Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3

Глава 1. Понятие социальной адаптации.

1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14

1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16

1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24

1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37

Глава 2. Подростковый возраст.

2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39

2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41

2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть

3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59

3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61

3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64

Заключение......................................................................................................66

Список литературы.........................................................................................67

Приложения…………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 591.50 Кб (Скачать)

     8. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.

     9. Алешков И.А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978.

     10. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1961. 98 с.

     11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984.

     215 с.

     12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.  173 с.

     13. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 190 с.

     14. Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную

     15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. 215 с.

     16. Никонова А.Я., Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.  420 c.

     17. Райгородский Д. А. Практическая психодиагностика. – Самара, 2007. – 672 с.

     18. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 1984. 176 с.

     19. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.

     20. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.Т. 1.230с.

     21. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. – М., 1974. 231 с.

     22. Хатюшина А.А. Повышение квалификации учителей США с учетом личностного развития // Социально-реабилитационная инноватика: теория, технологии, практика. – М: Изд-во РГСУ, 2007. 32 с.

     23. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб пособие.- 2-е изд. Испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000.407с.

     24. Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л., 1976.62 с.

     25. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л., 1968. 120 с.

     26. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического Консультирования.Способности учителя физической культуры.

     27. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.

     28. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.

     29. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.

     30. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. 236 с.

     31. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

     32. Баранов А. А. Психология адаптации личности – Спб.: 2006, - 479с.

     33. Бодалев А.А.. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128. геронтологии. Л., 1974. 243 с.

     34.Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. 242 с. «Гуманитарные исследования в образовании» психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. – М., 1985. С. 29. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Шкала самооценки

(Ч.  Д. Спилберг, Ю.  Л. Ханин)

Как вы себя чувствуйте в данный момент?

  1. Я спокоен
  2. Мне ничто не угрожает
  3. Я нахожусь в напряжении
  4. Я испытываю сожаление
  5. Я чувствую себя свободно
  6. Я расстроен
  7. Меня волнуют возможные неудачи
  8. Я чувствую себя отдохнувшим
  9. Я встревожен
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
  11. Я уверен в себе
  12. Я нервничаю
  13. Я не нахожу себе места
  14. Я взвинчен
  15. Я не чувствую скованности, напряженности
  16. Я доволен
  17. Я озабочен
  18. Я слишком возбужден и мне не по себе
  19. Мне радостно
  20. Мне приятно

     Возможные варианты ответов:

     1)Нет,  это не так

     2)Пожалуй,  так

     3)Верно

     4)Совершенно  верно

     Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги  у человека в ситуациях оценки его компетентности. 

     Как вы себя чувствуйте обычно?

  1. Я очень быстро устаю
  2. Я легко могу заплакать
  3. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
  4. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
  5. Обычно я чувствую себя бодрым
  6. Я спокоен, хладнокровен и собран
  7. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
  8. Я слишком переживаю из-за пустяков
  9. Я вполне счастлив
  10. Я принимаю все слишком близко к сердцу
  11. Мне не хватает уверенности в себе
  12. Обычно я чувствую себя в безопасности
  13. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
  14. У меня бывает хандра
  15. Я доволен
  16. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
  17. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
  18. Я уравновешенный человек
  19. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
  20. Я испытываю удовлетворение

     Возможные варианты ответов:

     1)Почти  никогда

     2)Иногда

     3)Часто

     4)Почти  всегда

     Низкая  тревожность, наоборот, требует повышения  внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. 

Приложение 2

Опросник  социально – психологической  адаптации 

     
  1. Испытывает  неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставляя себя, разрешать себе; самоконтроль для него – не проблема.
  20. Часто портиться настроение: накатывается уныние, хандра.
  21. Всё, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большего стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется всё бросить, куда- нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе оптимист – верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относиться, любит его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будь-то не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен на придумывать лишнего… Словом – не от мира сего.
  53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный, легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.
  60. Боится того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, не равнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями, ситуациями, которые грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый: ему всегда важно настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.
  72. Доволен собой.
  73. Невезучий.
  74. Человек приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получиться.
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  82. Всегда говорит только правду.
  83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствует неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Человек толковый, любит размышлять.
  89. Иной раз любит прихвастнуть.
  90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  92. Никогда не опаздывает.
  93. Испытывает ощущение скованности , внутренней несвободы.
  94. Выделяется среди других.
  95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  97. Общительный, открытый человек; легко сходиться с людьми.
  98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходиться решать; со всем может справиться.
  99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  100. Беспокоиться, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.
  101. Все свои привычки считает хорошими.

Информация о работе Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры