Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.

При этом перед нами поставлены следующие задачи:

1. Обобщить материал о подростковом возрасте

2.Виды мышления.

3. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности подростков.

4. Провести исследования мышления у подростков.

5. Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретический анализ мышление как одного из основных познавательных процессов в подростковом возрасте….………..………………5

1.1 Общее представление о подростковом возрасте…….................…..5

1.2 Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростка……….…..………………………………………………...……8

1.3 Виды мышления……………………………………………………. 16

Глава II. Практическое исследование мышления в подростковом возрасте…………………………..……………………….………………………….27

2.1 Исследование мышления в подростковом возрасте …………….…27

2.2 Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте……………………………….…………………………………………….……34

Выводы…………………………………………………………………….37

Заключение… …………….…..…………………………………………..39

Литература……………………………………………….………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс!.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делают определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степенью его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

     Мышление  – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом может выступать понятие. Понятие – это форма мышления, в которой отражается общие и существенные свойства предметов и явлении. Иными словами, понятие – это совокупность существенных свойств предмета. Например, у стула много признаков; цвет, материал, размеры, мягкость.

     Таким образом, образование понятий, переход к нему от чувственных форм познания сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений.

     Важная  роль в усвоении понятий принадлежит его определению. Определение содержит указание наиболее существенных признаков предмета или явления, составляющих суть данного понятия, раскрывает отношение его к другим, более общим понятиям. В определении фиксируется наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием.

       Итак, существенные признаки понятий  это свойства и отношения, при  утрате, отсутствии или изменении  которых предмет или явление становятся по своей природе или в каком-то важном отношении иными. Несущественные признаки влекут за собой появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения существа предмета  или явления.

     Мышление  – сложнейшая и многосторонняя психическая  деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям. Во-первых, по характеру решаемых задач и зависимости от направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом  и практическом мышлении. В-третьих, по степени развернутости и характеру протекания процесса мышления выделяют дискурсивное (умозаключительное) и интуитивное мышление. В-четвертых, по степени новизны и оригинальности и если за основу брать характер результатов мышления,  мы можем иметь репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное мышление. В-пятых, мышление разделяется по действию контроля на критическое и некритическое мышление.

     Виды мышления человека по Л.С.Выгодскому.: Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. [3] Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятное мышление характерно для научных теоретических исследований.  Степень его логичности зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с познаваемой действительностью.

     Образное  мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они мысленно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

     Оба рассмотренных вида мышления – понятийное и образное – в действительности как правило сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное её восприятие, которое не менее реально, объективно-понятийное. Без того, или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

     Наглядно-действенное мышление. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильное действие с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом.

       Отличительная черта наглядно-образного  мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит наглядными образами, возникшими раньше.

     Виды  мышления по Ж. Пиаже: 1)Теоретическое мышление – это вид мышления, направленный на открытие законов, свойств предметов. 2)Практическое мышление – это мышление, направленное на воплощение открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.3) Дискурсивное или умозаключительное мышление – это поэтапно развернутый мыслительный процесс. 4)Интуитивное мышление – это быстро протекающий, с отсутствием четко выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс. Здесь окончательный результат достигается без знания или придумывания  промежуточных этапов. 5)Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые знания и умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека, прекрасно понимать ход и логику мысли писателя, ученого, разбираться в современных сложнейших знаниях и пр. 6)Продуктивное (творческое) мышление – это мышление направленное на создание новых идей, на открытие новых или усовершенствование решений той или иной задачи. 7)Критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей. 8) Некритическое мышление  противоположное критическому. Отметим, что перечисленные виды мышлений выступают одновременно и как уровни его развития. [16]

     Э. Блейер, один из видов необычного мышления, предложил аутистическое мышление. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, неограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия. Во многих отношениях Аутистическое мышление противоположно реалистическому.

     Реалистическое  мышления правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач перед аутистическим мышлением не стоит, его направленность – удовлетворение потребности, снятие вызванного ею напряжения. Аустическое мышления порождает иллюзии, а не истины.

     Мышление  в отличие от других процессов  совершается в соответствии с  определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизация. [10] Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.

     Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

     Анализ  — это мысленное расчленение  предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. [10]

     Синтез  — это мысленное соединение отдельных  частей предметов или мысленное  сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

     Абстракция  — это мысленное выделение  существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления.

     Обобщение тесно связано с абстракцией. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. За основу берутся те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны.

     Конкретизация — это мысленное представление  чего-либо единичного, что соответствует  тому или  иному понятии или общему положению.

     Кроме рассмотренных видов и операций,  имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.

     Суждение  – это высказывание, содержащие определенную мысль.

     Умозаключение – представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений). Выделяющая наиболее общие их признаки.

     Индукция  и дедукция – это способы производства умозаключений, определяющие направленность мысли от частного к общему, или наоборот.  Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных. Ходя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум.

     В процесс мышления часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. [22]

     В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функцию.

     Эвристическая функция эмоций заключается в  выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, пределах которого находится  искомое решение задачи.

     Регулятивная  функция эмоций проявляется в  том, что они способны активировать поиск нужного решения в том  случае, если он ведется правильно, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен. Кроме обычных нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особенные мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников),  а также у тех, кто занимает пограничное  положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутнённого сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

     Кроме описанных, есть и индивидуально  своеобразные типы мышления. Одну из классификаций мыслительной деятельности людей предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления: 1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. 2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария над правым, примат логики над интуицией и чувством. Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа является эксперимент и логическая безупречность вывода.

     Давая характеристику основным видам мышления, важно упомянуть о творческом мышлении и интеллекте человека. Этот вопрос изучали Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон Творческое (продуктивное) мышление направлено на создание новых людей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Все творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования нетрадиционного способа мышления, необычного  видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. При решении творческих задач необходимо направлять мысль необычным путем. Применять творческий способ решения. [22]

Информация о работе Особенности развития мышления в подростковом возрасте