Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.
При этом перед нами поставлены следующие задачи:
1. Обобщить материал о подростковом возрасте
2.Виды мышления.
3. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности подростков.
4. Провести исследования мышления у подростков.
5. Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.
Введение. ………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретический анализ мышление как одного из основных познавательных процессов в подростковом возрасте….………..………………5
1.1 Общее представление о подростковом возрасте…….................…..5
1.2 Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростка……….…..………………………………………………...……8
1.3 Виды мышления……………………………………………………. 16
Глава II. Практическое исследование мышления в подростковом возрасте…………………………..……………………….………………………….27
2.1 Исследование мышления в подростковом возрасте …………….…27
2.2 Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте……………………………….…………………………………………….……34
Выводы…………………………………………………………………….37
Заключение… …………….…..…………………………………………..39
Литература……………………………………………….………………..
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОССКВА
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский городской педагогический университет
Самарский
филиал
Кафедра
педагогической и прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: Особенности развития мышления
в подростковом
возрасте
Выполнила
Студентка 3 курса
Психолого-педагогического
факультета
Руководитель
.
г. Самара 2008
Содержание
Введение. ………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретический анализ мышление
как одного из основных познавательных
процессов в подростковом возрасте….………..………………5
1.1
Общее представление о подростковом возрасте…….....
1.2
Мышление как один из основных познавательных
процессов личности подростка……….…..……………………………………
1.3
Виды мышления…………………………………………………….
16
Глава II. Практическое исследование
мышления в подростковом возрасте…………………………..……………………….
2.1
Исследование мышления в подростковом
возрасте …………….…27
2.2
Рекомендации по развитию мышления в подростковом
возрасте……………………………….………………………
Выводы…………………………………………………
Заключение…
…………….…..…………………………………………..39
Литература………………………………………
Введение
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития познавательной деятельности ребенка. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.
Актуальность нашей работы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.
Предметом нашей курсовой работы являются познавательные процессы в подростковом возрасте.
Объектом нашего исследования является мышление, как основной познавательный процесс в подростковом возрасте.
Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.
При этом перед нами
1.
Обобщить материал о
2.Виды мышления.
3. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности подростков.
4.
Провести исследования
5.
Составить рекомендации по
Гипотеза заключается в рассмотрении мышления как одного из основных познавательных процессов в подростковом возрасте.
Работа состоит из двух глав: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя три параграфа, в которых рассматриваем подростковый возраст, виды мышления и мышление как познавательный процесс в подростковом возрасте. Практическая часть состоит из двух параграфов один из которых практическое исследование, а второй – рекомендации по развитию мышления.
Глава I. Теоретический анализ мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте.
1.1 Общее представление о подростковом возрасте
Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, попытаемся определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум , на три периода: ранний юношеский возраст (охватывает X – XI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами 30-летнего возраста начинается длительный период взрослости. [4]
Подростковый возраст – характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Подросток гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.
Подростковый период характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает свои недостатки.
Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установках ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми, и практически ещё не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме.
Персонифицированной называют социальную норму, ввязываемую в сознании данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует её соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы, персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы. Каждая такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что она исходит от авторитетного для него человека. Социализированной называют норму, которая в сознании человека не связывается с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее правило, принятое людьми, не зависимо от того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социализированная норма существует в так называемой безличной форме. Такими являются , например, нормы права, морали, правила поведения, принятые в обществе.
Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей, т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.
Стремление к личному
Таким образом мы можем сказать о том что в период подросткового возраста у детей формируется полоролевая идентификация, они начинают усиленно проявлять свою независимость от родителей, у подростков начинают формироваться социальные нормы.
1.2 Мышление как один из основных познавательных процессов подростков
Поставив вопрос о специфике подросткового мышления и о мышлении как об основном познавательном процессе личности подростка, нельзя не упомянуть о возникновении новых отличающихся от свойственных ребенку способов познания окружающей действительности.
Психологические исследования подтверждают, что подобные изменения содержания школьных программ опираются на определенные качественные и количественные новообразования, характеризующие мышление подростка и его способ видения мира. Ж Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Он считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по изучению когнитивного развития исходят из идей Ж Пиаже. [16]
Развитие формального мышления в подростковом возрасте.
Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам («Давайте предположим, просто ради обсуждения, что…»). У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.
Информация о работе Особенности развития мышления в подростковом возрасте