Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:27, дипломная работа
Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.
Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие социальной адаптации.
1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14
1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16
1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24
1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37
Глава 2. Подростковый возраст.
2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39
2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41
2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть
3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59
3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61
3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64
Заключение......................................................................................................66
Список литературы.........................................................................................67
Приложения…………………………………………………………………….70
8. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.
9. Алешков И.А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978.
10. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1961. 98 с.
11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984.
215 с.
12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. 173 с.
13. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 190 с.
14. Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную
15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. 215 с.
16. Никонова А.Я., Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 420 c.
17. Райгородский Д. А. Практическая психодиагностика. – Самара, 2007. – 672 с.
18. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 1984. 176 с.
19. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.
20. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.Т. 1.230с.
21. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. – М., 1974. 231 с.
22. Хатюшина А.А. Повышение квалификации учителей США с учетом личностного развития // Социально-реабилитационная инноватика: теория, технологии, практика. – М: Изд-во РГСУ, 2007. 32 с.
23. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб пособие.- 2-е изд. Испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000.407с.
24. Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л., 1976.62 с.
25. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л., 1968. 120 с.
26. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического Консультирования.Способности учителя физической культуры.
27. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.
28. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.
29. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
30. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. 236 с.
31. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.
32. Баранов А. А. Психология адаптации личности – Спб.: 2006, - 479с.
33. Бодалев А.А.. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128. геронтологии. Л., 1974. 243 с.
34.Дружилов
С.А. Становление профессионализма
человека как реализация индивидуального
ресурса профессионального развития.
– Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. 242 с. «Гуманитарные
исследования в образовании» психологию
личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов.
– М., 1985. С. 29.
Приложение
1
Шкала самооценки
(Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)
Как вы себя чувствуйте в данный момент?
Возможные варианты ответов:
1)Нет, это не так
2)Пожалуй, так
3)Верно
4)Совершенно верно
Высокая
тревожность предполагает склонность
к появлению состояния тревоги
у человека в ситуациях оценки его компетентности.
Как вы себя чувствуйте обычно?
Возможные варианты ответов:
1)Почти никогда
2)Иногда
3)Часто
4)Почти всегда
Низкая
тревожность, наоборот, требует повышения
внимания к мотивам деятельности
и повышения чувства
Приложение 2
Опросник
социально – психологической
адаптации