Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:27, дипломная работа
Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.
Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие социальной адаптации.
1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14
1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16
1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24
1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37
Глава 2. Подростковый возраст.
2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39
2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41
2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть
3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59
3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61
3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64
Заключение......................................................................................................66
Список литературы.........................................................................................67
Приложения…………………………………………………………………….70
- разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),
- не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);
- вообще не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.
Сам субъект может замечать
или не замечать данную
Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.
Адаптация так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае это подростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.
Доля
поисков стратегии
Подводя
итог выше сказанному, можно еще
раз напомнить, что сложный мир
подростка, далеко не всегда понятный
взрослому, нуждается в ежедневной поддержке
и корректировки, надо чаще предлагать
помощь подростку в освоении новых норм
и правил, что бы потом долго и утомительно
не заниматься исправлением их ошибок.
Ведь именно взрослый осознанно или нет,
формирует личность, стратегию самоутверждения
и адаптацию у своего подростка.
Глава
3. Опытно – экспериментальная
часть
1 этап эксперимента
Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера,
Ю. Л. Ханина
3.1.
Цель, задачи, методы
исследования.
Гипотеза: заключается в том что, существует взаимообусловленность между уровнем социальной адаптации учащихся подросткового возраста и увеличением самооценки.
Для
выявления самооценки учащихся и
их адаптации проводились
Исследования проводились в школе № 14 Нижегородского района, в котором принимали участие ученики 9 классов в количестве 12 человек.
Шкала
самооценки состоит из двух частей,
раздельно оценивающих
Уровни самооценки учащихся
По данным этой диаграммы мы видим, что преобладает средний уровень самооценки(56%), затем низкий(27%) и высокий уровень(17№).
Уровни
адаптации
Уровень тревожности подростка
Перед
началом занятий по физической культуре
уровень тревожности у
3.2
Приемы повышения
самооценки и адаптационных
возможностей учащихся
подросткового возраста
Основные
стратегии в повышении
Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, на основе системности в формировании целостного состояния, способствующие уменьшению нервно – психологического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности.
Существуют
различные группы методов, направленные
на улучшение адаптации и
Были
проведены следующие
-
Упражнение «Интерпретация
- Упражнение «Настроение»
- Упражнение «Антистресс»
После проведения вышеизложенных упражнений, была проведена методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
После
проведенных тренингов, уровень
адаптации значительно
3.3.
Упражнения на уменьшение
личностной тревожности
у подростков.
Способствуют устранению предстартовой тревожности более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.
В ряде видов спортивной деятельности ( например, в спринтерском беге) состояние стартовой тревожности может даже способствовать успешным выступлениям в соревнованиях.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
И.п. – руки на пояс
1. Вращение головы в одну и другую стороны
2. Вращение руками вперед – назад
3. Наклоны к каждой ноге (касаясь)
4.Выпады одной и другой ногой
5. Многоскоки на месте
Упражнения в движении:
1. Бег с высоким подниманием бедра
2. Бег с захлестыванием голени
3. Бег на прямых ногах
4. Бег правым – левым боком
Затем
проводились соревнования на дистанции
300м, в которых участвовали учащиеся
школы, ребята бежали по кругу парами.
Перед стартом у всех был высокий уровень
тревожности.
2 этап эксперимента
3.4.
Методика диагностики
социально – психологической
адаптации К. Роджерса
и Р. Даймонда
В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав
или прослушав очередное
Шкала ответов:
- «0» - это ко мне совершенно не относиться;
- «2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
- «3» - не решаюсь отнести это к себе;
- «4» - это похоже на меня, но нет уверенности;
- «5» - это на меня похоже;
- «6» - это точно про меня.
Выбранный
вариант ответа помечается в бланке
для ответов в ячейке, соответсвующей
порядковому номеру высказывания.
Уровни
адаптации
Из
полученных данных следует, что уровень
адаптации увеличился, учащиеся начали
более адекватно оценивать свои возможности,
повышать свои интересы, выявлять свое
мнение в группе.
Уровни
самооценки учащихся
По
данным диаграммы уровня адаптации
учащихся видно, что средний уровень(45%),
низкий(39%), высокий(18%). После проведенных
тренингов заметно уровнялся уровень
самооценки.
Уровень тревожности подростка
После проведения
физических упражнений и соревновательной
деятельности, мы видим, что уровень тревожности
подростков значительно уменьшился, что
привело к увеличению самооценки и уровня
адаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с ее нарушениями. Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной тревожности.
Необходимо
также принимать во внимание индивидуальные
качества, состояние непосредственного
окружения, в котором осуществляется
взаимодействие. Эффективная психическая
адаптация представляет собой одну из
предпосылок к успешной профессиональной
деятельности. В профессиональной деятельности
стрессовые ситуации могут создаваться
динамичностью событий, необходимостью
быстрого принятия решения, разногласием
между индивидуальными особенностями,
ритмом и характером деятельности.
Список
литературы
1.
Александрова М.Д. Проблемы
2. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. С. 51-54
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.142 с.
4.
Жумагамбетов С.С.
5. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов – М.: просвещение, 1987. – 287 с.
6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев;АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. 191 с.
7. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии.– 1984.– №1.с. 20 – 27.