Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
3. Подбор упражнений на коррекцию.
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр. 5
1.1. Общая характеристика внимания -------------------------------------------стр. 5
1.2. Особенности развития внимания и основные функции внимания. --стр. 7
Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр. 11
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16
2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности. стр. 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр. 23
Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр. 25
Список использованной литературы. ---------------------------------------------------стр. 26
Своевременно оценивая
Реализации всех вышеуказанных
условий формирования
Интеллектуальные средства, позволяющие значительно усилить познавательные составляющие внимания и, прежде всего, его мыслительного компонента, что достигается использованием тренинговых занятий;
Вербальные средства управления коллективного вниманием;
Учебно-игровая
деятельность на уроке и вне его
– игровые приемы, упражнения, дидактические
и подвижные игры, ориентированные
на умение учитывать особенности
внимания партнеров, согласовывать
свое сосредоточение с его специализированным
проявлением.
2.2
Пути коррекции недостатков
внимания
Напомнить, что внимание в
Как правило, причины такой
глобальной невнимательности
Поэтому задача развивающих
Для тренировки и коррекции внимания могут использоваться задания на восприятие, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды деятельности, поскольку внимание само по себе не является отдельным познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным. Поэтому коррекционно-развивающие задания включают в себя ниже перечисленные разновидности заданий.
Задания, направленные на концентрацию, переключение и распределение внимания в разных видах познавательных процессов при выполнении различных видов упражнений-игр.
Задания
на сравнение между собой
Задания, направленные на формирование осознанности управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах по русскому языку.
С помощью приведенных ниже
заданий учитель сможет помочь
учащимся стать внимательнее. (см.
Приложение А).
2.3
Особенности развития
внимания младших
школьников в ходе учебной
деятельности
В этом параграфе мы
Процессы возбуждения и
Кикоин Е.И. указывает, что внимание младшего школьника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Поэтому психологи говорят, что важно не только делать трудное – доступным, непонятное – понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.
Исследования распределения
К концу 3 года обучения у
школьников, как правило, возрастает
и совершается способность
У учащихся 1 класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.
Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно рисует, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, так как устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интенсивной деятельности утомляет внимание младших школьников.
Л.С. Выгодский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные. В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.
Процесс обучения невозможен
без достаточной
По мнению Ермолаева О.Ю. у младших школьников реже появляется произвольное внимание, связанное с чувством напряженности, чем внимание без особых усилий, благодаря поставленной перед учениками задаче. Школьники этого возраста сосредотачиваются произвольно, однако периоды напряженного внимания у них бывают реже, чем у взрослых или старшеклассников. Произвольное внимание младших школьников характеризуется активностью.
Он считает необходимым также
упомянуть о существовании
Обычно после ряда усилий
Внимание детей младшего
Распределение внимания у
Ланге Н.Н. говорил, что наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, которые отличаются повышенной тщательностью при выполнении любых работ, заданий. Учителю приходится делать специальную паузу для того, чтобы они успевали за темпом учебного процесса. Но есть также дети и другой категории, то есть дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком ее качестве. Если у предыдущих доминирует установка на точность работы, то у последних – установка на скорость. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в классных работах многих других, но проверка обнаружила у них большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним – недостатком внимания.
Таким образом, высокая продуктивность этих учеников обесценивается. Для развития внимания и снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников учитель может использовать следующую схему. Эта схема снимает умственное напряжение и развивает внимание:
Обучение самовнушению через настрой и тренинг;
Обучение сосредоточенности внимания;
Целенаправленное переключение внимания;
Обучение приемам снятия усталости;
Снятие позо-статического утомления;
Снятие зрительного утомления;
Профилактические оздоровительные упражнения.
Эти упражнения можно использовать на примере фрагмента урока математики по теме «Прямоугольник» во 2 классе. (См. приложение Б).
Для детей со слабым вниманием и памятью с плохо развитой речью и мышлением я предложила бы использовать форму урока по сюжету какой-либо сказки. Цель этого занятия – развитие внимания, артикуляционных навыков, устной речи, координации движений, слуховой и зрительной памяти, умение узнавать и различать форму плоских предметов, развитие цветоощущения, усвоение соответствия части целого, умения развивать сложную задачу на несколько простых; воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности. (См. приложение В).
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития: игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. В своей работе учителю начальной школы приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры – путешествие, такая как «В цирке», «Веселые старты», «В зоопарке». Эти игры время от времени повторяются, но успешно используются даже во 2 классе. Детям они не на доедают, наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему как впервые. При разработке игры важно следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения, эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх путешествиях (продолжительность каждой игры не более 8-12 минут) ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. В качестве примера я привожу одну из таких игр-путешествий «В цирке».
Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности