Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3

Глава 1. Понятие социальной адаптации.

1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14

1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16

1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24

1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37

Глава 2. Подростковый возраст.

2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39

2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41

2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть

3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59

3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61

3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64

Заключение......................................................................................................66

Список литературы.........................................................................................67

Приложения…………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 591.50 Кб (Скачать)

Подростковый  возраст - это возраст пытливого  ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску. Заметное развитие в  подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и волевой деятельности. Он уже обычно сам ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, они могут не обнаружить ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенность, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам. Отрицательные эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующими центрами торможения. Порой подросток сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступать наоборот. Бурно развивающиеся чувства подростков, и в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.

Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретардаты) созревающих  мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ "я". Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т.п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний. Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляется описание переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Личность  подростка формируется не без  трудностей, которые связаны не только с развитием самого ребенка, но и  с отношениями к нему взрослых. А в соответствии с уровнем психологического и соматического развития подростки ожидают, что определенным образом изменится отношение к ним взрослых. Однако ожидание в большинстве случаев не оправдываются из-за неадекватных представлений взрослых о возрастных нормах. Отсюда не редко имеет место конфликт подростков и взрослых, является, как правило, следствием неверных или неумело поставленных требований педагогов и родителей. Так непонимание или недоучет взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат или, что еще хуже приписывание подростку несоответствующих действительности мотивов приводит к внутреннему сопротивлению подростка воспитательным воздействиям, к отрицательной реакции на них. Это явление ряд психологов называют смысловым барьером, которые появляются тогда, когда подросток не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные не имеют для него подлинного смысла, а возможно имеют другой противоположный смысл.

Заметим, что, выступая как важный момент становления личности, подростковый возраст представляет собой не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей подростка, условий и скорости его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себе и принадлежности обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциальностью. По мере взросления у подростков изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Дифференциальный анализ кардинально нового психологического состояния подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе, позволил установить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни своего рода три стадии процесса развития подростков.  
 
 
 

2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте 

     Подростковый  возраст, который так часто именуется  наиболее сложным, определяется физическими  границами как  11-15 лет. В это время происходит основная перестройка организма:

     1 – физиологическая: проявляются  первичные и вторичные половые признаки, благодаря увеличению выделения в кровь гормонов, соответствующих полу (мужских / женских);

     2 – психологическая, такая, как  идентификация себя с мужчиной / женщиной, построение поведения, общения, отношения к своему внутреннему  и внешнему миру. 

     Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время  подросток заявляет о себе, как  о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с более старшими людьми.  У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях  «мужчина» и «женщина», а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого.  При взрослении  ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом обществе, как равноправного  участника жизни. 

      

     Новая для него позиция проявляется:

     ·        во внешнем облике,

     ·        манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом),

     ·        копирование отношений (как часть половой идентификации),

     ·        включение во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием),

     ·        помощь в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому, помощь уставшей на работе маме).

     Одновременно  с этими проявлениями возникает  чувство взрослости — отношение подростка к себе, как  к взрослому, ощущение себя взрослым (как особая форма самосознания).  При этом надо оговориться о том, что подросток всеми известными и доступными для него методами пытается показать, что он является такой же весомой и значимой частью общества, как и все, кто его окружает, но все эти доказательства создаются для получения дополнительных прав, которых у него/нее ранее не было, а не для получения дополнительных обязанностей. Одновременно возникает интерес к своему внутреннему миру, подросток открывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, пристально анализирует свои поступки. Происходит становление основ мировоззрения. При этом  часто сближение воображения и теоретического мышления является импульсом к творчеству, но не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя и используют возможности своего творческого воображения.

     Все ранее высказанные переживания  и приводят к наиболее заметным и  известным всем взрослым конфликтам взрослый – подросток. Надо учесть, что немного завышенные требования к себе и окружающим– это всего лишь  результат самоутверждения подростка в его новом качестве, а не  проявление его наиболее вредных черт характера, который взрослые связывают с наличием таких же отрицательных черт у родственников подростка.

     Самоутверждение — это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную  личность. Самоутверждение  происходит путем выбора стратегии самоутверждения.

     Одна  из известных классификаций выделяет три способа самоутверждения личности:

     ·        неуверенное поведение,

     ·        ассертивное поведение,

     ·        агрессивный стиль межличностного общения.  

      

     Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:

     - ориентация личности на конформное  поведение (т.е. строгие рамки  законов, правил поведения, общественной  морали являются обязательными  и не могут даже подвергаться  пересмотру),

     -  тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать), 

     - адекватные эмоциональные реакции,  с предпочтением неопределенных  и мало выразительных форм  речевого общения (то, что от  него могут ждать и не более).  

       Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:

     -   отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя  тоном

     -   не избегать смотреть на собеседника,

     -   охотно обсуждать предложенную тему,

     -   открыто давать знать о своих чувствах,

     -   высказывать свое мнение,

     -   учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.  

       Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:

     -  отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,

     -  громко говорить вызывающим тоном,

     -  смотреть на других свысока,

     -  пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),

     -  навязывать всем свое мнение,

     -  с жаром изливать свои чувства,

     -    ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.  

       Неуверенная личность в различных  жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если  в ситуации отсутствует конкретный партнер. 

     Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

     Доминирующая  личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

     Следовательно, самоутверждение заключается в  том, что именно благодаря ему  человек находит способ обретения  Смысла Жизни. Это самораскрытие  себя, как Человека и постановка своего места в Жизни.

     Самоутверждение  и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации. 

       Адаптация — это процесс активного  приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и  по отношению к себе.   

     Адаптация включает в себя следующие подвиды:

     -  биологический (телесный),

     -  психологический (внутренний мир),

     -  социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

     Адаптация – это схема, или стиль разрешение различных видов проблем, например:

     -  временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),

     -  постоянной (общение со школьными  друзьями или родителями дома),

     -  трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),

     -  простой (разрешаемой сама по себе),

Информация о работе Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры