экономические  и  бытовые   особенности деятельности, технологические и  социально-  демографические характеристики взаимодействующих субъектов. Внешние и внутренние (субъективные)  факторы, вызывая    «климатические    возмущения»,    могут    изменять    социально- психологический климат в коллективе. ( Платонов Ю.П. )

      По своему значению социально-психологический климат близок  к понятию сплоченности  коллектива,  под  которым  понимается  степень   эмоциональной приемлемости,   удовлетворенности   отношениями   между   членами    группы. Сплоченность  коллектива  складывается  на  основе  близости   представлений работников по существенным вопросам жизнедеятельности их коллектива.

      Важнейшей проблемой в  изучении  социально-  психологического  климата является  выявление  факторов,  которые  его  формируют.  Наиболее   важными факторами, определяющими уровень психологического климата  производственного коллектива являются личность руководителя и система  подбора  и  расстановки административных кадров. ( Литвинов В.Н.)  На  него  оказывают влияние и личностные качества руководителя,  стиль  и  методы  руководства,  авторитет руководителя. ( Вичев В.В. ) , а  также  индивидуальные  особенности  членов коллектива.

Факторы, определяющие состояние СПК

Важнейшей проблемой  в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива.

Информация о работе Особенности социально-психологической ситуации в творческих организациях различного типа