Особенности профессионального самоопределения современных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.
Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.
Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков………………………………………………………………………….
1.2.Мотивация профессионального выбора в подростковом возрасте…………
1.3.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………
Выводы по первой главе…………………………………………………………….
Глава 2. Условия эффективного профессионального самоопределения современных подростков
2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы………………………………………………………………………………...
2.2.Исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков…………………………………………………………….
2.3.Рекомендации по профессиональному самоопределению современных подростков……………………………………………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

особ-ти проф.самоопределения современных подростков.docx

— 82.45 Кб (Скачать)

Особенности профессионального  самоопределения современных подростков

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….

Глава 1. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема

1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков………………………………………………………………………….

1.2.Мотивация профессионального выбора в подростковом возрасте…………

 1.3.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………

Выводы по первой главе…………………………………………………………….

Глава 2. Условия эффективного профессионального самоопределения  современных подростков

2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы………………………………………………………………………………...

2.2.Исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков…………………………………………………………….

2.3.Рекомендации по профессиональному самоопределению современных подростков……………………………………………………………………………

Выводы по второй главе…………………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Актуальность исследования: Современная нестабильная социально-экономическая ситуация, возрастание безработицы и образование рынка труда, резкая переориентация с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие требуют улучшения подготовки профессионально компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистов, способных в короткое время овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и перестроить свою деятельность.

          Данная проблема определенным образом связана с профессиональной ориентацией и подготовкой учащихся к профессиональному самоопределению, поскольку наличие рынка труда, а также отсутствие социальной защищенности личности требуют от выпускников школ способности быстрой адаптации к окружающей социально-экономической среде. Без этого становится все труднее выбрать путь продолжения своего образования, приобрести желаемую профессию и обрести работу.

          В школьные годы проявляются и развиваются различные интересы и склонности, закладываются основы общего и профессионального развития личности. Исследованиями психологов доказано, что в ранней юности формируется одно из стержневых качеств личности – профессиональное самоопределение.

          В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение условий для самореализации личности, а общеобразовательная подготовка призвана обеспечивать успешное овладение профессиональными знаниями и умениями.

          Рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость более раннего профессионального самоопределения школьников. К моменту окончания основной школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определен путь дальнейшего продолжения образования. Однако исследования показывают, что за последнее время возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих профессионального намерения, и оно составляет фактически около 50%.

          Исходя из этого, мы видим, что данная проблема актуальна в современном обществе.

          В связи с этим, темой нашего исследования является: «Особенности профессионального самоопределения современных подростков».

          Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.

          Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.

         Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.

             Гипотеза исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков будет способствовать его эффективному осуществлению, если они будут опираться на индивидуальные и возрастные особенности детей, если они будут учитывать их интересы, основываться на условиях современного рынка труда.

       Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность и особенности профессионального самоопределения подростков.
  2. Раскрыть мотивацию профессионального выбора в подростковом возрасте.
  3. Исследовать особенности профессионального самоопределения современных подростков.
  4. Разработать систему эффективных методов и приёмов, способствующих эффективному профессиональному самоопределению современных

 подростков.

         Методы исследования:

-    теоретический    анализ   научной    литературы     по     теме     исследования

(систематизация, формулировка  выводов, выделение главного);

- эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, проведение сравнительного эксперимента, разработка комплекса занятий по развитию коммуникативных способностей младших школьников.

          Методологическая основа:

          Теоретическая значимость исследования – теоретически обоснована необходимость нового осмысления профессионального самоопределения учащихся в связи с резко изменившийся и постоянно меняющейся ситуацией в образовании и экономике в стране в целом; выделены и теоретически обоснованы основные направления деятельности педагога по оказанию помощи школьнику в профессиональном самоопределении;

          Практическая значимость исследования - разработана комплексная организационно-целевая программа формирования профессионального самоопределения подростков; даны научно-методические рекомендации по подготовке учащихся к профессиональному самоопределению в процессе технического творчества.

          Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из трёх подпунктов; включает введение, выводы по главам, заключение, библиографию, состоящую из 40 литературных источников и 12 приложений. Объём работы - 35 страниц.

          Экспериментальная база исследования: опытно-педагогическая работа была проведена в

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Сущность и  особенности профессионального  самоопределения подростков

          По утверждению Н.С. Пряжникова, определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и представителей других направлений науки.

          Несомненный интерес для развития теории профессионального самоопределения представляют идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также близкие к ним рассуждения В.М.Розина о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства.

          Предлагая концепцию профессионального развития, А. Маслоу выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле. Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», разрабатываемая Д. Сьюпером. Выбор профессии автор рассматривает как событие, но сам процесс профессионального самоопределения - это постоянно чередующиеся акты выбора. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.

          Анализ психологических источников (Е.А. Климов, Г.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.) показывает, что отечественные ученые рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности.

          В зарубежной практике в течение длительного времени господствовали две самостоятельных теории профессионального самоопределения: диагностическая и воспитательная. Диагностическая теория сводила выбор профессии к определению профессиональной пригодности индивида.

Воспитательная     теория      направлена      на      подготовку      личности

к профессиональному самоопределению в соответствии с заранее планируемыми воздействиями.

          В отечественной педагогике многие проблемы профессионального самоопределения долгое время также рассматривались в рамках воспитательной концепции профессиональной ориентации, основы которой были заложены А.Е. Голомштоком и руководимым им коллективом.

          Под руководством В.А. Полякова и С.Н. Чистяковой была разработана принципиально иная концепция, согласно которой основой профорентационной работы должно быть профессиональное самоопределение. Под ним авторы понимают «процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики».

          В публикациях М.В. Ретивых обоснована так называемая развивающая концепция, согласно которой «профессиональное самоопределение можно определить как процесс и результат общего и профессионального развития как субъекта будущей профессиональной деятельности».

          Профессиональное самоопределение связано с процессом профессионального развития личности, под которым К.К. Платонов понимает «процесс развития личности как субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения».

          Обращение к процессу профессионального развития показывает, что он включает в себя четыре основных компонента:

- формирование профессиональных  намерений и осознанный выбор профессии;

- продуктивное усвоение  профессиональных знаний, навыков  и умений;

- активное вхождение в  профессию, социально-профессиональная адаптация;

- развитие профессионального  мастерства и творчества, полная реализация личности в трудовой деятельности.

          Таким образом, профессиональное самоопределение действительно можно

считать    начальным    этапом   профессионального    развития    и   становления

личности.

          Адекватное профессиональное самоопределение является важнейшим условием жизненного самоопределения и успешности профессиональной карьеры человека. Поэтому подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна быть одной из задач общеобразовательной школы.

          Основными задачами профессионального самоопределения подростков являются:

• формирование профессиональной направленности (5 -7 классы);

• формирование профессионального самосознания (8-9 классы).

Рассмотрим эти понятия  подробнее.

          В отечественной психологии впервые направленность выделил в самостоятельную подструктуру личности С.Л. Рубинштейн, отнеся к ней мотивы, потребности, интересы, идеалы. Л.И. Божович показала, что в основе направленности личности лежит устойчиво доминирующая система мотивов.

          Одним из видов направленности является профессиональная направленность, которая уже достаточно хорошо исследована. Различные аспекты направленности рассмотрены в работах Н.Н. Дъяченко, Е.М. Павлютенкова, А.П. Сейтешева, Н.К. Степаненкова, А.С. Ткаченко, П.А. Шавира и др. Анализ их трудов позволяет сделать вывод о том, что формирование профессиональной направленности начинается с возникновения потребности в профессиональном самоопределении, осознания значимости правильного выбора профессии в жизни человека. Эта потребность возникает задолго до выбора конкретной профессии.

          Диапазон возможностей удовлетворения данной потребности чрезвычайно широк. Прежде всего она находит свое выражение в профессиональном интересе. А.П. Сейтешев профессиональный интерес определяет как «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность». Стержневые учебные и познавательные интересы являются основой для формирования профессионального интереса, который с ними взаимосвязан и взаимообусловлен. Успешность формирования профессиональных интересов подростков обеспечивается приобретением ими опыта практической деятельности, приближенной к профессиональной.

          Одной из форм направленности является профессиональный идеал. Он воплощается в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться.

          О реальном содержании профессиональной направленности можно судить по системе мотивов, лежащих в основе субъективного отношения человека к профессии. Под мотивом принято понимать внутреннее побуждение к действию.

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения современных подростков