Особенности развития психологии в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:34, реферат

Описание работы

Интерес к тем знаниям, которые мы сегодня относим к обла¬сти психологических, возник давно. Те проблемы, которые и по сей день волнуют психологов, привлекали к себе внимание, веро¬ятно, еще в те древнейшие времена, когда впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас письменные источники, принад¬лежащие древнегреческим философам и относящиеся к последним векам до нашей эры, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда философская мысль пыта-лась проникнуть в тайны мироздания.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 69.08 Кб (Скачать)

      Эффект  созревания заключается в основном в открытии новых возможностей для развития, т. е. «доступа к структурам, которые не могли бы развиться, если бы эти возможности не были предложены». Процесс же развития следует понимать как последовательное возникновение все более сложных и совершенных интеллектуальных конструкций, каждая из которых частично повторяет предыдущую, но на более высоком уровне и в более прогрессивной форме. Созревание, опыт и социальное научение — три основных фактора, определяющих когнитивное развитие. Четвертый— это уравновешивание между ассимилятивными и аккомодационными процессами.

      Развитие  психологических знаний в современном  мире характеризуется несколькими основными тенденциями. Одна из них заключается в стирании границ между различными, ранее существовавшими как самостоятельные и независимые школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше проявляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических направлениях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, понимающей психологии, генетической психологии и многих других.

      Вторая  тенденция состоит в том, что  психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко применяется в промышленности, политике, процессах распространения информации, юридической практике. Сейчас, пожалуй, легче назвать те сферы человеческой деятельности, где психологические знания не применяются, чем те, где они используются. В связи с этим происходит активная дифференциация психологических знаний не по теоретическим школам и направлениям, а по сферам практического применения этих знаний.

      Третья  тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и практических проблем. Особенно много полезного для развития психологических знаний сулит развитие информатики и вычислительной техники.

      Становление, развитие и современное  состояние психологии в нашей стране.

      Отечественная научно-психологическая мысль имеет  давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX век (если иметь в виду только развитие психологии учеными, специализирующимися в этой или смежных областях знаний). Интерес к психологии в нашей стране исторически был связан не только с развитием собственно научного знания, но и с общественным стремлением лучше понимать социальные процессы, ставить и решать проблемы нравственного, педагогического,    религиозного,    юридического характера .

      Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX — начале XX века находились на острие борьбы материализма и идеализма, науки и религии. Одной из наиболее ранних заявок на разработку нового направления в психологической науке в нашей стране, отличного от господствовавшего в мире, явились работы выдающегося русского физиолога И. М. Сеченова, который, стоя на материалистических позициях, показал, что психические явления естественным образом входят в состав рефлекторной деятельности организма, составляют неотъемлемую часть рефлекса и так же, как органические процессы, управляют поведением, Приверженцы старой интроспективной психологии, позиции которых были еще достаточно сильными в XIX веке, категорически отрицали такую трактовку сущности и роли психических явлений. Научные дискуссии между сторонниками Сеченова и старой психологической школы, которые проходили в России в конце прошлого века, были довольно острыми. Сеченов отрицал интроспекцию как метод познания психических явлений, его противники считали ее единственным способом проникновения в сущность психического. Особенно позитивную роль в дальнейшем развитии психологического знания в нашей стране, в частности для разработки психологической теории деятельности, сыграло учение Сеченова о так называемом «мышечном чувстве», благодаря которому организм (человек) получает адекватное представление о свойствах внешнего мира.

      Идеи  Сеченова непосредственно повлияли на работу таких известных отечественных ученых, как В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. Заслуга открытия процесса научения и изменения под его влиянием рефлекторной работы организма принадлежит этим выдающимся ученым, хотя соответствующий механизм работы центральной нервной системы они называли по-разному: Бехтерев — «сочетательным рефлексом», а Павлов — «условным рефлексом». Они же явились, по сути дела, первыми, кто ввел в психологию поведение (реакции) в качестве предмета изучения. Однако между сторонниками бихевиоризма, который возник и стал распространяться в США примерно в те же годы, когда работали Бехтерев и Павлов, и отечественными физиологами, изучавшими поведение, были принципиальные различия. Для бихевиористов, по крайней мере, Б. Уотсона и его сторонников, психика как действующий на поведение фактор и предмет научного исследования не существовала. Для Бехтерева и Павлова обращение к психическим феноменам и понятиям при объяснении поведения было столь же естественным, как и обращение к анатомо-физиологическому устройству и соответствующим процессам, происходящим в организме. «В отличие от бихевиористов,— пишет М. Г. Ярошевский,— они не отрицали ни роли сознания, ни роли субстрата». Оба ученых направляли свои научные исследования на то, чтобы полнее раскрыть и описать на уровне физиологии известные по субъективному опыту психологические явления. Тем самым они заложили естественнонаучные основы для возникновения новой материалистической психологии, становление и развитие которой происходило уже после Октябрьской революции.

      Ситуация, в которой развивалась психологическая  наука после Октября, была противоречивой и сложной. С одной стороны, в  отечественной физиологии существовали достижения и традиции, на основе которых  можно было начать разрабатывать  новое психологическое учение. С другой стороны, была еще сильна и полностью, по крайней мере, в среде профессиональных психологов, сохраняла свои позиции субъективная идеалистическая психология (Г. И. Челпанов). С третьей стороны, в мировой психологии уже начинал давать о себе знать кризис. Наконец, с четвертой стороны, в страну начали проникать и становились известными вновь зарождающиеся направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

      Эти три направления мировой психологии, возникшие в годы кризиса, были представлены и в отечественной науке. Влияние  бихевиоризма, например, отчетливо  просматривалось в реактологии К. Н. Корнилова, в науке о поведении М. Я. Басова. Идеи гештальтпсихологии нашли отражение в трудах группы психологов, возглавлявшейся Л. С. Выготским. Некоторые из них, например А. Р. Лурия, пытались разрабатывать и идеи психоанализа.

      Однако  это увлечение новыми направлениями  в мировой науке продолжалось Недолго. Довольно скоро советская  психология встала на вполне самостоятельный путь развития, обнаружив тенденции, которые полностью раскрылись уже к концу 20-х годов и особенно отчетливо — уже после окончания второй мировой войны. Эти тенденции были следующими: 1. Ориентация на диалектико-материалистическое философское учение как на методологическую основу построения новой науки. 2. Стремление к построению психологических теорий, объясняющих происхождение и развитие различных психических явлений с учетом достижений передовой отечественной физиологии высшей нервной деятельности, теории происхождения жизни и видов в биологии.

      Довольно  быстро, уже к концу второго  десятилетия XX века, практическая реализация этих тенденций привела к возникновению оригинальных школ и направлений в разработке основных проблем психологии, характерных для отечественной науки: теории установки и соответствующей научной школы, которую возглавил Д. Н. Узнадзе, культурно-исторической теории происхождения и развития психических процессов, во главе которой стал Л. С. Выготский, теории мышления, задуманной и развитой в трудах С. Л. Рубинштейна и его последователей.

      Это было первое поколение советских  ученых, которые заложили теоретические и методологические основы новой науки, а практически, в экспериментальном плане, разрабатывать ее пришлось следующему поколению советских психологов, среди которых наибольшую известность получили Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Е. Н. Соколов, А. А. Смирнов. Их основные труды приходятся на период 30—60-х годов, составивший второй этап истории советской психологии. Для него характерна концентрация ученых вокруг отдельных школ и направлений, которые длительное время развивались относительно независимо друг от друга, а также сосредоточенность исследовательских усилий главным образом на изучении познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

      Б. Г. Ананьев внес большой вклад  в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих вопросов че-ловекознания. Его заслугой явились создание факультета психологии в Ленинградском университете и подготовка плеяды известных ученых, объединенных под именем «ленинградской школы».

      С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев выполнили  аналогичную организаторскую роль при создании отделения и факультета психологии в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. А. Н. Леонтьев, кроме того, внес значительный вклад в теоретическую и экспериментальную разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и психического развития. Им была создана новая психологическая теория, получившая название «теория деятельности», в русле которой получили оригинальную трактовку процессы восприятия, памяти, мышления, сознания и личности. Эта теория объединила вокруг себя психологов, представляющих два поколения: тех, кто вступил в науку в 40— БО-е годы, и тех, кто под руководством А. Н. Леонтьева стал на самостоятельный исследовательский путь в 60—70-е годы.

      А. В. Запорожец вместе с Д. Б. Элькониным заложили основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В. Запорожца, организатора и руководителя Института дошкольного воспитания при АПН СССР, входили проблемы восприятия, движений и эмоций. Д. Б. Эльконин известен как автор теории детской игры и развития психики ребенка, а также (совместно с В. В. Давыдовым) новой концепции обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Д. Б. Эльконину принадлежит получивший широкую известность учебник по детской психологии, которым пользовались и по которому учились многие поколения педагогов.

      С. Л. Рубинштейн подготовил и опубликовал  капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии» (первое издание — 1942 г., второе— 1946 г.), в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой психологической науки. До сих пор по глубине и масштабу охваченных проблем, по теоретическому и фактическому содержанию он не знает себе равных.

      Значительный  вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П. Я- Гальперина. Наибольшую известность из его работ получили теория поэтапного формирования умственных действий, которая открыла практически действенный и эффективный путь обучения мышлению, многим умениям и навыкам.

      Благодаря А. Р. Лурии было сказано новое  слово в нейропсихологии— области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как они представлены в организме человека и каким образом его работа обеспечивает функционирование психики человека на разных ее уровнях. Особое значение имели труды А. Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко используются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях.

      Широкую мировую известность получили работы советского психофизиолога Е. Н. Соколова. Им были созданы теория цветового зрения, теория, объясняющая восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическая теория памяти, изучены многие механизмы, объясняющие процессы восприятия и памяти на нейронном уровне. Он же открыл и описал ориентировочный рефлекс, входящий в структуру нейрофизиологических основ внимания и осознания.

      Благодаря работам А. А. Смирнова была показана зависимость запоминания и воспроизведения материала от организации и условий деятельности.

      С 70-х годов начался и продолжается сейчас новый период в развитии советской психологической науки. Он, как и в мировой психологии, характеризуется, с одной стороны, стиранием границ, ранее существовавших между отдельными школами и направлениями, а с другой стороны — критическим анализом и осмыслением реальных их достижений, с третьей стороны — дифференциацией психологической науки и возникновением новых направлений исследований, связанных с практикой. За эти годы возникли, завоевали себе право на существование и независимую разработку такие области знаний, как социальная психология, психология управления, космическая психология, военная психология, юридическая психология, психология спорта, политическая психология, экономическая психология и ряд других.

      Расширились и углубились контакты между советскими и зарубежными психологами, происходит общая переориентация исследований. На первый план в разных областях науки выходят проблемы социальной психологии и психологии личности. Сами психологические исследования приобретают отчетливую практическую направленность. Психология теперь оказывает влияние на многие другие науки и сферы практической деятельности человека: управление, политику, экономику, инженерный труд, человеческие профессиональные, бытовые и семейные отношения, спорт, работу общественных организаций. Реально ставится и решается вопрос о создании и развитии во всей стране психологической службы и психологических консультационных пунктов в учреждениях и на предприятиях.

      Вместе  с тем в психологии, как и  в других гуманитарных и общественных науках, происходят активные процессы перестройки, отражающие изменения социальной ситуации в стране. Советские психологи критически оценивают пройденный путь,    ищут новые формы участия в социальных процессах, новые способы организации исследований и практической работы. Можно предположить, что в ближайшие годы на передовые позиции в развитии психологической науки выйдет новое поколение советских психологов. Для них характерно мышление, не отягощенное наследством недавнего прошлого. Оно прежде всего проявляется в отказе от устаревших методологических и теоретических форм, в стремлении к интеграции психологов в стране,    а не к разделению   их на различные школы и направления, к активным контактам, а не к изоляции от мировой психологической науки, к усвоению лучших ее достижений, к постоянному профессиональному самосовершенствованию и росту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности развития психологии в России и за рубежом