Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
3. Подбор упражнений на коррекцию.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр. 5
1.1. Общая характеристика внимания -------------------------------------------стр. 5
1.2. Особенности развития внимания и основные функции внимания. --стр. 7
Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр. 11
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16
2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности. стр. 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр. 23
Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр. 25
Список использованной литературы. ---------------------------------------------------стр. 26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал  Рыбинский 
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология
Тема Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности
Фамилия студента Семичастнова
Имя студента Ольга
Отчество  студента Валерьевна
№ контракта 06802080709013

 

     Содержание

Введение  ---------------------------------------------------------------------------------------стр.  3

Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр.    5                                                       

     1.1. Общая характеристика внимания  -------------------------------------------стр.   5

     1.2. Особенности развития внимания  и основные функции внимания. --стр.     7                                                                    

Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр.  11                                                        

     2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11                   

     2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16

     2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности.                                                                                                            стр.  17

Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр.  23

Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр.   25

Список  использованной литературы. ---------------------------------------------------стр.  26

Приложения-----------------------------------------------------------------------------------стр.  29 

     Введение

 Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения.1 Виды внимания: (7; 30-37;69-80). Нельзя быть просто внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.

          Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено  на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на  процессы запоминания,  мышления, на двигательную активность. Актуальность  темы заключается в том, что жалобы на недостаток усидчивости у школьников составляет 30% всех жалоб со стороны учителей и родителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики, и самое главное коррекции подобных нарушений. Два раза в год в каждом классе начальной школы проводится фронтальное обследование внимания. Результаты анализируются и используются для предупреждения и коррекции трудностей в обучении.

          Многие учителя жалуются на  то, что у младших школьников  нет внимания, им трудно сосредоточиться,  они быстро теряют интерес,  как же пробудить на уроке  интерес к предмету, и заставить  детей быть сосредоточенными, внимательными?

     По  мнению многих учителей, детей нужно  учить в игровой форме и  параллельно с основной, обучающей  задачей развивать внимание учащихся. Учитель использует магнитные доски  и буквы, кодирует слова на доске  перед цифрами, затем читает. Детям интересно печатать, потом прочитывать то, что они напечатали, затем анализировать слова. С каждым упражнением задания усложняются. Подобные упражнения развивают внимание, логическое мышление учащихся, вызывают повышенный интерес при обучении чтению в период обучения грамоте. Именно в период новых трудностей при обучении чтению, когда дети начинают терять веру в свои силы, не желают читать, эти задания помогают ребенку. Я считаю, что подобные упражнения нужно давать на каждом уроке, и тогда они будут вносить оживление и вызывать у детей интерес.

     Цель  исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.

     Объект  исследования – группа младших школьников.

     Предмет исследования – внимание младших школьников.

     Задачи исследования – 1. Обзор литературы.

                                           2. Проанализировать возможность коррекции

                                                недостатков внимания.

                                           3. Подбор упражнений на коррекцию.

     Структура работы – работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложения. 

     Основная  часть

     1 Индивидуальные и возрастные характеристики внимания

 

     1.1. Общая характеристика внимания

     Прежде  чем приступить к практическому исследованию диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либо психического процесса: например: сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).

          В отличие от памяти регулирующая  функция внимания выступает более  отчетливо, что дает основание  для классификации его видов  в зависимости от уровней психической  регуляции. Такая классификация  предусматривает разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание обусловлено как физическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью и т.п.), так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий – послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается, как говорит Добрынин, поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий.

          К числу основных характеристик  внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение. Познавательные процессы и способности в обучении.

     Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией.

       Количественным параметром избирательности  внимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным – точность, т.е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Показатель успешности внимания является комплексной характеристикой. Он включает и количественные (скорость), и качественные  (точность) параметры избирательности.

          Устойчивость внимания – это  способность субъекта не отклоняться  от направленности психической  активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания.2    

     Характеристиками  устойчивости внимания являются временные  параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности  психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Концентрация внимания предусматривает  также определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одномоментно.

          Характеристиками распределения  внимания в эксперименте являются  временные показатели, полученные  в результате сопоставления длительности  правильного выполнения одной  задачи и выполнения этой же  задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.

          Переключение внимания представляет  собой перемещение его направленности  и сосредоточенности с одного  объекта на другой или с  одного вида деятельности на  другую.3 Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и характера деятельности субъекта с ним.

          Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом.4  

     1.2 Особенности развития внимания и основные функции. 

          Одной из основных форм познавательной  деятельности человека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляют концентрироваться на предмете, действии. Под ощущениями понимаются такие психические процессы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на органы чувств. В познавательном отношении из всех анализаторов ведущая роль принадлежит зрению и слуху, хотя считается, что жизненно и социально значимые раздражители чаще и больше отражаются через слух, чем через зрение.5     Полнопроцентное развитие психических процессов, в том числе и всех видов ощущений, во многом зависит от определенных условий, среди которых особое значение имеет внимание. Особенности развития воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта.

     Понятие «внимание» заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального. В развитии внимания у нормального ребенка и ребенка, имеющего нарушение слуха, имеется много общего. Прежде всего, это непроизвольность внимания, которая вызывается интересными для ребенка предметами или явлениями, при воздействии на него нового, необычного. Такие существенные свойства внимания, как устойчивость, распределяемость и переключаемость, у дошкольников развиты слабо. Ребенок в раннем возрасте не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чем-либо сосредоточиться. В основном это результат общей ориентировки в окружающем, направленной на обследование предметов, их свойств и регулирование практических действий, а не на удержание внимания. С возрастом происходят определенные изменения: увеличивается сосредоточенность и устойчивость внимания. Но все, же перелом наступает под влиянием новых видов деятельности и новых требований, предъявляемых взрослыми. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, используется универсальное средство организации внимания – речь. Роль речи возрастает не только как непосредственного регулятора, но и как регулятора поведения ребенка, что создает предпосылки для формирования произвольного внимания.

Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности