Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
3. Подбор упражнений на коррекцию.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр. 5
1.1. Общая характеристика внимания -------------------------------------------стр. 5
1.2. Особенности развития внимания и основные функции внимания. --стр. 7
Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр. 11
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16
2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности. стр. 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр. 23
Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр. 25
Список использованной литературы. ---------------------------------------------------стр. 26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

          Своевременно оценивая ситуации, требующие перестройки внимания, и психологически адекватно осуществляя их, учитель каждый раз эффективно актуализирует и уравновешивает умственное сосредоточение школьников и классного руководства.

          Реализации всех вышеуказанных  условий формирования коллективного  внимания младших школьников способствуют:

     Интеллектуальные  средства, позволяющие значительно  усилить познавательные составляющие внимания и, прежде всего, его мыслительного  компонента, что достигается использованием тренинговых занятий;

     Вербальные  средства управления коллективного вниманием;

     Учебно-игровая  деятельность на уроке и вне его  – игровые приемы, упражнения, дидактические  и подвижные игры, ориентированные  на умение учитывать особенности  внимания партнеров, согласовывать  свое сосредоточение с его специализированным проявлением. 

     2.2 Пути коррекции недостатков внимания 

          Напомнить, что внимание в самом  общем виде рассматривается как  состояние устойчивого сосредоточения  на каком-либо объекте, какой-либо  деятельности. Современная тенденция  к обучению скорописи, чтению словами у значительной части школьников вызывает трудности в формировании умения грамотного письма и чтения. Едва научившись читать, ребенок додумывает слово по первым буквам, стараясь угадать его смысл из контекста. В результате часто получается, что вместо одного слова он прочитывает другое. То же самое происходит и с русским языком: ребенок прочитывает смысл предложения, «не видя» особенностей написания слов, и никакие призывы быть внимательным не помогают. Такое же стремление идти от смысла присутствует и в очень конкретных заданиях – списать упражнение, прочитать задачу.

          Как правило, причины такой  глобальной невнимательности учащихся  заключается в ориентации детей  на общий смысл текста, фразы,  слова, арифметической задачи  – они схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Иными словами, у детей сформировался способ работы без достаточной отработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) – мелки и «не удостаиваются» без направленного обучения внимания детей.

          Поэтому задача развивающих занятий  должна состоять в преодолении  такого глобального восприятия, в попытке научить учащихся  воспринимать содержание заданий  с учетом элементов на фоне  смысла целого, т.е. уметь осознано концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, единиц, частей, деталей целого.

          Для тренировки и коррекции  внимания могут использоваться  задания на восприятие, работу  памяти, понимание закономерностей  и другие виды деятельности, поскольку внимание само по себе не является отдельным познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным. Поэтому коррекционно-развивающие задания включают в себя ниже перечисленные разновидности заданий.

     Задания, направленные на концентрацию, переключение и распределение внимания в разных видах познавательных процессов  при выполнении различных видов упражнений-игр.

     Задания на сравнение между собой различных  понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность, необходимые при анализе признаков, качеств, условий, лежащих в основе операции сравнения.

     Задания, направленные на формирование осознанности управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах по русскому языку.

          С помощью приведенных ниже  заданий учитель сможет помочь  учащимся стать внимательнее. (см. Приложение А). 
 

     2.3 Особенности развития  внимания младших  школьников в ходе учебной деятельности 

          В этом параграфе мы рассмотрим  особенности внимания в младшем  школьном возрасте.

          Процессы возбуждения и торможения  больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

          Кикоин Е.И. указывает, что внимание младшего школьника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Поэтому психологи говорят, что важно не только делать трудное – доступным, непонятное – понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ними и произвольное  внимание.

          Исследования распределения внимания  выявили его связь с возрастом  учащегося. В 1 классе ученики  слабо распределяют внимание, а  в некоторых случаях и вовсе  не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает у ребят от класса к классу.

          К концу 3 года обучения у  школьников, как правило, возрастает  и совершается способность распределения  и переключения внимания. Ученики  3 класса могут одновременно следить  за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочность письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

          У учащихся 1 класса небольшая  устойчивость внимания, что связано  с возрастной способностью торможения. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

     Концентрированность и интенсивность внимания у младших  школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно  рисует, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, так как устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интенсивной деятельности утомляет внимание младших школьников.

          Л.С. Выгодский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные. В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

          Процесс обучения невозможен  без достаточной сформированности  внимания. На уроке учитель привлекает  внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание.

          По мнению Ермолаева О.Ю. у младших школьников реже появляется произвольное внимание, связанное с чувством напряженности, чем внимание без особых усилий, благодаря поставленной перед учениками задаче. Школьники этого возраста сосредотачиваются произвольно, однако периоды напряженного внимания у них бывают реже, чем у взрослых или старшеклассников. Произвольное внимание младших школьников характеризуется активностью.

          Он считает необходимым также  упомянуть о существовании физиологических факторов, определяющих возрастные особенности внимания. Произвольное управление поведением вообще и вниманием в частности становится возможным в результате регулирующей, управляющей деятельности высших корковых центров. Эта деятельность достигается постепенно, подвергаясь тем или иным преобразованиями на протяжении всего школьного периода. Несовершенство тормозных механизмов (основы регулирующего влияние высших корковых центров на низшие подкорковые), незрелость самих высших центров приводит к тому, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью. (Ермолаев О.Ю., 2002, 30-373).

         Обычно после ряда усилий произвольное  внимание ученика переходит в  послепроизвольное. Следовательно,  все виды внимания – непроизвольное, послепроизвольное – встречается в процессе учебной деятельности школьников. Однако в младших классах, как уже говорилось выше, ведущую роль играет непроизвольное внимание, произвольное внимание у младших школьников еще слабо развито, его надо поддерживать и воспитывать в процессе учебной деятельности; Послепроизвольное внимание еще не сформировано на начальной ступени обучения.

          Внимание детей младшего школьного  возраста отличается небольшим  объемом, малой устойчивостью  – они могут сосредоточенно  заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки – 40-45 минут, а старшеклассники – до 50 минут).

          Распределение внимания у младших  школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ  на заданный вопрос, но уже  не в состоянии следить за  своим поведением: вскакивает с места, забывая, что тех или иных свойств (внимательные и невнимательные). Разные дети внимательны по-разному: неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо распределяемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. (Ланге Н.Н., 1976).

         Ланге Н.Н. говорил, что наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, которые отличаются повышенной тщательностью при выполнении любых работ, заданий. Учителю приходится делать специальную паузу для того, чтобы они успевали за темпом учебного процесса. Но есть также дети и другой категории, то есть дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком ее качестве. Если у предыдущих доминирует установка на точность работы, то у последних – установка на скорость. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в классных работах многих других, но проверка обнаружила у них большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним – недостатком внимания.

          Таким образом, высокая продуктивность этих учеников обесценивается. Для развития внимания и снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников учитель может использовать следующую схему. Эта схема снимает умственное напряжение и развивает внимание:

     Обучение  самовнушению через настрой и  тренинг;

     Обучение  сосредоточенности внимания;

     Целенаправленное  переключение внимания;

     Обучение  приемам снятия усталости;

     Снятие  позо-статического утомления;

     Снятие  зрительного утомления;

     Профилактические  оздоровительные упражнения.

     Эти упражнения можно использовать на примере  фрагмента урока математики по теме «Прямоугольник» во 2 классе. (См. приложение Б).

          Для детей со слабым вниманием  и памятью с плохо развитой  речью и мышлением я предложила бы использовать форму урока по сюжету какой-либо сказки. Цель этого занятия – развитие внимания, артикуляционных навыков, устной речи, координации движений, слуховой и зрительной памяти, умение узнавать и различать форму плоских предметов, развитие цветоощущения, усвоение соответствия части целого, умения развивать сложную задачу на несколько простых; воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности. (См. приложение В).

         В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития: игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В своей работе учителю начальной школы приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры – путешествие, такая как «В цирке», «Веселые старты», «В зоопарке». Эти игры время от времени повторяются, но успешно используются даже во 2 классе. Детям они не на доедают, наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему как впервые. При разработке игры важно следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения, эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх путешествиях (продолжительность каждой игры не более 8-12 минут) ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. В качестве примера я привожу одну из таких игр-путешествий «В цирке».

Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности