Особенности проведения следственных действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Предварительное следствие — это процесс, целью которого является восста-новление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Основным определяющим компонентом психологической структуры деятельности следователя является его познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связан-ных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели про-шлого события преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Психология реконструкции преступления 5
1.2. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 14
2.1. Психология осмотра места происшествия 14
2.2. Психология допроса 20
2.3. Психология очной ставки 30
2.4. Психология проверки показаний на месте и следственного эксперимента 32
2.5. Психология обыска, освидетельствования и опознания 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

курсовая ..doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Первый  уровень — динамический, когда определяется темп, ритм и уровень напряженности; он связан с такими темпераментными особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность допрашиваемого.

     Второй  уровень — аргументации. Выбор аргументов при этом производится с учетом возраста, специальности, интеллекта, жизненного опыта и, главное — типа высшей нервной деятельности допрашиваемого.

     Третий  уровень — условное определение социально-психологических отношений; он связан с ролевыми позициями допрашиваемого20.

     Выбор правильной тактики допроса психологически во многом зависит от определения следователем у допрашиваемого лица типа его высшей нервной деятельности. Одни и те же аргументы на разных людей действуют с различной силой. Вся динамическая сторона допроса, по сути, связана с темпераментом, восприятием и мыслительными особенностями допрашиваемого. Если следователь хочет добиться успеха, он должен планировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженности проведения диалога.

     При допросе холериков и сангвиников (сильных и подвижных типов) темп, ритм и напряженность допроса могут быть достаточно высокими, вводная стадия допроса и часть контакта могут быть сокращены до минимума, а переход от одной темы к другой осуществляться без предварительной подготовки.

     При допросе флегматиков (сильных, уравновешенных, малоподвижных и инертных типов) следует учитывать такие динамические характеристики, как медлительность, в сочетании с силой нервных процессов: у такого человека сравнительно длительный период втягивания. Динамику допроса таких лиц характеризует сравнительно большая вводная часть и стадия контакта, медленный переход от освещения одного эпизода к другому, сравнительно замедленный ритм беседы.

     При допросе меланхоликов (слабых, уравновешенных и тормозных типов) необходимо помнить, что одной из характерных их реакций на разные жизненные трудности (а допрос, как правило, относится к одной из таких трудностей) является склонность к охранительному запредельному торможению. Они требуют особого подхода. Так, при очень высоком ритме и напряженности допроса у меланхоликов может возникнуть состояние вялости и! апатии. Слабость нервной системы у них обычно сочетается с высокой   чувствительностью,   и   поэтому  меланхолики   гораздо тоньше других типов реагируют на похвалу или порицание их деятельности. Одно из свойств меланхоликов — тревожность, а тревожных людей проще вызвать отрицательные эмоции; их легко напугать, вызвать неудовлетворение.

     Следователю необходимо принимать во внимание и  тот факт, что все люди обладают высшей формой отражения объективного мира — второй сигнальной системой (речью). В психологии условно, в зависимости от преобладающих свойств нервной системы, люди делятся на три специфических типа (художественный, мыслительный, средний). Исходя из преобладающих особенностей у людей того или иного типа может превалировать манера диалога во время допроса, что необходимо учитывать следователю.

     Для художественного (образного) типа человека более сильными аргументом будет сам факт правонарушения (например, представленный в виде видео или кинофрагмента, фотодокумента)» При допросе такого лица наиболее действенными аргументам» будут образные восприятия: предъявление фотографий, вещест4Я венных доказательств, фоторобота, рисунков и т.п. Зато статистические данные и описательная часть на него большого впечатления не произведут, хотя за ними стоят десятки подобных жертв. На людей данного типа большое эмоциональное воздействие оказывают такие действия следователя, как предъявление для опознания трупов и очные ставки (например, подозреваемого с потерпевшим или свидетелем). Давая показания, эти лица подробное описывают малознакомую местность, дают сравнительно точный» словесный портрет того или иного лица. При необходимости восстановить в памяти ту или иную ситуацию, тот или иной эпизод, целесообразно вывозить таких лиц на место происшествия для воспроизведения показаний в конкретной обстановке.

     Для среднего типа человека характерно промежуточное  положение между вышеуказанными типами людей, с большими или незначительными отклонениями в ту (образную) или иную (мыслительную) сторону. Таких людей большинство.

     При допросе следует придавать большое  значение проблеме межчеловеческих отношений между допрашиваемым лицом и допрашивающим его следователем, которые возникают в ходе следственного действия. Это одна из важнейших проблем психологии допроса, правильное разрешение которой во многом зависит от уровня профессиональных знаний, жизненного опыта и психологических навыков следователя. Характер отношений между следователем и обвиняемым влияет на результаты допроса, определяя его успех или неудачу. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый свою причастность к преступлению скрывает только потому, что не доверяет следователю, относится к нему неприязненно или даже враждебно. Например, при опросе осужденных, отбывающих наказание за убийства в исправительных учреждениях, было установлено, что большинство из них, несмотря на доказанность вины, не дали на следствии правдивых показаний из-за отсутствия нормальных («уважительных») отношений со следователями21.

     Знание  психологии необходимо следователю  и для определения ролевых позиций с допрашиваемым им лицом и установления с ним необходимых психологических контактов. Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории «мы», а в следователе видит представителя другой группировки «они», то это не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия и, естественно, не способствует выполнению главной задачи допроса — получению наиболее полной и объективной информации по делу. Отношение к следователю как к «чужому» или «врагу» не вызывает у допрашиваемого желания сообщить ему всю известную информацию о преступлении, тем более что зачастую речь может идти о весьма интимных вещах. Особенно это видно на допросе обвиняемого. Находящийся под стражей и приведенный из камеры к следователю человек уже в силу этого своего положения склонен делить окружающих на «мы» (обвиняемые по одному делу, их родственники, не привлеченные соучастники, другие заключенные) и «они» (в первую очередь следователи, прокуроры, оперативные работники и т.п.). В сложной ситуации следователю нужно знать все основные социальные роли,  которые исполнял допрашиваемый  гражданин  в жизни, и научиться направлять его к занятию такой ролевой позиции, которая бы наиболее соответствовала ситуации данного допроса и позволяла установить с ним психологические контакты.

     Следователь должен хорошо знать ту положительную  область человеческих отношений, на базе которой у него возможен психологический контакт с допрашиваемым лицом. Возникновение в ходе допроса психологической общности «мы» показывает обвиняемому (потерпевшему, свидетелю), что его допрашивает высококомпетентный, чуткий и внимательный человек, который пытается установить истину. Это является первым шагом следователя в социально правильном направлении по установлению ролевой позиции и психологического контакта с допрашиваемым лицом, а также признании степени вины обвиняемого в инкриминируемом деянии.

     Способов психологических контактов следователя с допрашиваемым лицом множество. Однако все они подчиняются следующим общим закономерностям:

     •   необходимо обращение к лучшим сторонам гражданина, т.е.  к социально положительным  его ролевым позициям;

     •   этически и тактически недопустимо использование негативных сторон личности допрашиваемого лица, даже если они хорошо известны.

     По  своему правовому значению и психологической  тяжести вначале допрашивается, как правило, потерпевший, затем подозреваемый и свидетели. Но наиболее труден допрос обвиняемого. Рассмотрим один из его вариантов.

     Допрос  обвиняемого — производится следователем немедленно после предъявления ему обвинения. Он предлагает обвиняемому дать показания по существу обвинения.

     В зависимости от позиции обвиняемого на допросе следователь обязан добиваться такой ситуации, которая характеризуется признанием обвиняемым объективно установленных фактов и готовностью давать правдивые показания. Но и такая ситуация, разумеется, не гарантирует полной откровенности обвиняемого. Он может добросовестно заблуждаться, ошибаться, неправильно понимать сущность тех или иных событий, наконец, обвиняемый, чистосердечно признавая свою вину, может подсознательно стремиться к ее преуменьшению. Таким образом, подготовка следователя к допросу даже в бесконфликтной ситуации должна включать знание психологии обвиняемого и прогнозирование ошибок, которые он может допустить произвольно или непроизвольно. Прежде всего, это данные об уровне его мышления, умении анализировать явления действительности, состоянии памяти. Такое прогнозирование позволяет следователю предвидеть ошибки в истолковании внутреннего содержания событий, мотивов и целей поведения других людей и собственных побуждений, в описании деталей событий. Учет особенностей обвиняемого (завышенная самооценка, некритичность к собственной личности, недоброжелательное отношение к окружающим) позволяет предвидеть вольное или невольное стремление обвиняемого к смягчению своей вины22.

     На  практике довольно часто встречаются случаи, когда обвиняемый сознательно оговаривает себя или дает ложные признания в несовершенном преступлении, или выдумывает его. Такое состояние требует своего рассмотрения.

     Самооговор  обвиняемого может возникнуть при кажущейся бесконфликтности в ситуации допроса. Его вероятность усиливается, если обвиняемый отличается повышенной внушаемостью, податливостью к внешнему воздействию, неумением отстаивать свою позицию, слабоволием, склонностью к развитию депрессии, апатии, недостаточной выносливостью к психическому напряжению. Установлено, что наиболее типичными мотивами самооговора являются: стремление избавить от наказания действительного виновника (которое формируется под влиянием родственных или приятельских чувств); групповые интересы (как это иногда бывает среди преступников-рецидивистов); угрозы и воздействие заинтересованных лиц в отношении тех, кто находится в какой-либо зависимости от них (наркоман, несовершеннолетний   и т.п.).

     Ложное  признание обычно продиктовано стремлением обвиняемого уклониться от ответственности за более тяжкое преступление. Таким путем он рассчитывает усыпить бдительность, создать себе алиби по другому делу либо доказать наличие обстоятельств, смягчающих или исключающих его ответственность, и т.п. Иногда обвиняемый путем «нагромождения» ложных признаний старается запутать и затянуть расследование, предполагая впоследствии отказаться от своих показаний, когда возможность обнаружения действительно совершенного им преступления будет утрачена или затруднена.

     Ложь  наиболее распространена в сочетании с правдой и в увязке с фактами реальной действительности, которые используются в качестве опорных точек для вымысла либо трансформируются в выгодном для обвиняемого свете: одни из них преднамеренно заменяются другими, производится смещение их во времени или пространстве, тому или иному факту придается иная окраска, по-другому расставляются акценты и т.п. Такие ложные показания, основанные на реальных фактах, требуют тесной увязки и согласования подлинного и вымышленного. Без этого они будут выглядеть недостаточно правдоподобно. Стремление допрашиваемого гражданина придать своим показаниям видимость максимальной правдоподобности протекает часто в условиях дефицита времени и психологического напряжения во время допроса. Это обстоятельство обусловливает возникновение в ложных показаниях неувязок и расхождений при установлении истины.

     Полный  вымысел сравнительно легко опровергается. Детализация и последующая проверка места, времени и других обстоятельств вымышленного события неминуемо ведут к разоблачению лжи.

     Допрос это диалог в борьбе за истину. Силу следователю в 3 этом дают профессиональные знания и практика, большой жизненный опыт, психологические умения и навыки, интуитивная способность к постижению истины. Одно из первых мест здесь занимает психология диалога, при которой системный анализ позволяет выявить использование трех уровней диалоговой формы на предварительном следствии.

     Первый коммуникативный уровень, характерный для процесса общения с подозреваемым (обвиняемым). Это уровень выяснения отношений следователя с допрашиваемым гражданином, когда происходит трансформация различных форм: конфронтация, спор, полемика, психологический контакт, диалог и сотрудничество. Именно благодаря этому следователь может получить уникальную информацию о преступном событии, которой никто другой в данный момент не владеет. Затем встает вопрос о проверке достоверности этой информации и построении общей структуры доказательств по делу.

     Второй уровень реконструктивной деятельности, для которой характерны снятие концептуальной неопределенности, проверка полученного результата (детекция ошибок) и мысленное воспроизводство преступления.

     Третий  — кульминационный  уровень диалога с допрашиваемым лицом; необходим для снятия комплекса противоречий, внутреннего напряжения или разрядки.

Информация о работе Особенности проведения следственных действий