Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследование внимания у младших школьников в ходе учебной деятельности.
Объект исследования – группа младших школьников.
Предмет исследования – внимание младших школьников.
Задачи исследования – 1. Обзор литературы.
2. Проанализировать возможность коррекции
недостатков внимания.
3. Подбор упражнений на коррекцию.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава I. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. --------------стр. 5
1.1. Общая характеристика внимания -------------------------------------------стр. 5
1.2. Особенности развития внимания и основные функции внимания. --стр. 7
Глава II. Внимание требует внимания. --------------------------------------------------стр. 11
2.1. Коллективное внимание младших школьников. --------------------------стр. 11
2.2. Пути коррекции недостатков внимания.------------------------------------стр. 16
2.3. Особенности развития внимания младших школьников в ходе учебной деятельности. стр. 17
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------стр. 23
Глоссарий -------------------------------------------------------------------------------------стр. 25
Список использованной литературы. ---------------------------------------------------стр. 26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

          Развитие внимания ребенка характеризуется  закономерной сменной стадий, в  которой каждая предыдущая стадия  подготовляет последующие. С развитием  произвольного внимания, непроизвольное не только не исчезает, а сохраняется и развивается.

          Принято считать, что существуют  три типа внимания:

непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры  внимания:

     Концентрация  внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

     Устойчивость  характеризуется длительностью  сосредоточенности, умением отвлекаться  в течение определенного периода  времени;

     Объем внимания характеризуется количеством  одновременно воспринимаемых объектов;

     Распределение – способность одновременного выполнения нескольких действий;

     Переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

     Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

     Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем  также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

     В то же время сосредоточенность связана  с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию – контроль и регуляцию деятельности.

          Внимание обычно выражено в  мимике, в позе, в движениях. Внимательного  слушателя легко отличить от  невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании,6 которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего).

         В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

 

      2Внимание требует внимания

     2.1 Коллективное внимание младших школьников 

     В современной российской школе урок остается основной формой организации  учебной деятельности. Урок предполагает включение учащихся в различные формы совместной синхронной работы, требует от школьников умения согласовывать собственное сосредоточение с социализированным проявлением. Так возникает диалектическое противоречие между фронтальным характером подачи учебного материала и индивидуальным характером усвоения.

     В анализе внимания младших школьников необходимо пользоваться понятием не только индивидуального, но и коллективного  внимания, которое выражается во взаимосвязи  единстве работы классного коллектива на уроках. При решении отдельных задач именно коллективный характер внимания является главной предпосылкой высокого результата и продуктивности деятельности. На уроках учителя часто обращаются к коллективному вниманию детей и, ставя перед ними общие задачи, тем самым стимулируют развитие функций этого вида внимания.

          Коллективное внимание успешно  организуется учителем путем  ведения широкой классной беседы  с последовательным обращением  к отдельным ученикам. При этом  ученики знают, что учитель  в любой момент может спросить  каждого из них. Часто применяется обращение учителя ко всему классу, что предполагает дружные хоровые ответы школьников. Коллективное внимание возникает и тогда, когда учитель показывает на школьной доске образцы решения задач или выполнения упражнений. Диктанты и другие виды работ, проводимые синхронно всем классом, также пробуждают коллективное внимание.

          Коллективное внимание представляет  собой целостное социализированное  проявление умственного сосредоточения  совместно работающих школьников. Но это не просто сумма индивидуальных проявлений внимания занятых совместной деятельностью детей, это новое качественное образование.

          Для возникновения феномена коллективного  внимания необходимо соблюдение  целого ряда условий. К числу  наиболее существенных относятся: единство целей и задач у вступающих в совместную деятельность; наличие одинакового или сближенного уровня развития; психологическая совместимость членов группы и совпадение  темпо-ритмической характеристики деятельности участников совместной деятельности.

          Коллективное внимание – сложное  явление, требующее адаптационной  перестройки индивидуального внимания  всех учащихся. Не каждый взрослый  может сосредоточить свое внимание  и эффективно участвовать в  совместной деятельности. Тем более  очевидно, что организовать коллективное внимание младших школьников и управлять им весьма непростая задача. У данной категории учащихся еще недостаточно сформирована процедура самоконтроля, осложнено  взаимосоотнесение учебных операций, не упрочилось понимание ролевого участия совместной деятельности, слабо выражено умение включаться в нее. Однако организация коллективного внимания необходима, так как именно оно является существенной предпосылкой успешного развития учебных умений, навыков и тех психологических компонентов процесса учения, которые в совокупности можно обозначить, как умение учиться.

          Основным критерием сформированности  коллективного внимания младших  школьников на определенном этапе  урока является совпадающая познавательная  направленность сосредоточения  всех учащихся или большей их части – в идеале участники совместной деятельности должны быть единовременно сосредоточены на общем объекте.

