Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.
Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.
Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков………………………………………………………………………….
1.2.Мотивация профессионального выбора в подростковом возрасте…………
1.3.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………
Выводы по первой главе…………………………………………………………….
Глава 2. Условия эффективного профессионального самоопределения современных подростков
2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы………………………………………………………………………………...
2.2.Исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков…………………………………………………………….
2.3.Рекомендации по профессиональному самоопределению современных подростков……………………………………………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………
- следует попробовать
свои силы в выбранной
- сравнить полученные
знания о профессии со своими
возможностями, посоветоваться
- при отсутствии указанного
соответствия найти запасной
вариант профессионального
- выбрав для себя будущую
профессию, необходимо
Необходимо избегать типичных ошибок и затруднений при выборе профессии:
- отношение к выбору
профессии как к выбору
- выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей;
- увлечение только внешней
или какой-либо частной
- устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства;
- неумение разбираться
в своих личных качествах,
- незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Психолого-педагогические рекомендации
профессионального
1. Вопрос личностного и профессионального самоопределения подростков в процессе выбора профильного класса сложен и многоаспектен. Подростка необходимо готовить к тому, чтобы он смог стать подлинным
субъектом своего профессионального и личностного самоопределения.
2. Часто учащиеся показывает практически одинаковые результаты по двум, а иногда и по трём направлениям (Человек - Знаковая система и Человек - Техника или Человек - Знаковая система, Человек - Художественный образ и Человек - Человек). При работе с такими подростками психологу важно выдержать мораторий, дать учащимся время для выбора. Необходимо также учитывать, что многие современные профессии, по сути, междисциплинарны. Для их освоения человек должен овладеть комплексом разнообразных умений, навыков, компетенций, включая знание современных технологий.
3. Профильное обучение является способом реализации личностно- ориентированного подхода в современном образовании. Профильная школа создаёт пространство самоопределения учащихся, способствует более осознанному построению жизненной и профессиональной перспективы старшеклассников, позволяет учитывать профессиональные склонности и предпочтения подростков, их способности и намерения в плане построения профессиональной перспективы.
4. Предпрофильная подготовка - это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. На этом этапе особенно важен системный подход, взаимодействие всех участников образовательного процесса, чёткость и согласованность педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности.
5. Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т.е. первого профессионального выбора - одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того, чтобы учащиеся смогли сделать действительно самостоятельный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Мы считаем, что начинать такую работу следует с 7 класса.
6. Очевидна необходимость создания в общеобразовательной школе продуманной системы профориентации, способствующей формированию у учащихся готовности к профессиональному самоопределению уже на этапе выбора профиля обучения.
Выводы по второй главе
Профессиональное
Мы рассмотрели профориентацию как основной метод работы по профессиональному самоопределению школьников.
Для подтверждения нашей
гипотезы нами было проведено исследование
особенностей профессионального
Мы провели три диагностики:
- Методика ДЖ. Голланда. «Определение типа личности», направленная на определение профессионального типа личности;
- Методика «Изучение направленности личности» В. Смекала и М. Кучера, направленная на определение направленности человека;
- Методика «Дифференциально-
По результатам проведения методик мы выяснили, что большинство испытуемых ребят отдают предпочтения профессиям, связанным с техникой, вычислениями и художественным профессиям. Меньшей же популярностью пользуются профессии, связанные с природой.
После проведения диагностических
методик нами был проведён комплекс
развивающих занятий, направленных
на расширение представления подростков
о мире профессий, на сопоставление
своих интересов и склонностей,
личностных качеств с различными
профессиями для
На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные рекомендации.
Заключение
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения современных подростков