Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст (с 6,5 до 11 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. На протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно этот факт, что оно становится учеником, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на его поведение. Происходят изменения во всех сферах жизни ребенка.
Цель работы – изучить психические особенности развития в младшем школьном возрасте.
Методы исследования – изучение, анализ и реферирование психологической литературы.

Содержание

Введение 4
1 Готовность к школе 7
Кризис семи лет 7
Психологическая готовность к школьному обучению 8
2 Развитие психических функций и в младшем 11
школьном возрасте
2.1 Мышление и речь 11
2.2 Восприятие 13
2.3 Память 14
3 Развитие личности в младшем школьном возрасте 16
Заключение 23
Глоссарий 26
Список использованных источников 29
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1,007.50 Кб (Скачать)

     3 Развитие личности в младшем школьном возрасте

 

     В возрасте семи-одиннадцати  лет ребенок  начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая  подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и  в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и т.д.), коллективные понятия, знания, и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время ребенок знает, что он отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Обратимся к структуре самосознания по В.С. Мухиной2.

     Имя. Развиваясь в благоприятных условиях, дошкольник чаще всего любит свое имя, так как постоянно слышит доброжелательное обращение к себе.

     С поступлением в школу ребенок  обращает внимание на то, как реагируют  одноклассники на его домашнее имя. Если он видит иронию, насмешку, то стремится изменить возникающую ситуацию, связанную с реакцией на его имя. Ребенок просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться.

     Именно  в школе, в процессе общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою симпатию ребенок стремится выразить таким же образом – он учится приветливым формам общения и обращению к человеку другому по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

     Фамилия. Поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе. Учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии. Фамилия – это наследованное  семейное наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени. Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение от того, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения. Для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют его имя.

     Внешний образ. Особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. В это период интенсивно развивается мимика и пантомимика.

     Лицо. В конце детского возраста лицо ребенка продолжает развиваться конституционально. В восемь-девять лет лицо заметно обогащается выразительными мимическими действиями и умением контролировать эти действия. Ребенок может уже свободно выполнять симметричные и асимметричные активные экспрессии, совершать синхронные и асинхронные движения мышц лица. Он легко контролирует мимические мышцы бровей, глаз, щек, он управляет своими губами.

     К концу детства лицо ребенка приобретает  выразительность того культурного  окружения, в котором он развивается. При различных вариантах мимики, унаследованных от ближайших предков, на лице появляется специфическое выражение, соответствующее той культурной среде, к которой принадлежит ребенок.

     Тело. Ребенок в младшем школьном возрасте уже во многом преуспел в телесном развитии. У детей от шести до одиннадцати лет обычно не наблюдается столь очевидного бурного развития телесных движений и действий, как это происходило в первые шесть лет.

     Образ тела – сложное образование, сопряженное  с индивидуальными телесными  особенностями, полом и традиционными культурными ожиданиями. Очень важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представитель своего пола и как представитель своей культуры и этноса.

     Среди проблем телесного развития выделяют: двигательный контроль (регулирование внешних экспрессивных действий), дифференциацию действий (специализация левой и правой руки), систему скоординированных движений, направленная  на достижение результата, телесную конституцию (телосложение ребенка).

     Особое  внимание следует уделять физической культуре ребенка. Уроки физической культуры требуют от ребенка владения своим телом. Для этого разрабатываются  комплексы общеразвивающих упражнений, а также специальные виды занятий (гимнастика, плавание и т.д.). Названные виды занятий являются не только средством физического развития, но и умственного и духовного формирования личности.

     Притязание  на признание со стороны  взрослых. В младшем школьном возрасте ребенок  открыто стремится получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям. Он несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Ребенок имеет совесть, и можно взывать к ней, когда он что-то натворит. Ребенок знает, что значит должен и обязан. У него пробуждается чувство гордости и стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, терпением и т.д.), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные.

     Относясь  к взрослым и более старшим  детям как к образцу, младший  школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения – старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.

     Стремление  к самоутверждению стимулирует  ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили  его достоинство.

     Половая идентификация. Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу, Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.

     Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать. Мальчик присматривается  к мужским профессиям. Он знает, что  такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя, как свойственно мужчинам.

     Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не лазать по заборам. Она приобщается к  домашней работе. Когда ее хвалят,  она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочка стремиться уподобиться женщинам.

     В классе девочки и мальчики при  общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны. Когда учитель сажает мальчика и  девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.

     Особое, подспудное воздействие на половую  идентификацию ребенка младшего школьного возраста начинает оказывать  языковое пространство родного языка, в котором содержится бесконечное число значений и смыслов, определяющее формирование психологических установок на половую идентификацию.

     Развитие  чувств. Новые грани чувств младшего школьника развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с любимыми близкими взрослыми. Однако социальное пространство расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

     Очень важно еще одно значимое для развития личности чувство – сопереживание  другому.

     Сопереживание – это переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; это и действие по отношению  к тому, кому сопереживают. Развитая способность к сопереживанию включает в себя весь диапазон этого состояния: во-первых, это сострадание (жалость, вызванная несчастьем другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это сорадость (переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого).

     Сопереживанию ребенок учится через механизм подражания. Подражание осуществляется через копирование поведения и чувств. Действия, поступок, мимика, пантомимика воспроизводятся на основе физиологических механизмов. Подражание чувствам происходит на основе как физиологических, так и психологических механизмов.

     Сопереживанию ребенок учится через подражание внешним проявлениям этого состояния  человека и через подражание поступкам, сопутствующим сопереживанию.

     Подражание  действиям сопереживания, которые  проявляют взрослые по отношению  друг к другу, к детям, животным, приводит ребенка к тому, что он научается  проявлять всю внешнюю атрибутику сопереживания и действительно  способен испытывать короткие приливы состояния сопереживания к другим. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся ими на персонажей сказок, рассказов, стихов. Наиболее яркое сопереживание проявляется при слушании сказок и рассказов, когда речь идет о персонаже, который попал в беду.

     Подражательность  ребенка может быть непроизвольной и произвольной.

     Непроизвольная  подражательность приводит к заимствованию  манеры поведения одноклассников, учителя.  Эта подражательность базируется на физиологическом имитационном механизме – на демонстрируемом образе. Здесь ребенок бессознательно заимствует действие.

     Произвольное  подражание представляет собой волевой  акт, который надстраивается над  непроизвольным подражанием. В этом случае ребенок целенаправленно  воспроизводит то или иное действие, пытается доподлинно воссоздать его в соответствии с образцом. Повторяя за учителем слоги, воспроизводя фонемы, ребенок осваивает родной и другой языки через механизмы непроизвольного и произвольного подражания. Через эти механизмы ребенок осваивает действия  физической культуры, изобразительной деятельности, пения, трудовые навыки и т.д.

     Сопереживание как очень важное социально значимое качество может получить свое особое развитие через подражание поведению  учителя с детьми по поводу их неуспеха и успеха. Если учитель, оценивая знания ребенка, сообщает ему о неуспехе и при этом сочувствует ему, огорчается вместе с ним, то именно так будут вести себя в дальнейшем и дети. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Происходящие  в психологическом облике младшего школьника глубокие изменения, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. На качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.

     Младший школьный возраст является сензетивным  для:

     - формирования мотивов учения, развития  устойчивых познавательных потребностей  и интересов;

     - развитие продуктивных приемов  и навыков учебной работы, умение учиться;

     - раскрытие индивидуальных особенностей  и способностей;

     - развитие навыков самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции;

     - становление адекватной самооценки, развития критичности по отношению  к себе и окружающим;

     - усвоение социальных норм, нравственного развития;

     - развитие навыков общения со  сверстниками, установление прочных  дружеских контактов.

     Во  всех сферах психического развития младшего школьника возникают важнейшие  новообразования. Преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что ребенок активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения.

     В младшем школьном возрасте закладывается  фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

     Характер  младшего школьника отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при слабой волевой регуляции. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная их причина – недостатки семейного воспитания. Младшие школьники очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательное проявление. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективных отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива.

Информация о работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте