Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
3. Подбор упражнений на коррекцию.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр. 5
1.1. Общая характеристика внимания -------------------------------------------стр. 5
1.2. Особенности развития внимания и основные функции внимания. --стр. 7
Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр. 11
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16
2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности. стр. 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр. 23
Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр. 25
Список использованной литературы. ---------------------------------------------------стр. 26
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Рыбинский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Психология |
Тема | Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности |
Фамилия студента | Семичастнова |
Имя студента | Ольга |
Отчество студента | Валерьевна |
№ контракта | 06802080709013 |
Введение ------------------------------
Глава
I. Индивидуальные и возрастные характеристики
внимания. --------------стр. 5
1.1.
Общая характеристика внимания
------------------------------
1.2.
Особенности развития внимания
и основные функции внимания. --стр.
7
Глава
II. Внимание требует внимания. ------------------------------
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2.
Пути коррекции недостатков
2.3.
Особенности развития внимания младших
школьников в ходе учебной деятельности.
Заключение.-------------------
Глоссарий
------------------------------
Список
использованной литературы. ------------------------------
Приложения--------------------
Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения.1 Виды внимания: (7; 30-37;69-80). Нельзя быть просто внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.
Формы проявления внимания
Многие учителя жалуются на то, что у младших школьников нет внимания, им трудно сосредоточиться, они быстро теряют интерес, как же пробудить на уроке интерес к предмету, и заставить детей быть сосредоточенными, внимательными?
По мнению многих учителей, детей нужно учить в игровой форме и параллельно с основной, обучающей задачей развивать внимание учащихся. Учитель использует магнитные доски и буквы, кодирует слова на доске перед цифрами, затем читает. Детям интересно печатать, потом прочитывать то, что они напечатали, затем анализировать слова. С каждым упражнением задания усложняются. Подобные упражнения развивают внимание, логическое мышление учащихся, вызывают повышенный интерес при обучении чтению в период обучения грамоте. Именно в период новых трудностей при обучении чтению, когда дети начинают терять веру в свои силы, не желают читать, эти задания помогают ребенку. Я считаю, что подобные упражнения нужно давать на каждом уроке, и тогда они будут вносить оживление и вызывать у детей интерес.
Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
Структура
работы – работа состоит из введения,
основной части, заключения, списка используемой
литературы, приложения.
1.1. Общая характеристика внимания
Прежде чем приступить к практическому исследованию диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либо психического процесса: например: сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).
В отличие от памяти
К числу основных
Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией.
Количественным параметром
Устойчивость внимания – это
способность субъекта не
Характеристиками
устойчивости внимания являются временные
параметры длительности сохранения
направленности и сосредоточенности
психической активности без отклонения
от исходного качественного
Характеристиками
Переключение внимания
Все перечисленные характеристики внимания
представляют функциональное единство,
и их разделение является чисто экспериментальным
приемом.4
1.2
Особенности развития
внимания и основные
функции.
Одной из основных форм
Понятие «внимание» заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального. В развитии внимания у нормального ребенка и ребенка, имеющего нарушение слуха, имеется много общего. Прежде всего, это непроизвольность внимания, которая вызывается интересными для ребенка предметами или явлениями, при воздействии на него нового, необычного. Такие существенные свойства внимания, как устойчивость, распределяемость и переключаемость, у дошкольников развиты слабо. Ребенок в раннем возрасте не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чем-либо сосредоточиться. В основном это результат общей ориентировки в окружающем, направленной на обследование предметов, их свойств и регулирование практических действий, а не на удержание внимания. С возрастом происходят определенные изменения: увеличивается сосредоточенность и устойчивость внимания. Но все, же перелом наступает под влиянием новых видов деятельности и новых требований, предъявляемых взрослыми. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, используется универсальное средство организации внимания – речь. Роль речи возрастает не только как непосредственного регулятора, но и как регулятора поведения ребенка, что создает предпосылки для формирования произвольного внимания.
Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности