Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст (с 6,5 до 11 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. На протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно этот факт, что оно становится учеником, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на его поведение. Происходят изменения во всех сферах жизни ребенка.
Цель работы – изучить психические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Методы исследования – изучение, анализ и реферирование психологической литературы.

Содержание

Введение 4
1 Готовность к школе 7
Кризис семи лет 7
Психологическая готовность к школьному обучению 8
2 Развитие психических функций и в младшем 11
школьном возрасте
2.1 Мышление и речь 11
2.2 Восприятие 13
2.3 Память 14
3 Развитие личности в младшем школьном возрасте 16
Заключение 23
Глоссарий 26
Список использованных источников 29
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1,007.50 Кб (Скачать)

     Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Очень важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует значительно более высоких душевных и физических затрат.

     Забегая вперед можно сказать, что большинство  позитивных достижений внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справиться с предстоящими сложностями подросткового возраста.

     Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход  после окончания начального звена  в среднее звено школы. Этот переход  заслуживает самого серьезного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

     Позитивное  изменение в уровне познавательных процессов у учащихся подтверждает гипотезу о том, что правильное использование  знаний учителя, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.

     Глоссарий

     № п/п      Понятие      Определение
     1      Внимание      Состояние психологической концентрации, сосредоточенности  на каком-либо объекте
     2      Восприятие      Процесс приема и переработки человеком  различной информации, поступающей  в мозг через органы чувств. Завершается  формированием образа.
     3      Запоминание      Один  из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации
     4      Логическая  память -      память, построенная на выделении и запоминании  логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементам
     5      Механическая  память -      память, направленная на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.
     6      Мотивация (психол.)      Побуждения, то что побуждает человека, ради чего оно совершается, а так же потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и детали
     7      Память      это психологический процесс, выполняющий  функции запоминания, сохранения и  воспроизведения материала.
     8      Произвольная  память      подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
     9      Самосознание      Осознание человеком (ребенком) самого себя как  личности – своего нравственного  облика и интересов, ценностей, мотивов  поведения
     10  
     Социальные  нормы
 
     правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях.
     11      Учебная деятельность      Ведущий вид деятельности младшего школьника, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством  учебно-познавательных действий и учебных  операций

     Список  использованных источников

     1      Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков :Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – 416с.
     2      Дубровина И.В. и др.

     Психология: Учебник для студ. Сред. пед. учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

         3
     Крутецкий В.А.

     Психология: Учеб. Для учащихся пед.    уч-щ. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

         4
     Мухина  В.С. Возрастная психология. – 4-е изд.,  - М., 1999. – 456с.
         5
     Немов Р.С.

     Психология. Учеб. Для студентов высш.пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн2. Психология образования, - М.: Просввещение: Владос, 1994. – 496 с.        

         6
     Хозиева М.В.

     Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.  – М.: Издат. Центр  «Академия», 2002ю – 320 с.

         7
     Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. Пособие. –М.: Флинта; Наука, 2006.-306с.
         8
     www.eti-deti.ru

     Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и  воспитание детей.

         9
     Центр психологического консультирования «  Искусство жизни.ru»       

     Школьный  звоночек - от 6 до 12 лет, советы психолога > Особенности младшего школьного возраста.

     
         10
     Елена Кузьмина

     Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного  возраста».

     

     Приложения

     A      
     B      

Информация о работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте