Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
3. Подбор упражнений на коррекцию.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр. 5
1.1. Общая характеристика внимания -------------------------------------------стр. 5
1.2. Особенности развития внимания и основные функции внимания. --стр. 7
Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр. 11
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16
2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности. стр. 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр. 23
Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр. 25
Список использованной литературы. ---------------------------------------------------стр. 26
(см. приложение Г).
Очень часто, именно из-за
Анализ литературы показывает, что
внимание необходимо младшему
школьнику в учебной
Длительная неподвижность
При высокой концентрации
В ряду основных свойств личности человека внимание проявляет себя как характерная черта, именуемая внимательностью.
Внимательность – это сложное образование, определяемое направленностью личности, системой её ценностных ориентаций. Именно эти ориентации диктуют человеку, к чему и в какой степени он должен быть внимательным в повседневной жизни, в быту, в работе.
В связи с этим возникает вопрос,: каким образом проявляется внимательность к учебной деятельности школьника? Прежде всего, в постоянном внимании к учебному процессу, содержании учебного материала. Внимательность практически определяет весь стиль учебной деятельности школьника. Но иногда внимательность заменяет отсутствие настоящего интереса к учебе.
Нужно заметить, что внимательность, как черта личности, имеет две формы проявления. Одна из них связана с постоянным вниманием к окружающей обстановке, умением замечать малейшие изменения ситуации, умением организовать свою работу в соответствии с условиями. Другая сторона внимательности обнаруживается во взаимодействии людей друг с другом, в общении.
Внимательные
и невнимательные ученики различаются
и в динамике работы. Период «
врабатывания», когда человек овладевает
деятельностью, есть и у тех, и у других;
он сопровождается снижением темпа. Однако
у внимательных учеников темп нарастает,
а у невнимательных этого не происходит.
Таким образом, можно сделать вывод, что
внимание детей младшего школьного возраста
характеризуется малой устойчивостью
(10-15 минут), малым объемом, слабым распределением,
неразвитой переключаемостью, преобладанием
непроизвольного внимания. Преподавание
в начальных классах должно быть интересным,
эмоциональным, с широким применением
наглядности. В младших классах через
каждые 10-15 минут надо менять вид деятельности,
чтобы предотвратить утомление. Состояние
внимания влияет на деятельность ребенка.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Внимание | Особое свойство человеческой психики |
2 | Направленность
внимания |
Избирательный характер активности |
3 | Сосредото-ченность внимания | Углубление в данную деятельность |
4 | Устойчивость внимания | Способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания |
5 | Распределение внимания | Способность одновременного выполнения нескольких действий |
6 | Переключение внимания. | Способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому |
7 | Объем внимания | Характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов. |
1 | Баскакова, И.Я. Изучение внимания школьников: [Текст] Метод-рекомендации. М: Изд-во МГПИ им В.И. Ленина, 1987 г, (1-15). |
2 | Бетелева, Т.Г., Дубровинская, Н.В., Фарбер, Д.А. Сенсорные механизмы развивающего мозга. [Текст] - М: Академия, 1997 |
3 | Бондаревская, Е.В. Вариативность стратегий личностно-ориентированного воспитания: [Текст] - Ростов на Дону: Изд-во Ю. Отделение РАО. Вып 2., 2000. |
4 | Выготский, Л.С. Собрание сочинений: [Текст] - в 6 т.-Т.3-М: Академия, - 2001 (овладение вниманием: 205-239). |
5 | Дубровинская, Н.В. Нитрофизиологические механизмы внимания. [Текст] - М.: Московский университет , 1995 (144). |
6 | Ермолаев, О.Ю., Марютина, Т.М., Мешкова, Т.А. Внимание школьника [Текст] – М.: Мир, 2002 (Виды внимания: 30-37, 69-80). |
7 | Зикеев, А.Г. Развитие речи слабомыслящих детей. [Текст] – М: Педагогика, 1996 (36). |
8 | Кикоин, Е.И. Внимание младшего школьника [Текст] - М.: Педагогика, 1993 (Внимание: 30-35). |
9 | Корчеленюк, О.М. Развитие памяти и внимания в начальных классах. [Текст] - М: Начальная школа, 1994 |
10 | Ланге, Н.Н. Психология внимания [Текст] – М.: Смысл, 1976 (3-30). |
11 | Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. [Текст] - Знание, 1980. |
12 | Лурия, А.Р. Внимание и память. [Текст] – М: Норма-Инфра, 2001 (Внимание 4-41). |
13 | Маркова, А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников [Текст] - Начальная школа, 2001: № 2 стр. 89-90. |
14 | Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для пед. ин-тов п./под ред. А.А.Венгера [Текст] – М: Просвещение, 1995. |
15 | Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. Общие основы психологии. – 2е изд. – М: Просвещение: Владос, 1995 (576). |
16 | Носкова, Л.П. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта [Текст] - М.: Смысл, 1994 (26). |
17 | Познавательные процессы и способности в обучении /по ред. В.Д.Шадрикова. [Текст] – М.: Академия, 1995 (12). |
18 | Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/под ред. А.А. Крылова. [Текст] - Л., 1990. |
19 | Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/под ред. Т.В. Лаврентьевой. [Текст] – М: Новая школа, 1996 (144). |
20 | Страхов В.И. Психология внимания вып. 1 и 2 [Текст] - Саратов: Мир, 1992, 481. |
21 | Тарасова, Л.Е. Психолого-педагогические условия средства формирования коллективного внимания младших школьников. Саратов: изд-во Саратовского пед. ин-та, 1999. |
А | |
Б | |
В | |
Г |
Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности