Особенности профессионального самоопределения современных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.
Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.
Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков………………………………………………………………………….
1.2.Мотивация профессионального выбора в подростковом возрасте…………
1.3.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………
Выводы по первой главе…………………………………………………………….
Глава 2. Условия эффективного профессионального самоопределения современных подростков
2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы………………………………………………………………………………...
2.2.Исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков…………………………………………………………….
2.3.Рекомендации по профессиональному самоопределению современных подростков……………………………………………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

особ-ти проф.самоопределения современных подростков.docx

— 82.45 Кб (Скачать)

- следует попробовать  свои силы в выбранной профессии  (в кружках, учебно-производственных  комбинатах и др.);

- сравнить полученные  знания о профессии со своими  возможностями, посоветоваться в  родителями, учителями, врачами,  психологом, получить квалифицированную профконсультацию;

- при отсутствии указанного  соответствия найти запасной  вариант профессионального выбора;

- выбрав для себя будущую  профессию, необходимо проявлять  настойчивость в реализации намерения  и овладения профессией.

Необходимо избегать типичных ошибок и затруднений при выборе профессии:

- отношение к выбору  профессии как к выбору пожизненного  пристанища, ориентации сразу на  профессию высокой квалификации;

- выбор профессии «за  компанию», чтобы не отстать  от друзей;

- увлечение только внешней  или какой-либо частной стороной  профессии;

- устарелые представления  о характере труда в некоторых  сферах производства;

- неумение разбираться  в своих личных качествах, склонностях,  способностях;

- незнание или недооценка  своих физических особенностей, недостатков, существенных при  выборе профессии. 

Психолого-педагогические рекомендации профессионального самоопределения:

1. Вопрос  личностного и профессионального самоопределения подростков в процессе выбора  профильного класса сложен и многоаспектен. Подростка   необходимо   готовить  к  тому,  чтобы он смог стать подлинным

субъектом своего профессионального  и личностного самоопределения.

2. Часто учащиеся показывает практически одинаковые результаты по двум, а иногда и по трём направлениям   (Человек - Знаковая система и Человек - Техника или Человек - Знаковая система, Человек - Художественный образ и Человек - Человек). При работе с такими подростками психологу важно выдержать мораторий, дать учащимся время для выбора. Необходимо также учитывать, что многие современные профессии,  по сути, междисциплинарны. Для их освоения человек должен овладеть комплексом разнообразных умений, навыков, компетенций, включая знание современных технологий.

3. Профильное обучение является способом реализации личностно- ориентированного подхода в современном образовании. Профильная школа создаёт пространство самоопределения учащихся, способствует более осознанному построению жизненной и профессиональной перспективы старшеклассников, позволяет учитывать профессиональные склонности  и предпочтения подростков, их способности и намерения в плане построения  профессиональной перспективы.

4. Предпрофильная подготовка - это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. На этом этапе особенно    важен системный подход, взаимодействие всех участников образовательного процесса,  чёткость и согласованность педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности.

5. Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т.е.  первого профессионального выбора - одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того, чтобы учащиеся смогли сделать действительно самостоятельный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Мы считаем, что начинать такую работу следует с 7 класса.

6. Очевидна необходимость создания в  общеобразовательной школе продуманной системы  профориентации, способствующей формированию у учащихся готовности к  профессиональному самоопределению уже на   этапе   выбора профиля обучения.

 

 

 

Выводы по второй главе

Профессиональное самоопределение  подростков в настоящее время является социально-педагогической проблемой.

Мы рассмотрели профориентацию как основной метод работы по профессиональному  самоопределению школьников.

Для подтверждения нашей  гипотезы нами было проведено исследование особенностей профессионального самоопределения  современных подростков.

Мы провели три диагностики:

- Методика ДЖ. Голланда. «Определение типа личности», направленная на определение профессионального типа личности;

- Методика «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, направленная на определение направленности человека;

- Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, предназначенная для отбора на различные типы профессий.

По результатам проведения методик мы выяснили, что большинство  испытуемых ребят отдают предпочтения профессиям, связанным с техникой, вычислениями и художественным профессиям. Меньшей же популярностью пользуются профессии, связанные с природой.

После проведения  диагностических  методик нами был проведён комплекс развивающих занятий, направленных на расширение представления подростков о мире профессий, на сопоставление  своих интересов и склонностей, личностных качеств с различными профессиями для профессионального  самоопределения.

  На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные рекомендации.

 

 

 

 

 

Заключение 

 


Информация о работе Особенности профессионального самоопределения современных подростков