          Штатная организация деятельности  при этом случае сопряжена  с повышенными требованиями к  вниманию учащихся: каждому приходится сочетать внимание к своим учебным действиям с сосредоточением на занятости одноклассников, поскольку необходимо органично «вписаться» в ансамблевую организацию коллективного внимания. Фактор оценки основной части школьником функционирования своего внимания и управления им состоит в постоянном удержании собственного сосредоточения в его совпадении с сосредоточением остальных школьников: где-то необходимо «ускорить» свое внимание, переключить на другой объект или осуществить иные его подвижки – все это для того, чтобы сохранить свое внимание в его единении с сосредоточением остальных школьников. Общность условий совместной деятельности приводит к частичному повышению сходства индивидуальных проявлений внимания и устранению тех из них, которые не отвечают данным требованиям.

          Еще одним показателем совпадающей  познавательной направленности  внимания можно считать совместимость  внимания, которая выявляется в  органичной связи и обусловленности   функционирования сосредоточения  всех учащихся в классе. Внимание каждого из них своим психологическим рисунком влияет на внимание остальных школьников. В свою очередь, каждый школьник  и класс в целом влияют на индивидуальное внимание отдельного ученика.

          Другим важным критерием сформированности  коллективного внимания выступает синхронизация сосредоточения и действий всех учащихся на отдельных этапах урока.

          Коллективное внимание имеет  четкие временные параметры, что  является исходным, базовым фактором  для определения школьником своего  образа действий в составе коллективной занятости. Сообразно действиям одноклассников в их временной характеристике каждый ученик корректирует свое участие в деятельности.

          Для учебной деятельности младших  школьников типична и такая  организация коллективного сосредоточения, при которой внимание учителя или какого-либо из учащихся выступает в качестве ведущего. В этом случае внимание всех участников совместной деятельности выявляется в режиме жесткой обусловленности вниманием лидера.

          Всякое действие можно считать  сформированным, если оно отличается стабильностью и обобщенностью, одинаково успешно выполняется в различных ситуациях, может быть самостоятельно перенесено в другие условия. Поэтому устойчивость коллективного внимания мы относим к существенному его показателю. Данный фактор обусловлен (что может показаться парадоксальным) его антиподом: гибкостью, пластичностью, динамикой внимания в рамках одновременного сосредоточения участников деятельности.

          В условиях классно-урочного обучения  учитель сталкивается с организацией двух форм внимания учащихся: индивидуальным и коллективным. Управление индивидуальным вниманием сопряжено с определенными трудностями, но, как показывает опыт, организовать его удается практически любому учителю, в, то время как с организацией коллективного внимания справляется далеко не каждый.

          Условия индивидуальных занятий  для организации внимания ученика  можно считать идеальным. С  точки зрения управления вниманием  это обеспечивается действиями  таких  факторов, как работа  учащегося в соответствии со своими возможностями; постоянный контакт с учителем, наличие своеобразной образной связи; необходимость учащегося действовать самостоятельно (12, 46). Экспериментально доказано, что управление процессом формирования внимания в условиях индивидуального обучения возможно даже умственно отсталых детей. (1, 13).

          При коллективной организации  внимания наличие трех указанных  факторов ничем не гарантировано.  На уроках в большой степени  от самого учащегося зависит,  будет ли он продуктивно работать, находясь вне контроля учителя: обратная связь с учителем при фронтальной работе осуществляется лишь эпизодически.

           Приоритетной задачей начальной  школы является развитие личности  и познавательной сферы каждого  школьника. Поэтому одним из  непременных условий формирования коллективного внимания является сближение индивидуальных темпов работы учащихся, синхронизация их сосредоточения и деятельности на уроке. Другим важным условием является обеспечение активной позиции каждого ученика в учебно-познавательной, игровой и других видах деятельности, используемых на уроках.

          Управлять вниманием ученика,  если он занимает пассивную,  бездеятельностную позицию, невозможно. С одной стороны, общепризнанна  необходимость активизации внимания  и деятельности учащихся, с другой, как показывает практика, эту задачу трудно реализовать реализовывать – образуются своеобразные «ножницы» между необходимостью активизации и возможностью ее обеспечения для каждого учащегося в условиях урока. Ставя проблемную задачу перед всем классом, учитель зачастую сталкивается с тем, что она воспринимается учащимися по-разному: для сильных учеников предлагаемая ситуация уже является проблемной, слабые же еще не могут принять ее в качестве таковой. То есть в реальной ситуации школьного обучения учитель, предъявляя всем учащимся одновременно задачу определенной сложности, заведомо обрекает часть школьников на пассивность.

          Важным фактором формирования  коллективного внимания является  внимание учителя, рассматриваемое  как фактор управления совместным  сосредоточением школьников. Позитивное  влияние учительского внимания  обуславливается фактом его включение  в коллективную организацию внимания школьников. Роль сосредоточения учителя в данной структуре специфична: она имеет лидирующую и задающую позицию по отношению к его проявлению у школьников.

          Учитывая возраст и познавательный  потенциал учащихся, учителю необходимо так видоизменять свой взрослый «рисунок» внимания, чтобы оно выявляло психологическую картину данной функции и побуждало учащихся копировать организацию сосредоточения и деятельности педагога.

Информация о работе Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности