Особенности развития психологии в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:34, реферат

Описание работы

Интерес к тем знаниям, которые мы сегодня относим к обла¬сти психологических, возник давно. Те проблемы, которые и по сей день волнуют психологов, привлекали к себе внимание, веро¬ятно, еще в те древнейшие времена, когда впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас письменные источники, принад¬лежащие древнегреческим философам и относящиеся к последним векам до нашей эры, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда философская мысль пыта-лась проникнуть в тайны мироздания.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 69.08 Кб (Скачать)

Волгоградский медицинский университет

Кафедра психологии и социальной работы 
 
 
 
 
 
 

      Реферат на тему:

      «Особенности  развития психологии в России и за рубежом» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Подготовила:          

                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Волгоград 2008

      Развитие  психологии с древнейших времен и до середины XIX века.

      Интерес к тем знаниям, которые мы сегодня  относим к области психологических, возник давно. Те проблемы, которые и по сей день волнуют психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас письменные источники, принадлежащие древнегреческим философам и относящиеся к последним векам до нашей эры, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда философская мысль пыталась проникнуть в тайны мироздания.

      Самые первые дошедшие до нас описания и  объяснения психики базировались на картине мира, которая включала четыре «начала»: огонь, землю, воду и воздух. Все существующее на Земле представлялось состоящим из этих материальных начал, в том числе и душа. Материальным носителем души считалось огненное начало, а самой душе приписывалась функция движения.

      В те времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть теплота и движение. Впоследствии соответствующее философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. «анима»— дух, душа).

      Позднее древнюю мировоззренческую картину, представленную выше, сменило новое учение — атомистическое. В наиболее завершенном виде это учение выступило в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. Согласно его учению, мир представлялся состоящим из множества мельчайших, далее неделимых частиц — атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самые подвижные из них считались материальным носителем души.

      Атомы души живут самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикой движения атомов души в учении Аристотеля объяснялись многие из тех явлений, которые изучаются и в современной психологии: восприятие, память, мышление, сновидения и др. Учение о душе как самостоятельный раздел философии впервые было выделено Аристотелем, а его трактат «О душе» можно рассматривать как одно из первых крупных научно-психологических произведений.

      Система Аристотеля, в том числе и его  взгляды на сущность и происхождение души, была противоречива. Наряду с прогрессивными материалистическими воззрениями, которые получили дальнейшее развитие во многих науках, в ней содержались идеи идеалистического плана. Ими воспользовалась философско-теологическая мысль средневековья, которое оказало отрицательное влияние на развитие искусств и наук, в том числе и на психологию. Принятый в учении Аристотеля анимизм под влиянием общей атмосферы, характерной для средневековья, превратился в представление о том, что душа является сверхъестественным духовным началом, первопричиной и движущей силой природных явлений. Это представление, по сути дела, выхолостило материалистическое содержание из учения о душе, превратило ее в самостоятельную, нематериальную сущность, понять и постичь которую методами естественных наук практически невозможно. Это привело к выводу о том, что изучением души должны заниматься не ученые, а философы.

      Поскольку философия того времени тесно  смыкалась с теологией, то и учение о душе стало частью теологического мировоззрения, отошло во владение религии. Представители последней в свою очередь наложили запрет на какие-либо попытки материалистической трактовки и естественнонаучного исследования души, и этот запрет существовал в течение многих веков, вплоть до XVII века.

      Эпоха Возрождения освободила все науки  и искусства от догматов и давления религиозных представлений. Активно стали развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные виды искусств. Учение же о душе как самое сложное и запутанное оказалось одним из последних, чье право на самостоятельное существование было завоевано в борьбе с религией.

      Значительным  стимулом к этому явились новые  философские взгляды английских, французских, голландских и других европейских материалистов XVI—XVII веков, дополненные возобладавшей к этому времени в естественных науках механистической картиной мира.

      Одной из ведущих естественных наук, оказавшей  сильное влияние на развитие многих других областей знаний, стала в это время механика. Она привела к созданию сложных машин, способных к всевозможным движениям, внешне напоминающим движения человека и животных. Появился соблазн применить законы машинной механики к пониманию и объяснению движений человека.

      Впервые механистический принцип был  реализован в XVII веке благодаря введению в научный обиход понятия «рефлекса» как механического двигательного ответа биологической системы на внешнее, тоже механическое или физическое, воздействие. В потребностях человека ученые того времени увидели аналог источника энергии машины; в анатомическом устройстве организма, сочленениях суставов — нечто, напоминающее систему рычагов машины. Под влиянием механики в психологии утвердился новый взгляд на источники и механизмы поведения человека, возникли биомеханика и способ объяснения поведения, который вполне обходился без обращения к внутренним, психическим, феноменам типа сознания воли, разума души.

      Но  эти явления все же оставались реальностью и требовали объяснения их роли в жизни и поведении человека. Старая схема объяснения, утверждавшая прямое и непосредственное влияние психики на поведение, требовала модификации. Она была и раньше неясна, так как трудно было, например, понять, как мысль воздействует на материю, слово — на движение. Теперь же, когда удовлетворительное объяснение движению давала биомеханика, в ней и вовсе не было необходимости, так как благодаря законам механики поведение вполне удовлетворительно объяснялось как система рефлексов.

      Философской основой нового решения проблемы взаимосвязи психики и поведения явился дуализм — учение, утверждавшее раздельное, независимое существование в мире двух начал: материи и духа. Не сумев до конца понять и объяснить взаимосвязь поведения и мышления, наука отказалась от изучения поведения, оставив за собой только право исследовать внутренний мир, субъективный опыт человека. Психология (как наука о душе) в XVII— XVIII столетиях становится учением о внутреннем опыте человека.

      Такое новое ее понимание утвердилось  в работах Р. Декарта и Дж. Локка. Предмет психологии был ограничен явлениями сознания, а мир материи из сферы интересов психологов надолго исчез. Психика была отождествлена с сознанием; оно же выступило как достаточное свидетельство не только существующего самого по себе мира душевных явлений, но и как средство для проникновения в их сущность. Возник новый психологический метод исследования этих явлений, основанный на сознательном самонаблюдении,— интроспекция. Естественнонаучные средства исследования стали рассматриваться как неадекватные для познания душевных феноменов.

      Одновременно  атомистическое понимание устройства мира оказалось перенесенным на внутренний, субъективный, опыт человека. Элементарные психические феномены стали рассматриваться как своеобразные атомы, из которых строятся более сложные психические явления. Родилась новая, атомистическая, психология, которая господствовала практически безраздельно на протяжении более чем двух веков, вплоть до конца XIX века.

      Следующий крупный шаг и одновременно радикальный  поворот в мышлении о природе психики и поведения был сделан во второй половине XIX века.

      Преобразование  психологических  знаний с середины XIX до середины XX века.

      Поворот, о котором идет речь, был связан со многими важными событиями, которые произошли во второй половине XIX века в научном мировоззрении. Прежде всего это успехи медицины, в частности психиатрической практики, отчетливо обнаружившие тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными убедительно свидетельствовали о том, что существует вполне определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души. В свете этих данных становился необъяснимым дуалистический постулат о независимости материальных и идеальных явлений. Требовалось по-новому понять и объяснить их взаимосвязь.

      Все более острым и не получавшим разумного  решения становился вопрос о роли и значении в жизни человека самих душевных феноменов. Если организм функционирует по законам физиологии, а тело работает по законам механики, то зачем человеку разум и другие психические феномены? В исследованиях природы обнаруживалось все больше и больше целесообразного. Отчетливо видимым становился приспособительный, адаптивный, характер всего существующего, и только значение психических явлений для жизни и деятельности организма было по-прежнему непонятным.

      Механистическое объяснение поведения человека, поначалу весьма привлекательное и сулившее успехи в его понимании, становилось несостоятельным. Оно неплохо служило пониманию однообразных движений, но не в состоянии было объяснить их вариативности, изменчивости в зависимости от состояния человека, в том числе психического. Наконец, мысль как высшая форма разумного человеческого поведения никак не укладывалась в рамки механицизма, требовала признания своей активной роли в управлении поведением.

      В середине XIX века появляется, кроме того, теория эволюции .4. Дарвина, который анатомически сблизил человека и животных, показал общность строения различных организмов. В анатомическом отношении человек перестал быть существом особого рода, не имеющим ничего общего с другими представителями живого мира. Напротив, в его строении и поведении обнаруживалось все больше похожего на животных.

      Первый  решительный шаг в признании  общего в психологии человека и животных сделал сам Н. Дарвин. В одной из своих работ он привел убедительные доказательства того, что эмоциональные переживания есть не только у человека, но и у высших животных, что у них можно заметить и многие, считавшиеся ранее специфически человеческими формы выражения эмоциональных тсостояний.

      В свете этих данных нужно было искать и общие законы, объясняющие поведение человека и животных. Эволюционную точку зрения необходимо было распространить не только на анатомию, физиологию, но и на психику. Развитие анатомии и физиологии выводилось из естественнонаучных, природных, законов.

      Аналогичная мысль настойчиво стучалась и  в дверь уже построенного к тому времени здания интроспективной, атомистической, психологии. Ее положения и постулаты трудно было примирить с новыми фактами и тенденциями преобразований, происходящих в других областях научных знаний. Не сумев это сделать, психология оказалась в состоянии кризиса. Он поразил ее на рубеже XIX и XX веков.

      Причин  возникновения кризиса было несколько:

    • Невозможность понять психические явления.  К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. 
      Психология соответствующим требованиям не отвечает.
    • Невозможность разумно объяснить взаимосвязь между душевными и телесными феноменами.
    • Неспособность психологов, претендующих на роль экспертов в понимании человеческого поведения, объяснить сколько-нибудь сложные его формы, выходящие за рамки заученных и механи чески повторяемых рефлекторных движений.

      Кризис  привел к краху сложившейся системы  психологии с ее философией (дуализмом) и методом исследования (интроспекцией). Возникли попытки преодоления этого кризиса, направленные на поиск выхода из сложившейся ситуации и решение названных выше проблем. Таких попыток было несколько, но наибольшую известность, дальнейшее развитие получили три, оформившиеся в самостоятельные учения: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм). Возникли они почти одновременно на почве общего кризиса науки о душе, но в поисках выхода из него представители разных направлений шли различными путями. Рассмотрим их.

Информация о работе Особенности развития психологии в России и за рубежом