Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.

При этом перед нами поставлены следующие задачи:

1. Обобщить материал о подростковом возрасте

2.Виды мышления.

3. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности подростков.

4. Провести исследования мышления у подростков.

5. Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретический анализ мышление как одного из основных познавательных процессов в подростковом возрасте….………..………………5

1.1 Общее представление о подростковом возрасте…….................…..5

1.2 Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростка……….…..………………………………………………...……8

1.3 Виды мышления……………………………………………………. 16

Глава II. Практическое исследование мышления в подростковом возрасте…………………………..……………………….………………………….27

2.1 Исследование мышления в подростковом возрасте …………….…27

2.2 Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте……………………………….…………………………………………….……34

Выводы…………………………………………………………………….37

Заключение… …………….…..…………………………………………..39

Литература……………………………………………….………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс!.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОССКВА 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский  городской педагогический университет

Самарский филиал 
 
 
 

Кафедра педагогической и прикладной психологии 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  теме: Особенности  развития мышления

  в подростковом  возрасте  
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка 3 курса

Психолого-педагогического

 факультета 

Руководитель

. 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Самара 2008

 

     

     Содержание

     Введение. ………………………………………………………………….. 3           

       Глава I. Теоретический анализ мышление как одного из основных познавательных процессов   в подростковом возрасте….………..………………5                                                                                                                        

     1.1 Общее представление о подростковом   возрасте…….................…..5                                      

     1.2 Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростка……….…..………………………………………………...……8                                                                                                                                                                                                

     1.3 Виды мышления…………………………………………………….  16                                                                                                                                                                                                                 

       Глава II. Практическое исследование мышления в подростковом возрасте…………………………..……………………….………………………….27                                                                                                                           

     2.1 Исследование мышления в подростковом возрасте …………….…27                                

     2.2 Рекомендации по развитию мышления  в подростковом возрасте……………………………….…………………………………………….……34

     Выводы…………………………………………………………………….37

     Заключение… …………….…..…………………………………………..39                                                                                                        

     Литература……………………………………………….………………..39                                                                                                           

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Способность к мышлению постепенно формируется  в процессе развития  познавательной деятельности ребенка. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется,  и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.

     Актуальность  нашей работы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик  начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.

     Предметом нашей курсовой работы являются познавательные процессы в подростковом возрасте.

     Объектом нашего исследования является  мышление, как основной познавательный процесс в подростковом возрасте.

     Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.

       При этом перед нами поставлены  следующие задачи:

     1. Обобщить материал о подростковом возрасте

      2.Виды мышления.

     3. Рассмотреть мышление как один  из познавательных процессов личности подростков.

     4. Провести исследования мышления  у подростков.

     5. Составить рекомендации по развитию  мышления в подростковом возрасте.

     Гипотеза заключается в рассмотрении мышления как одного из основных познавательных процессов в подростковом возрасте.

       Работа состоит из двух глав: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя три параграфа, в которых рассматриваем подростковый возраст, виды мышления и мышление как познавательный  процесс в подростковом возрасте. Практическая часть состоит из двух параграфов один из которых практическое исследование, а второй – рекомендации по развитию мышления. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретический анализ мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте.

 

     1.1 Общее представление о подростковом возрасте

 

     Прежде  чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, попытаемся определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум , на три периода: ранний юношеский возраст (охватывает X – XI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами 30-летнего возраста  начинается  длительный период взрослости. [4]

     Подростковый возраст – характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Подросток  гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

     Подростковый  период характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Подросток, с одной стороны,  может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает свои недостатки.

     Существенное  отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установках ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми, и практически ещё не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме.

     Персонифицированной называют социальную норму, ввязываемую  в сознании данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует её соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы, персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы.  Каждая такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что она исходит от авторитетного для него человека. Социализированной называют норму, которая в сознании человека не связывается  с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее правило, принятое людьми, не зависимо от того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социализированная норма существует в так называемой безличной форме. Такими являются , например, нормы права, морали, правила поведения, принятые в обществе.

     Итак, источником нормативной регуляции  и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей, т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

       Стремление к личному авторитету  среди сверстников и физическому самосовершенствованию, характерное для подростков, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Возникает то, что в социальной психологии называется полоролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности. От младших школьников подростков отличает  также переход от игровых к реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя в жизни непосредственно и естественно, то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту.

     Таким образом мы можем сказать о  том что в период подросткового  возраста у детей формируется  полоролевая идентификация, они  начинают усиленно проявлять свою независимость  от родителей, у подростков начинают формироваться социальные нормы.

 

1.2 Мышление как один  из основных познавательных  процессов подростков

 

     Поставив  вопрос о специфике  подросткового мышления и о мышлении как об основном познавательном процессе личности подростка, нельзя не упомянуть о возникновении новых отличающихся от свойственных ребенку способов познания окружающей действительности.

     Психологические исследования подтверждают, что подобные изменения содержания школьных программ опираются на определенные качественные и количественные новообразования, характеризующие мышление подростка и его способ видения мира. Ж Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Он  считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по изучению когнитивного развития  исходят из идей Ж Пиаже. [16]

     Развитие   формального   мышления   в   подростковом возрасте.

     Мышление  на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам («Давайте предположим,  просто ради обсуждения, что…»). У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.

Информация о работе Особенности развития мышления в подростковом возрасте