Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:34, реферат
Интерес к тем знаниям, которые мы сегодня относим к обла¬сти психологических, возник давно. Те проблемы, которые и по сей день волнуют психологов, привлекали к себе внимание, веро¬ятно, еще в те древнейшие времена, когда впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас письменные источники, принад¬лежащие древнегреческим философам и относящиеся к последним векам до нашей эры, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда философская мысль пыта-лась проникнуть в тайны мироздания.
Основная задача понимающей психологии — раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека, систему его ценностей. «Нельзя не пожелать появления психологии,— писал В. Дильтей,— способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в нынешних учениях о душе». Предметом такой психологии должно стать развитие душевной жизни во всей ее полноте. Описательная психология в то же самое время должна быть аналитической, и в анализ следует включить живой, художественный процесс понимания. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведения об элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представить все течение индивидуальной душевной жизни. Хорошими психологами, по мнению Дильтея, являются писатели, историки, актеры, педагоги, врачи.
Начиная с 30—40-х годов XX века в размежевании и дифференциации психологических знаний, начатых в период открытого кризиса психологической науки, стали происходить важные перемены. Если первые самостоятельные направления психологических исследований, возникшие в течение двух десятилетий XX века,— бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и понимающая психология— педставляли собой разные линии развития мысли, почти не имеющие пересечений и в своих постулатах трудно совместимые друг с другом, то с 30-х годов вместе с продолжением процесса дифференциации психологических знаний начинается и постепенно набирает силу процесс их интеграции, т. е. объединения и использования в создаваемых теориях, в экспериментах и на практике различных подходов, отражающих, в частности, позиции бихевиоризма, гештальттеории, психоанализа и других направлений исследования. Рассмотрим некоторые из концепций подобного рода, характерных именно для психологии середины XX века.
Когнитивная психология. Это направление возникло в связи с развитием информатики, компьютеров и математического программирования и в определенной степени явилось реакцией на недостатки поведенческой (бихевиористской) теории, объясняющей поведение в терминах стимулов и реакций. Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в вычислительную машину, ведут при их обработке к разным результатам в зависимости от того, какая программа заложена в машину. Так и на уровне человека: для того чтобы предсказать его поведение в ответ на совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он собирается их перерабатывать в своей голове.
Аналогом программы вычислительной машины для психолога здесь являются когнитивные процессы. На их изучение и ориентирована когнитивная психология, интересующаяся главным образом не тем, как человек реагирует на окружающий мир, а тем, как он его познает и как устроено его сознание. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, «познание человеком окружающего мира... рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства (познания), формирующиеся в процессе обучения... включая обучение самой жизнью».
Вместе с ЭВМ в психологические теории когнитивного направления вошло много новых терминов: сигнал, программа, информация, кодирование, переработка, вход и выход системы и т. п. Эти термины ученые когнитивистского направления стали применять для поиска новых решений, связанных с изучением восприятия, памяти и мышления человека, увидев много общего между этими процессами и работой микропроцессоров в ЭВМ.
Основное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. «Активность схемы не зависит от какого-либо внешнего источника энергии. У организма имеется множество схем, связанных друг с другом сложным образом». Можно сказать, утверждают сторонники когнитивной психологии, что восприятие определяется схемами в том же смысле, в каком наблюдаемые свойства организма определяются генами. Когнитивные схемы формируются в индивидуальном опыте человека. Они позволяют не только воспринимать, но и перерабатывать и удерживать в памяти различную информацию о событиях, произошедших в прошлом и происходящих в настоящем.
Неофрейдизм. Это направление выросло из психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но, тем не менее, фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».
Основные положения психоаналитической концепции А. Адлера сводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимость психического развития человека от органических факторов. Утверждается вместе с тем, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть в своем жизненном опыте, найти и доказать свою способность к преодолению чувства природной слабости. Кроме комплекса неполноценности, ребенку с первых лет жизни в этой концепции приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо, изначально (с рождения) стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно. Цели жизни определяются самим человеком. От характера этих целей зависит многое в поведении человека: под их влиянием у него формируются образы, память, складываются определенное восприятие действительности, те или иные черты личности и характера, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.
Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К. Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». Психика, по Юнгу, представляет собой сложное целое, отдельные, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством. Личное бессознательное «содержит комплексы, принадлежащие субъекту и составляющие неотъемлемую часть его психической жизни». Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое.
Содержание личного бессознательного представляется человеку частью его собственной жизни; содержание коллективного бессознательного - чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызывающим сильные отрицательные переживания, неврозы. Типичным способом существования и представления коллективного бессознательного являются религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения. Другим выражением того же в культуре человечества выступают сказки.
Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения. Обе тенденции в той или иной степени свойственны всем людям, но представлены у них, в их психологии и поведении, в различной пропорции. Интровертами называют людей, у которых первая тенденция явно доминирует над второй, а экстравертами, напротив,— тех индивидов, для которых характерно явное преобладание второй тенденции.
Впоследствии существование этих двух различных типов людей было экспериментально подтверждено, и интроверсия и экстраверсия, получив статус устойчивых, широко распространенных черт личности, вошли в перечень личностных свойств, выявляемых и оцениваемых при помощи многих современных личностных тестов.
К. Юнг также предложил одну из наиболее интересных психологических типологий личности, разделив людей на следующие типы: мыслительный, или интеллектуальный; эмоциональный, или сентиментальный; чувствующий, или сенситивный; и интуитивный. Каждый из них выделяется на основании доминирования одних из указанных форм поведения над другими и может быть как интровертированным, так и экстравертированным.
Важным теоретическим понятием у Юнга явилось представление об «индивидуации». Этим словом он обозначил развитие психологического индивидуума как существа, отличного от общности. Индивидуация, по Юнгу, есть процесс прижизненно происходящей личностной дифференциации, имеющей целью развитие индивидуальности. Индивидуация как конечная цель воспитания, порождающего особую, своеобразную личность, на своих начальных этапах предполагает другой процесс, а именно «приспособление к минимуму коллективных норм, необходимому для существования».
Эрих Фромм явился автором еще одной концепции — так называемого «гуманистического психоанализа». В отличие от своего учителя 3. Фрейда, утверждавшего биологическую обусловленность психики и поведения человека, он считал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них; конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество. В таком обществе большинство нормальных индивидуумов перестают быть самими собой, автоматически усваивая тот тип мышления и поведения, который навязывает общество, принятая в нем модель идеологии и культуры, или столь же автоматически противопоставляя себя ей.
Генетическая психология. Основателем этого направления является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже. Оно непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, прежде всего его интеллекта. В концепции Пиаже нашли широкое применение понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о становлении логического мышления у ребенка с рождения и до юношеского возраста. Генезис логических операциональных структур составляет, по Пиаже, содержание стадий развития интеллекта. Само это развитие осуществляется в процессе практической деятельности ребенка с разнообразными предметами, в ходе которой им усваиваются внешние операции с предметами, которые впоследствии становятся интеллектуальными операциями.
Первым и обязательным актом, который, по Пиаже, должен быть завершен до того, как развитие операционального интеллекта станет возможным, является субъективное отделение ребенком себя от внешнего мира. Это также происходит в практической деятельности ребенка с предметами и иначе осуществиться не может. Своими оригинальными опытами Пиаже показал, как постепенно развивается у ребенка способность логически мыслить и выполнять соответствующие операции в уме.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает постоянное сочетание и взаимодействие двух одновременно протекающих процессов: ассимиляции и аккомодации. Новые формы поведения, приобретаемые в процессе научения, соединяются со старыми, усвоенными ранее, вливаются (ассимилируются и аккомодируются) в них, преобразуют их. Ассимиляция представляет собой включение нового в существующие интеллектуальные и поведенческие структуры и операции, а аккомодация — изменение самих этих структур и операций под влиянием того нового, что было ассимилировано. Оба процесса в развитии интеллекта как бы взаимодополняют, уравновешивают друг друга.
В когнитивном (познавательном, интеллектуальном) развитии ребенка можно, согласно Пиаже, выделить три этапа: сенсомоторный (от рождения и приблизительно до 1,5 лет), этап конкретных операций (с 1,5—2 лет до 11—13 лет) и этап формальных операций (начинается после 11—13 лет).
Еще одним важным моментом развития является переход ребенка от центрации, т.е. сосредоточенности на себе без способности взглянуть на вещи со стороны, объективно, стать на позицию другого человека, к децентрации — способности объективно смотреть на мир, понимать другого, видеть вещи со стороны, его глазами. Порядок следования стадий развития всегда один и тот же, но он не определен ни генетически, ни биологически. Наступление той или иной стадии в развитии можно ускорить или замедлить, и это зависит от характера обучения ребенка. Длительность и скорость следования друг за другом стадий развития, ускорение или замедление среднего хронологического возраста их наступления зависят от специфических влияний среды, наличия или отсутствия возможностей для практической деятельности, соответствующего педагогического, социального и культурного окружения.
Обучение, согласно Пиаже, не тождественно развитию, а составляет лишь часть его. Оно — обучение — эффективно лишь тогда, когда начинается вовремя и, в конечном счете, ведет к развитию. «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета. Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников». Но вместе с тем обучение должно учитывать достигнутый уровень развития ребенка.
Информация о работе Особенности развития психологии в России и за рубежом