Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
3. Подбор упражнений на коррекцию.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр. 5
1.1. Общая характеристика внимания -------------------------------------------стр. 5
1.2. Особенности развития внимания и основные функции внимания. --стр. 7
Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр. 11
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16
2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности. стр. 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр. 23
Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр. 25
Список использованной литературы. ---------------------------------------------------стр. 26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

     (см. приложение Г).

          Очень часто, именно из-за умения  управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе.

          Анализ литературы показывает, что  внимание необходимо младшему  школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных  классах закладываются основы  успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся 4 класса становятся более внимательными, чем учащиеся 1 класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания. 

     Заключение

          Длительная неподвижность ребенка,  пребывание долгое время в  сидячем положении нарушает кровообращение, что в результате отрицательно  сказывается на состоянии детей,  на устойчивости их внимания, поэтому учителю рекомендуется  проводить физкультминутки (2-3 минуты), чтобы снять утомление. Физкультминутки улучшают устойчивость внимания школьников. Детям, которые с трудом включаются в работу, рекомендуется помимо индивидуальные или групповые занятия с психологом. Такие занятия должны проводить не менее 2 раз в неделю. Можно использовать упражнения на развитие переключаемости (например, подчеркнуть буквы разным цветом), распределение внимания (например, надо и слушать рассказ, чтобы потом ответить на вопросы) объема памяти (запомнить 7-10 предметов). Чем больше, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможности ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все, же остается слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать в игровой форме. Эта особенность младшего школьника является одним из основания, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно развивать способность делать, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач.

          При высокой концентрации внимания  ребенок замечает в предметах  и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

     В ряду основных свойств личности человека внимание проявляет себя как характерная  черта, именуемая внимательностью.

Внимательность  – это сложное образование, определяемое направленностью личности, системой её ценностных ориентаций. Именно эти ориентации диктуют человеку, к чему и в какой степени он должен быть внимательным в повседневной жизни, в быту, в работе.

     В связи с этим возникает вопрос,: каким образом проявляется внимательность к учебной деятельности школьника? Прежде всего, в постоянном внимании к учебному процессу, содержании учебного материала. Внимательность практически определяет весь стиль учебной деятельности школьника. Но иногда внимательность заменяет отсутствие настоящего интереса к учебе.

     Нужно заметить, что внимательность, как  черта личности, имеет две формы  проявления. Одна из них связана  с постоянным вниманием к окружающей обстановке, умением замечать малейшие изменения ситуации, умением организовать свою работу в соответствии с условиями. Другая сторона внимательности обнаруживается во взаимодействии людей друг с другом, в общении.

     Внимательные  и невнимательные ученики различаются  и в динамике работы. Период «  врабатывания», когда человек овладевает деятельностью, есть и у тех, и у других; он сопровождается снижением темпа. Однако у внимательных учеников темп нарастает, а у невнимательных этого не происходит. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Преподавание в начальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применением наглядности. В младших классах через каждые 10-15 минут надо менять вид деятельности, чтобы предотвратить утомление. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка. 
 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Внимание  Особое свойство человеческой психики
     2 Направленность 

     внимания

Избирательный характер активности
     3 Сосредото-ченность внимания Углубление в данную деятельность
     4 Устойчивость  внимания Способность субъекта не отклоняться от направленности психической  активности и сохранять сосредоточенность  на объекте внимания
     5 Распределение внимания Способность одновременного выполнения нескольких действий
     6 Переключение  внимания. Способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому
     7 Объем внимания Характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов.

     Список  использованных источников

1      Баскакова, И.Я. Изучение внимания школьников: [Текст] Метод-рекомендации. М: Изд-во МГПИ им В.И. Ленина, 1987 г, (1-15).
2      Бетелева, Т.Г., Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А. Сенсорные механизмы развивающего мозга. [Текст] - М: Академия, 1997
3      Бондаревская, Е.В. Вариативность стратегий личностно-ориентированного воспитания: [Текст] - Ростов на Дону: Изд-во Ю. Отделение РАО. Вып 2., 2000.
4      Выготский, Л.С. Собрание сочинений: [Текст] - в 6 т.-Т.3-М: Академия, - 2001 (овладение вниманием: 205-239).
5      Дубровинская, Н.В. Нитрофизиологические механизмы внимания. [Текст] -  М.: Московский университет , 1995 (144).
6      Ермолаев, О.Ю., Марютина, Т.М., Мешкова, Т.А. Внимание школьника [Текст] – М.: Мир, 2002 (Виды внимания: 30-37, 69-80).
7      Зикеев, А.Г. Развитие речи слабомыслящих детей. [Текст] – М: Педагогика, 1996 (36).
8      Кикоин, Е.И. Внимание младшего школьника [Текст] - М.: Педагогика, 1993 (Внимание: 30-35).
9      Корчеленюк, О.М. Развитие памяти и внимания в начальных классах. [Текст] - М: Начальная школа, 1994
10      Ланге, Н.Н. Психология внимания [Текст] – М.: Смысл, 1976 (3-30).
11      Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. [Текст] - Знание, 1980.
12      Лурия, А.Р. Внимание и память. [Текст] – М: Норма-Инфра, 2001 (Внимание 4-41).
13      Маркова, А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников [Текст] - Начальная школа, 2001: № 2 стр. 89-90.
14      Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для пед. ин-тов п./под ред. А.А.Венгера [Текст] – М: Просвещение, 1995.
15      Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. Общие основы психологии. – 2е изд. – М: Просвещение: Владос, 1995 (576).
16      Носкова, Л.П. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта [Текст] - М.: Смысл, 1994 (26).
17      Познавательные  процессы и способности в обучении /по ред. В.Д.Шадрикова. [Текст] – М.: Академия, 1995 (12).
18      Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/под ред. А.А. Крылова. [Текст] - Л., 1990.
19      Психолог  в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/под ред. Т.В. Лаврентьевой. [Текст] – М: Новая школа, 1996 (144).
20      Страхов В.И. Психология внимания вып. 1 и 2 [Текст] -  Саратов: Мир, 1992, 481.
21      Тарасова, Л.Е. Психолого-педагогические условия средства формирования коллективного внимания младших школьников. Саратов: изд-во Саратовского пед. ин-та, 1999.

     Приложения

А
Б
В
Г

Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности