Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа
Младший школьный возраст (с 6,5 до 11 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. На протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно этот факт, что оно становится учеником, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на его поведение. Происходят изменения во всех сферах жизни ребенка.
Цель работы – изучить психические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Методы исследования – изучение, анализ и реферирование психологической литературы.
Введение 4
1 Готовность к школе 7
Кризис семи лет 7
Психологическая готовность к школьному обучению 8
2 Развитие психических функций и в младшем 11
школьном возрасте
2.1 Мышление и речь 11
2.2 Восприятие 13
2.3 Память 14
3 Развитие личности в младшем школьном возрасте 16
Заключение 23
Глоссарий 26
Список использованных источников 29
Приложения
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Петрозаводский (137-8) |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Психология развития и возрастная психология |
Тема | Особенности психического развития в младшем школьном возрасте |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение
1
Готовность к школе
2 Развитие
психических функций и в младшем
школьном
возрасте
2.1 Мышление и речь
2.2 Восприятие
2.3 Память
3
Развитие личности в младшем школьном
возрасте
Заключение
Глоссарий
Список
использованных источников
Приложения
Младший школьный возраст (с 6,5 до 11 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. На протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно этот факт, что оно становится учеником, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на его поведение. Происходят изменения во всех сферах жизни ребенка. В первую очередь это касается структуры отношений и места ребенка в обществе. Меняется социальная ситуация развития, игровая деятельность все более уступает место учебной, меняются мотивы познавательной активности. Ребенок непосредственно включен в новый социальный институт – школу, т.е. он приобретает новый социальный статус, у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего последующего обучения, Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная работа, осознание своих способностей и умение качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
В это период происходит дальнейшее физическое и психовизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей данного возраста еще не завершили своего формирования. Несовершенство регулирующей функции проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы. Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка открывается новая эпоха. Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более суровом мире. От того как он приспособиться к этим условиям зависит очень многое.
Психическое развитие младших школьников является одной из главных проблем современной психологии детства. Изучение этого вопроса имеет как научный, так и практический интерес, так как оно нацелено на решение большого количества педагогических и психологических проблем, которые непосредственно связаны с проведением эффективного процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. При правильном использовании знаний, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.
Рассматриваемая тема актуальна, так как вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является.
Цель работы – изучить психические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Методы исследования – изучение, анализ и реферирование психологической литературы.
1.1 Кризис семи лет. Симптом потери непосредственности.
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса семи лет. Основная симптоматика кризиса:
Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
Манерничанье. Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (душа закрыта);
Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показывать.
Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться в себе и становится неуправляемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения.
За этими внешними негативными проявлениями скрываются глубокие измерения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса семи лет. Согласно Л.С Выготскому1, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок теряет детскую наивность. Во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.
Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием включается интеллектуальный момент. Прежде чем действовать, ребенок начинает размышлять. Он пытается оценивать свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий. Поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредственным и произвольным.
Черты опосредственности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. В дошкольном возрасте он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в возрасте 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.
Так
же происходят и существенные изменения
в эмоционально-мотивационной
Период кризиса семи лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни, у него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений.
Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.
В
условиях всеобщего школьного обучения
все это реализуется в
1.2 Психологическая готовность к школьному обучению
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв и т.д..Владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоение школьной программы. Но высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь.
Немаловажную роль играет психологическая готовность к школе. Это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и т.д..Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
Информация о работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте