Особенности развития детей с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей с нарушения слуха.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей;
Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей;
Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей 3-4 лет.

Работа содержит 1 файл

логопедия.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в  гости к кукле. Покажи собаку (кошку...). Где едет лиса (волк, заяц...)? Верно, неверно.

     Ход проведения

     Дети  полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА...). Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк... едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.

     Результаты  применения диагностической методики представлены ниже, в таблице 1.

 

      Таблица 1

№ п.п. Фамилия, имя Уровень сформированности глобального чтения, умения подбирать  таблички к названному предмету, сопряжено-отражённому  прочитыванию
  Ульянова Д. 4 бала
  Степанов К. 3 бала
  Антонова Н. 3 бала
  Захарова Я. 3 бала
  Иванников Н. 2 бала
 

     Диагностическая методика № 2

     Цель: Выявить уровень сформированности глобального чтения, понятий глаголов и выполнения соответствующих действий, отвечать на вопросы педагога.

     Оборудование: кукла с сумкой, набор табличек, книжка-самоделка с изображением мальчика (девочки), который выполняет разнообразные действия. Под рисунками приклеена полоска плотной бумаги для того, чтобы можно было вставить табличку.

     Речевой материал. Кукла пришла в гости. Кукла  будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идет, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.

     Ход проведения

     Дети  стоят полукругом около педагога. Педагог показывает куклу и говорит: «Кукла пришла в гости. Кукла будет  играть с ребятами». Затем педагог  указывает на сумку, которую «держит» кукла и спрашивает: «Что там?» Дети повторяют данный вопрос за педагогом. Кукла «достает» из сумки таблички с названиями действий (иди, беги...), дает детям поручения. Педагог вместе с детьми прочитывает каждую табличку, закрепляет ее в наборном полотне. Дети выполняют соответствующие действия. Далее педагог еще раз заглядывает в сумку, достает из нее книжку и спрашивает: «Что это?» Дети самостоятельно или вместе с педагогом говорят «Это книга».

     Педагог открывает книгу, показывает детям  картинку на первой странице и спрашивает детей: «Что делает мальчик?» Ребенок должен ответить (например: «Мальчик бежит»), взять из наборного полотна соответствующую табличку и закрепить ее в книжке. Аналогично проводится работа и с последующими изображениями.

     Результаты применения диагностической методики представлены ниже, в таблице 2. 

     Таблица 2

№ п.п. ребенка Уровень сформированности глобального чтения, понятий глаголов и выполнения соответствующих действий
  4 бала
  4 бала
  3 бала
  3 бала
  2 бала
 

     Диагностическая методика № 3

     Цель: Выявит уровень сформированности глобального  чтения, представлений об окружающем.

     Оборудование: большая карта с изображением огорода (на каждой «грядке» нарисован  пустой кружок, а под ним написано название овоща), маленькие картинки с изображением картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука, огурца, помидора.

     Речевой материал: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, огурец, помидор. Это огород. Тут растет капуста, лук... Что там? Что это? Где растет...?

     Ход проведения

     На  столе у педагога лежит большая картина с изображением огорода. В конверте у педагога маленькие картинки с изображением овощей. Он говорит: «Это огород (показывает на большую картину). Тут растет капуста, свекла...» Далее педагог достает из конверта маленькую картинку с изображением, например, огурца и спрашивает детей: «Что это? Где растет огурец?» Один из детей подходит к большой картине, находит пустой кружок, под которым написано ОГУРЕЦ и кладет изображение огурца на пустой кружок. Затем педагог предлагает кому-то из детей достать из конверта картинку с изображением другого овоща, назвать его, а затем найти грядку, на которой он растет. Детям задаются вопросы: «Что это? Где растет?» Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все пустые кружки на картине с изображением огорода.

     Результаты  применения диагностической методики представлены ниже, в таблице 3. 

     Таблица 3

№ п.п. ребенка Уровень сформированности глобального чтения, понятий глаголов и выполнения соответствующих действий
  3 бала
  2 бала
  3 бала
  3 бала
  2 бала
 

     Общие результаты проведённых диагностических  методик представлены в таблице 4. 

     Таблица 4

№ п.п. ребенка № 1 № 2 № 3 Итоговый  бал Итоговый  уровень
Выявление уровня

глобального чтения

  4 бала 4 бала 3 бала 11 балов Выше среднего
  3 бала 2 бала 2 бала 7 балов Средний
  3 бала 3 бала 3 бала 9 балов Выше среднего
  3 бала 3 бала 3 бала 9 балов Выше среднего
  2 бала 2 бала 2 бала 6 балов Ниже среднего

 

      Таким образом, мы рассмотрели некоторые  диагностические методики, и пришли к выводу, что их использование необходимо при работе со слабослышащими детьми, так как они направлены на выявление уровня сформированности глобального чтения. Исследование данной проблемы в 3-4 года позволяет в дальнейшем включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения.

     Рассмотрев  основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей 3-4 лет мы пришли к выводу, что содержание занятий  по развитию речи включает следующие  основные направления работы:

     1.Развитие  языковой способности детей раннего  и дошкольного возраста с нарушениями  слуха. 

     2. Формирование различных форм  речи на каждом этапе обучения.

     3. Работа над значением слов  и накопление речевого материала  в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.

     Основной  задачей развития устной речи детей  дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Для правильной организации работы по развитию речи должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства.

     При организации занятий по развитию устной речи слабослышащих детей 3-4 лет возможны следующие пути проведения педагогической работы:

     Первый  путь - информальный, который предполагает развитие устной речи и произношения без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух.

     Второй  путь - систематическое целенаправленное обучение, основными формами которого являются специальные фронтальные  и индивидуальные занятия, речевые зарядки.

     Так же мы рассмотрели некоторые диагностические  методики, и пришли к выводу, что  их использование необходимо при  работе со слабослышащими детьми, так  как они направлены на выявление  уровня сформированности глобального  чтения. Исследование данной проблемы в 3-4 года позволяет в дальнейшем включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения.

 

      Заключение 

     Слабослышащие дети имеют свои особенности. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

     Много учёных занимались исследованием проблемы речевого развития слабослышащих детей. Для характеристики особенностей речевого развития детей с нарушением слуха, наиболее содержательна педагогическая классификация Р.М. Боскис, в которой отмечается, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи.

     Р.М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. В свою очередь  в зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, - это позднооглохшие дети. Что качается слабослышащих детей, то автором были выделены две категории слабослышащих детей. Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

     Помимо  Р.М. Боскис исследованием проблемы развития речи у слабослышащих детей  занимались С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Л.С. Выготский, Л.П. Носкова.

     Формирование  устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения дошкольника.

     Рассмотрев  основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей 3-4 лет мы пришли к выводу, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:

Информация о работе Особенности развития детей с нарушением слуха