Особенности профессионального самоопределения современных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.
Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.
Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков………………………………………………………………………….
1.2.Мотивация профессионального выбора в подростковом возрасте…………
1.3.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………
Выводы по первой главе…………………………………………………………….
Глава 2. Условия эффективного профессионального самоопределения современных подростков
2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы………………………………………………………………………………...
2.2.Исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков…………………………………………………………….
2.3.Рекомендации по профессиональному самоопределению современных подростков……………………………………………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

особ-ти проф.самоопределения современных подростков.docx

— 82.45 Кб (Скачать)

Самым сложным изменениям подвергается нервная система. На первом этапе полового созревания (примерно 4-6 классы) активность центров нарастает, но еще не наступила перестройка в деятельности половых желез, не произошли сдвиги в общем состоянии организма. В результате центральная нервная система находится в состоянии большей активности, чем это необходимо, а нередко и в перевозбуждении. Вместе с тем в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением. Поэтому подростки чрезмерно (и к тому же не всегда адекватно) реагируют на внешние воздействия - на обращения к ним взрослых и сверстников, на явления, их окружающие.

Д.Н. Исаев отмечает, что для подростков типично болезненное внимание к  представлению о норме в отношении  параметров тела, пропорций тела, состояния  кожи, размеров молочных желез или  половых органов. Подростки обычно необъективны в представлении о  своем весе и форме тела. Для  них значима реакция окружающих на изменения их тела. Неадекватное, неловкое или оскорбительное поведение  взрослых может приводить к кризисам, которые затем отрицательно скажутся на сексуальном развитии, ощущении самоидентичности и авторитета.

Кроме того в подростковом возрасте происходят половое созревание и  половая идентификация. Половая идентификация, то есть определенная мужская

или женская половая отнесенность. Это сопровождается внезапным увеличением  роста, возмужанием организма, развитием  вторичных половых признаков. Отношение  к подобным изменениям у подростков также неоднозначны. Очень часто подростки испытывают двойственное чувство к проявлениям своего физического взросления – чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливостью к собственному телу.

Внимание подростка характеризуется  не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Леванова Е.А., Прихожан А.М.,Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б и др. отмечают, что основной особенностью интеллектуальной деятельности 10-15-летнего подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важной особенностью данного возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления детей. Подростковый возраст сензитивен для развития именно такого мышления.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия  и трудности на этом пути. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется  импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенностью, порождающей  склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам.

Важнейший момент - осознание  подростком своего «я». Самооценка, формирующаяся  под влиянием оценок взрослых и, что  не менее важно, под влиянием результатов собственной деятельности подростков, начинает активно влиять на их поведение, определяя их реакции на воздействия окружающих.

Нереализованные и неправильно  реализованные сексуальность и  сексуальные переживания подростков отрицательно сказываются на состоянии  их психического, соматического и  репродуктивного здоровья.

В подростковом возрасте формируются  нравственные принципы, которыми ребенок начинает руководствоваться в поведении, упорно их отстаивать. С развитием сознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков возникают идеальные образы поведения. У некоторых подростков иногда совмещаются две системы ценностей. Такой ребенок может сочетать высокие нравственные качества с чрезмерным развитием потребностей в материальных ценностях.

Для детей подросткового  возраста теряют свою актуальность отношения  с родителями, учителями и другими  контактирующими с ними взрослыми, а на первый план выходят отношения  со сверстниками.

Подростковое   чувство   взрослости - главным образом новый уровень

притязаний, предвосхищающий  положение, которого подросток фактически еще не достиг. Желание подростка  жить самостоятельной жизнью не подкрепляется  изменением школьного статуса, статуса  в семье и обществе в результате возникает кризис подросткового  возраста суть которого составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции.

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

Подросткам свойственно почти  инстинктивное группирование со сверстниками. Нередко поведение родителей служит основой для этого. Именно отсутствие родительской любви, тепла и ласки, неумение найти нужные слова служат причиной ухода детей на улицу в подростковую среду. Желание быть любимым толкает подростков к преждевременной сексуальной активности.

Для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую  черту. Подростковый возраст без  увлечений подобен детству без игр. Увлечения также могут стать основой нарушений поведения подростков. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих

увлечений.

Реакции, обусловленные сексуальным  влечением составляют важную, но пока еще мало изученную область. Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности - онанизм, петтинг, ранние сексуальные связи, промискуитет, подростковый гомосексуализм и др. Помимо них встречаются нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий).

Проявляя обостренный  интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, как барометр, наиболее тонко воспринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведений конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказалась на личностном становлении подростков.

Современные подростки отдают предпочтение индивидуальному труду  перед коллективным. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, на стремление участвовать в нем для собственного развития и совершенствования, для завоевания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего «я», выработки черт характера, необходимых для самостоятельной жизни. Причем чем старше подросток, тем резче проявляется это стремление к выражению собственной индивидуальности.

Выводы по первой главе

          Проблема выбора  профессионального  и  жизненного  пути  встает  перед человеком в том возрасте, когда он до  конца  не  осознает  всех  отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с  работой,  созданием  семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным  развитием.

          Выбор   профессии,   или   профессиональное   самоопределение   основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.  Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть,  к  какой  социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.

           Профессиональное самоопределение  рассматривается  как  процесс,  охватывающий  весь   период профессиональной деятельности личности:  от  возникновения  профессиональных намерений до выхода из  трудовой  деятельности.  Итак,  можно  сказать,  что процесс профессионального самоопределения пронизывает  весь  жизненный  путь человека. Однако пиком  этого  процесса  является  акт  принятия  решения  о выборе профессии.

          Ситуация профессионального самоопределения для  школьника  оказывается достаточно сложной. Дело усугубляется  еще  и  тем,  что  большие  трудности доставляет ориентировка в его внутреннем мире, в личных качествах, без  чего сознательное самоопределение как сознательный  процесс  невозможно,  поэтому компетентное педагогическое руководство процессом  самоопределения  является технологически необходимым.

         Современный  этап  социально-экономического   развития   обуславливает необходимость подготовки специалистов по ряду  профессий  и  специальностей.

 

 

 

Глава 2. Условия  эффективного профессионального самоопределения  современных подростков

2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы

Рассмотрим методы и формы работы по профессиональному самоопределению школьников, главным из которых является профориентация.

В социально-экономической  и психологической литературе нет  однозначного определения профориентации. По мнению Н.Н. Захарова «профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание» [40, с. 15].

Специалисты подчеркивают, что профессиональная ориентация детей  должна органически связываться  с их жизненными перспективами и  ценностными ориентациями. «Наиболее  важно знакомить юношей и девушек  с конкретными примерами удачного или неудачного выбора профессии, оказавшего существенное влияние на весь жизненный  путь человека; ознакомить с условиями  труда; учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для  девушек — благоприятные условия  труда; учащиеся (независимо от уровня знаний) нуждаются в специальной  профориентационной информации и консультации (школьная программа этих знаний не обеспечивает, и подавляющее их большинство  выбирает профессию стихийно). Квалифицированная  профессиональная ориентация школьников может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом» [47, с. 178].

Как справедливо считает  Е.И. Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически связана с их жизненными перспективами и ценностными ориентациям. Отсюда вытекает несколько практических рекомендаций:

Профессиональная ориентация не должна, ограничиваться непосредственно  профессиональной сферой, но всегда замыкаться на важнейшие жизненные цели молодежи.

Для формирования реалистичной жизненной перспективы нужно  знакомить юношей и девушек е  конкретными примерами удачных  и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или  иной профессии. Особенно важно звание будущие условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии.

Учитываем, что для юношей при выборе профессии более важен  размер будущей заработной платы, а  для девушек — благоприятные  условия труда. Рабочие профессии  привлекают молодых людей прежде всего возможностью более быстрого достижения самостоятельности и независимости.

Независимо от уровня знаний школьников, они нуждаются в специальной  профориентационной информации. Школьная программа этих знаний не обеспечивает.

Необходимо разъяснять старшеклассникам непосредственную зависимость будущих  профессиональных и жизненных достижений от их готовности к самоотдаче в  труде и самостоятельности в  реализации жизненных целей.

В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и  эмоциональные особенности личности [48, с. 124].

Важным компонентом системы  профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение  – «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях  их получения, оплате труда» [46, с. 205]. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

В настоящее время для  профориентации используется большое  количество тестовых методик, таких  как: «Активизирующий опросник «Перекрёсток» (Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.), «Мотивация профессиональной деятельности (в модификации А. Реана)», «Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»» и т.д. Данные методики, несомненно, имеют множество преимуществ, однако на наш взгляд они не обладают достаточно полными возможностями оценки профессиональной предрасположенности учащегося, так как они построены либо как стимульный материал, для того, чтобы ученик ещё раз смог проанализировать всё многообразие профессий, либо ограничены сугубо дисциплинарными характеристиками.

Различают две основные формы  психологической работы с оптантом: адаптивную и развивающую. При адаптивной форме активность самого оптанта  исключается из процесса принятия решения. Минус этой формы работы в том, что она основывается только на результатах  диагностики, не учитывает изменений  в мире профессий, перспектив развития личности. Развивающая (активизирующая) не исключает активность самого оптанта  и рассматривается как главный  фактор правильного выбора [49, с. 93].

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения современных подростков