Особенности развития детей с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей развития речи детей с нарушения слуха.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные классификации нарушений слуха у детей;
Охарактеризовать основные направления, задачи и содержание работы по развития речи слабослышащих детей;
Исследовать различные методики развития речи слабослышащих детей 3-4 лет.

Работа содержит 1 файл

логопедия.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Основной  задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях. Материал фронтальных занятий должен быть доступен всем детям, как в отношении лексического состава, так и по возможностям его произношения. На фронтальных занятиях может вестись работа над такими характеристиками произношения, как темп, слитность, словесное ударение, которые поддаются коррекции на слухо-зрительной основе в процессе подражания речи педагога. С целью работы над темпо-ритмической стороной речи широко используется фонетическая ритмика. Особое значение в процессе фонетической ритмики имеет обучение подражанию движениям, сочетанию движений с речью, что долгое время представляет трудность для детей, учитывая уровень их моторного развития. На фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации или дифференциации имеющихся звуков, материалом для которых являются слова и фразы, подобранные с учетом их необходимости для общения.

     Одной из форм организации работы по развитию устной речи являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке. Основным методическим приемом работы служит фонетическая ритмика, с использованием которой проводится работа над различными сторонами речевого развития. Ее использование позволяет сформировать у глухих и слабослышащих дошкольников ритмико-интонационную и слоговую структуру слова, что придает большую естественность их устной речи. Содержание речевых зарядок перекликается с работой на индивидуальных занятиях, так как в некоторых случаях на индивидуальных занятиях закрепляются навыки произношения звука, появившегося во время речевой зарядки, и, наоборот, на материале слов и предложений происходит автоматизация тех звуков, работа над которыми велась на индивидуальных занятиях.

     Помимо  названных форм обучения работа и  контроль осуществляются на фронтальных  занятиях по другим разделам работы, в  свободной деятельности детей, в играх, в семье. Воспитатели, музыкальный работник, психолог должны быть информированы о состоянии развития устной речи каждого ребенка группы. С родителями надо проводить систематические консультации по поводу состояния устной речи детей, способам контроля за ней дома.

     В основу обучения произношению детей  дошкольного возраста 3-4 лет положен  принцип естественного овладения  речью, особенно на первоначальном этапе. Этот принцип может быть реализован при условии формирования и развития навыков слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи.

     Особенностью  периода 3-4 лет у ребёнка является то, что в качестве метода обучения используется подражание речи взрослого, воспринимаемой слухо-зрительно и  на слух, т. е. на бисенсорной основе. Основные задачи данного периода - формирование потребности в общении устной речью; развитие способности к подражанию звучащей речи; побуждение к использованию устной речи в общении, несмотря на ее несовершенство.

     Основной  единицей обучения произношению является слово. В процессе подражания речи взрослого дети овладевают словом как слого-ритмической структурой, при этом усваивая произношение некоторых звуков. У каждого ребенка в этот период могут появиться разные звуки. Программные требования ориентируют педагога лишь на количество и характер звуков, которые могут появиться у большинства детей. Учитывая разнообразие произносительных возможностей слабослышащих детей допускается произнесение слов в нескольких формах: а) точно, с правильным воспроизведением звукового состава; б) приближенно, с заменой отсутствующих звуков другими звуками, появившимися у ребенка (машина - «макиня», собака - «табака»); в) усеченно, с пропуском некоторых звуков (собака - «апака»).

     В качестве основных методических приемов  обучения используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры. Первоначально в работе с детьми преддошкольного возраста или начинающими обучение младшими дошкольниками большое значение придается обучению не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. Поэтому детей сначала учат подражать крупным и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать или опускать руки, хлопать ладонями, топать одной или двумя ногами, выполнять движения губ, языка и др. Эти упражнения включаются в игровые действия с куклами и другими игрушками, что делает их выполнение для детей более мотивированными. Особое значение на данном этапе придается использованию фонетической ритмики, в процессе которой детям предлагаются для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произношением слов, словосочетаний, фраз, слогов, звуков, воспринимаемых детьми слухо-зрительно, с обязательным использованием звукоусиливающей аппаратуры. Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих и слабослышащих дошкольников ритмико-интонационной стороны и слоговой структуры слов, развитию дыхания и голоса, делает речь детей более эмоциональной и естественной. На данном этапе акцент делается на работе над слоговой и ритмической структурой слова, проводится также работа по вызыванию и автоматизации звуков.

     Работа  над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и  фразы слитно (на одном дыхании). С целью развития речевого дыхания на всех этапах обучения используются многочисленные игровые упражнения, связанные с поддуванием мелких предметов и игрушек. Обучение детей воспроизведению слов, словосочетаний, коротких фраз с использованием фонетической ритмики также способствует развитию речевого дыхания.

     Работа  над голосом предполагает формирование умения пользования голосом нормальной высоты и силы. Появление голосовых  реакций, а в дальнейшем развитие голоса связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и правильностью выбора режима ее работы. Работа над силой, высотой голоса проводится в связи с отработкой произношения звуков, слогов, слов, фраз в процессе фонетической ритмики. Появление дефектов голоса (гнусавости, фальцета и др.) требует проведения специальной работы по их устранению на индивидуальных занятиях.

     Работа  над звуками является одним из основных и предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки  русского языка в словах и фразах. В начале обучения работа над звуками проводится с использованием фонетической ритмики. При формировании отдельных групп звуков используются движения, характер которых определяется особенностями артикуляции звуков. Например, при произнесении гласных звуков используются плавные и достаточно продолжительные движения. Движения, сопровождающие произнесение взрывных глухих согласных, - быстрые, резкие, напряженные.

     В дальнейшем работа над звуками проводится в соответствии с использованием сокращенной системы фонем. В  этот период часть звуков дети могут воспроизводить правильно, а при произношении некоторых использовать регламентированные и допустимыми замены.

     Работа  над словом предполагает обучение правильному  воспроизведению слов: слитному, с  соблюдением звукового и слогового  состава, ударения, орфоэпических правил. Формирование навыка воспроизведения слов начинается в процессе подражания речи взрослых. Однако добиться точного воспроизведения слова неслышащим ребенком по образцу удается нечасто.

     Работа  проводится на материале знакомых детям слов, часто используемых в быту и на занятиях. Кроме фонетической ритмики при работе над словом имеют место такие виды работы, как называние картинок, целостное чтение слов и деление слова на части с целью уточнения звуко-буквенного состава, ответы на вопросы, отгадывание загадок, подбор пропущенного слова и др.

     Систематическая работа по развитию устной речи на занятиях педагога должна подкрепляться контролем  за произносительными навыками детей  со стороны воспитателей и других взрослых. Особо важная роль в контроле за произношением детей, автоматизации произносительных навыков на новом речевом материале принадлежит родителям. Педагоги проводят специальные консультации для родителей, на которых характеризуют состояние произношения каждого ребенка, учат родителей слушать речь детей и замечать ошибки в произношении, демонстрируют наиболее простые приемы исправления недостатков в устной речи.

     Таким образом, содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления  работы.

     1.Развитие  языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

     2. Формирование различных форм  речи на каждом этапе обучения.

     3. Работа над значением слов  и накопление речевого материала  в связи с тематической организацией  занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.

     Основной  задачей развития устной речи детей  дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально  приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.

     Также, можно отметить, что при организации  занятий по развитию устной речи слабослышащих  детей 3-4 лет возможны следующие  пути проведения педагогической работы:

     Первый путь - информальный, который предполагает развитие устной речи и произношения без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух.

     Второй  путь - систематическое целенаправленное обучение, основными формами которого являются специальные фронтальные  и индивидуальные занятия, речевые  зарядки.

     слабослышащий ребенок речь развитие

     2.2 Исследование диагностических  методик развития  речи слабослышащих  детей 3-4 лет 

     Развитие  речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и  позволяет включить ребенка в  естественное общение с другими  детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения.

     Одними  из наиболее значимых при исследовании развития речи слабослышащих детей  являются диагностические методики.

     Изучением данных методик я занималась во время  прохождения практики в детском  саду комбинированного вида № 47. Там мною были продиагностированы с целью выявления уровня речевого развития слабослышащие дети 3-4 лет.

     Детям были предложены диагностические методики, направленные на выявление уровня глобального  чтения, различение и узнавание слов, предложенных на табличках, на соотнесение слов с предметами одной тематической группы. Так же целью данных методик является выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире, сформированности словаря детей, обобщающих понятий, умения отвечать на вопросы.

     Мною  были рассмотрены несколько методик. С помощью второй из них наряду с выявлением уровня глобального  чтения, можно сделать вывод о  сформированности понятий глаголов «иди, беги, стой, прыгай, ползи», а так  же умение детей выполнять соответствующие действия.

     Дети  оценивались по пятибалльной системе:

     5 балов – ребёнок выполняет  задания самостоятельно и правильно;

     4 бала – ребёнок выполняет задания  самостоятельно, может допустить  ошибки, которые исправляются при  небольшой помощи взрослых;

     3 бала – ребёнок выполняет задания  при небольшой помощи взрослого,  допущенные ошибки исправляет  при помощи взрослого, уровень  сформированности представлений  соответствует стандарту;

     2 бала – ребёнок выполняет задания  при непосредственном участии  педагога, уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту;

     1 бал – ребёнок не может выполнить  задание даже при непосредственной  помощи педагога, уровень сформированности  представлений не соответствует  стандарту.

     Диагностическая методика № 1

     Цель: Выявить уровень сформированности глобального чтения, умения подбирать  таблички к названному предмету, сопряжено-отражённому  прочитыванию

     Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Информация о работе Особенности развития детей с нарушением слуха