Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:27, дипломная работа

Описание работы

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3

Глава 1. Понятие социальной адаптации.

1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14

1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16

1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24

1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37

Глава 2. Подростковый возраст.

2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39

2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41

2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть

3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59

3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61

3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64

Заключение......................................................................................................66

Список литературы.........................................................................................67

Приложения…………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 591.50 Кб (Скачать)

     -  разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой        ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),

     - не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);

     - вообще  не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.  

       Сам субъект может замечать  или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности  на данный момент и личной  стратегии самоутверждения. 

     Наиболее  активно из всех видов адаптации  проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций  группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация  происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

     Адаптация  так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае  это подростковые, а именно подросток является новым  человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.

     Доля  поисков стратегии самоутверждения  и адаптации подростка индивидуально  не слишком велика, так как большое  влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат  взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями, ведь не зря говорят, что если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка. 

     Подводя итог выше сказанному, можно еще  раз напомнить, что сложный мир  подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.  
 
 
 

Глава 3. Опытно – экспериментальная часть 

       1 этап эксперимента

       Методика  диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера,

       Ю. Л. Ханина

       3.1. Цель, задачи, методы  исследования. 

     Гипотеза: заключается в том что, существует взаимообусловленность между уровнем социальной адаптации учащихся подросткового возраста и увеличением самооценки.

     Для выявления самооценки учащихся и  их адаптации проводились следующие  методики:

  1. Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина.
  2. Методика диагностики социально – психологической адаптации   К. Роджерса, Р. Даймонда.

     Исследования  проводились в школе № 14 Нижегородского района, в котором принимали участие ученики 9 классов в количестве 12 человек.

     Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (высказывания №1 – 20) и личностную (высказывания №21 -40) тревожность, шкала уровня адаптации учащихся и уровень тревожности подростков.

       Уровни  самооценки учащихся

       

     По  данным этой диаграммы мы видим, что преобладает средний уровень самооценки(56%), затем низкий(27%) и высокий уровень(17№).

Уровни  адаптации 

 

Уровень тревожности подростка

 

     Перед началом занятий по физической культуре уровень тревожности у подростков значительно высокий что сказывается на самооценку и уровень адаптации. Были проведены упражнения на уменьшение тревожности учащихся и повышение самооценки. 

3.2 Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста 

     Основные  стратегии в повышении адаптированности на наш взгляд, заключаются в использовании  ресурсов индивидуального, личностного  и субъективного уровней человека.

     Так, различные способы регуляции психофизиологического тонуса, на основе системности в формировании целостного состояния, способствующие уменьшению нервно – психологического напряжения, могут быть отнесены к ресурсам индивидной составляющей человека в противодействии психическому стрессу и, соответственно, повышению его адаптированности.

     Существуют  различные группы методов, направленные на улучшение адаптации и повышение  самооценки.

     Были  проведены следующие упражнения:

     - Упражнение «Интерпретация позы»

     - Упражнение «Настроение»

     - Упражнение «Антистресс»

     После проведения вышеизложенных упражнений, была проведена методика диагностики  социально – психологической  адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

     После проведенных тренингов, уровень  адаптации значительно повысился, это свидетельствует о положительном влиянии данных упражнений. [20] 
 

3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков. 

     Способствуют  устранению предстартовой тревожности  более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.

     В ряде видов спортивной деятельности ( например, в спринтерском беге) состояние стартовой тревожности может даже способствовать успешным выступлениям в соревнованиях.

     Общеразвивающие упражнения без предметов:

     И.п. – руки на пояс

     1. Вращение головы в одну и  другую стороны

     2. Вращение руками вперед – назад

     3. Наклоны к каждой ноге (касаясь)

     4.Выпады  одной и другой ногой

     5. Многоскоки на месте

     Упражнения  в движении:

     1. Бег с высоким подниманием бедра

     2. Бег с захлестыванием голени

     3. Бег на прямых ногах

     4. Бег правым – левым боком

     Затем проводились соревнования на дистанции 300м, в которых участвовали учащиеся школы, ребята бежали по кругу парами. Перед стартом у всех был высокий уровень тревожности. 
 
 
 
 
 

2 этап эксперимента

3.4. Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда 

       В опроснике  содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле  поведения. Их всегда можно соотнести  с нашим собственным образом жизни.

       Прочитав  или прослушав очередное высказывание опросника, примерить его к своим  привычкам, своему образу жизни и  оценить: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для  того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

       Шкала ответов:

       - «0» - это ко мне совершенно  не относиться;

       - «2» - сомневаюсь, что это можно  отнести ко мне;

       - «3» - не решаюсь отнести это к себе;

       - «4» - это похоже на меня, но  нет уверенности;

       - «5» - это на меня похоже;

       - «6» - это точно про меня.

       Выбранный вариант ответа помечается в бланке для ответов в ячейке, соответсвующей порядковому номеру высказывания. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Уровни  адаптации 

         

       Из  полученных данных следует, что уровень адаптации увеличился, учащиеся начали более адекватно оценивать свои возможности, повышать свои интересы, выявлять свое мнение в группе.  

Уровни  самооценки учащихся 

     По  данным диаграммы уровня адаптации  учащихся видно, что средний уровень(45%), низкий(39%), высокий(18%). После проведенных тренингов заметно уровнялся уровень самооценки.  

Уровень тревожности подростка

 

После проведения физических упражнений и соревновательной деятельности, мы видим, что уровень тревожности подростков значительно уменьшился, что привело к увеличению самооценки и уровня адаптации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с ее нарушениями. Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной тревожности.

     Необходимо  также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного  окружения, в котором осуществляется взаимодействие. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, разногласием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

     1. Александрова М.Д. Проблемы социальной  и психологической

     2. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. С. 51-54

     3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.142 с.

     4. Жумагамбетов С.С. Профессиональная  адаптация учителя средней общеобразовательной школы в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Дис. Магнитогрск, 2004. 158 с.

     5. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов – М.: просвещение, 1987. – 287 с.

     6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев;АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. 191 с.

     7. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии.– 1984.– №1.с. 20 – 27.

Информация о работе Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры