Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.
Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.
Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков………………………………………………………………………….
1.2.Мотивация профессионального выбора в подростковом возрасте…………
1.3.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………
Выводы по первой главе…………………………………………………………….
Глава 2. Условия эффективного профессионального самоопределения современных подростков
2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы………………………………………………………………………………...
2.2.Исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков…………………………………………………………….
2.3.Рекомендации по профессиональному самоопределению современных подростков……………………………………………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………
Задачи профориентационной работы полностью совпадают с задачами общеобразовательной школы, обозначенными в Законе об образовании. Это подготовка учащегося к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Она включает следующие виды профориентационной деятельности: профессиональную информацию; профессиональное воспитание; профессиональная консультацию; профессиональная диагностику. Эти четыре составляющих системы профориентационной работы являются главными для школы. Но и о профессиональном отборе, и о профессиональной адаптации, и о рынке труда выпускники школ должны иметь представление. Умелое сочетание всех компонентов профориентации служит основой для научного выбора профессии. Тем более, что формы и методы профориентационной работы могут органично входить в систему учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.
Основные стратегии
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) [50, с. 68]. Допустимые стратегии:
1. Тестологическая (стандартизированные испытания профпригодности).
2. Информационно-просветительская
(главная идея – вооружить
клиента необходимой
3. Рационалистическая. Предполагается,
что профессиональный выбор и
вообще самоопределение можно
"рационально просчитать". Наиболее
популярны сейчас разработка
и использование компьютерных
методов при принятии решения,
что вполне обосновано, но при
условии рассмотрения
4. "Глубинная", психоаналитическая
стратегия, основанная на
5. "Гуманистическая-
6. Организационно-управленческая. В основе – реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта.
7. "Частичные услуги",
предполагающие ограниченную
8. Идеологическая (воспитательная,
мировоззренческая). В основе - предположение
о том, что на жизненные
9. "Принудительная". Подобная
стратегия - для особых случаев,
например: при выборе рода войск
для призывника, при распределении
работ среди заключенных. В
ряде случаев - это выбор профессии
и места работы, которые явно
не соответствуют высокой
10. Активизирующая стратегия,
в основе которой лежит
К нежелательным стратегиям относятся стратегия "обмана" и стратегии "самообмана".
2.2.Исследование
особенностей
Для подтверждения гипотезы нами было проведено исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков. Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 14 г. Саратова с учениками 8 «Б» класса в количестве 20 человек (Приложение 1).
Нами были проведены диагностики на определение типа направленности личности, методика определения типа профессии, а также разработан комплекс эффективных методов успешного профессионального самоопределения подростков.
Первой мы провели методику «Изучение направленности личности» авторов В. Смекала и М. Кучера (Приложение 2). Мы выбрали данную методику потому что она позволяет не только получить ориентировочную информацию о подростке, но также получить его основную жизненную позицию.
По данной методике мы получили следующие результаты: у 60% испытуемых доминирует личностная направленность. Эти люди чаще всего бывают заняты самими собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагируют на потребности людей вокруг себя. В работе видят прежде всего возможность удовлетворить свои притязания. У 25% респондентов доминирующей является коллективистская направленность, то есть направленность на взаимные действия. Такие люди обычно проявляют интерес к совместной деятельности; и у 15% опрошенных ребят среди всех трех типов выделяется деловая направленность личности. Обычно такие люди стремятся сотрудничать с коллективом и добиваются наибольшей продуктивности группы, а поэтому стараются доказать точку зрения, которую считают полезной для выполнения поставленной задачи (Приложение 3).
Второй мы провели методику «ДДО (Дифференциально - диагностический опросник»)» автора Е.А. Климова (Приложение 4). Данный тест предназначен для того, чтобы подростки смогли определить тип профессии, который наиболее подходит им в зависимости от их интересов, склонностей, темперамента.
По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты: для 5% испытуемых характерен тип профессии «Человек – Природа». Эти люди обладают развитым воображением, наглядно-образным мышлением, хорошей зрительной памятью, наблюдательностью, способностью предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпением, настойчивостью. Для 15% опрошенных ребят характерен тип профессии «Человек – Техника». Такие люди обладают хорошей координацией движений, точным зрительным, слуховым, вибрационным и кинестетическим восприятием; развитым техническим и творческим мышлением и воображением; умением переключать и концентрировать внимание; наблюдательностью. Для 20% респондентов характерен тип профессии «Человек – Человек». Им свойственно стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. Для 25% испытуемых характерен тип профессии «Человек – Знаковая система». Эти люди должны обладать хорошей оперативной и механической памятью; способностью к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошим распределением и переключением внимания; точностью восприятия, умением видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивостью, терпением; логическим мышлением. И для 35% испытуемых характерен тип профессии «Человек – Художественный образ». К этим людям применяются такие требования как: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей (Приложение 5).
Третьей, заключительной мы провели методику ДЖ. Голланда «Определение типа личности» (Приложение 6).
По результатам этой методики мы получили следующие данные: для 15% испытуемых характерен реалистический (практический) профессиональный тип личности. Такие люди любят заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентированы на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдают предпочтение занятиям, требующим ручных умений ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Коммуникативные навыки требуются минимально. У 10% респондентов преобладает интеллектуальный тип направленности личности. Такие люди сообразительны, наблюдательны, независимы, оригинальны, обладают нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль. У 15% опрошенных доминирует социальный профессиональный тип личности. Эти люди активны, общительны, эмоциональны, чувствительны. Обладают развитыми словесными способностями. Умеют устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главное содержание труда — взаимодействие с людьми. Для 20% испытуемых характерен стандартный (конвенциальный) профессиональный тип личности. Такие люди усидчивые, исполнительные, дисциплинированные, аккуратные. Отдают предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любят решать типичные задачи. Предпочитают профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь, нотариус). У 15% респондентов преобладает предприимчивый профессиональный тип личности. Такие люди находчивы, практичны, подвижны, инициативны, азартны. Любят риск, стремятся к лидерству, любят быть на виду. Не любят занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны (следователь, журналист, политик и т.п.). И, наконец, у 25% опрошенных доминирует артистический профессиональный тип личности. Для них свойственна высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Они пластичны, гибки, проницательны. В отношениях с людьми опираются на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Они предпочитают занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер и т.п.) (Приложение 7).
После проведения методик нами был проведен комплекс развивающих занятий, целью которых было формирование образа-Я участников группы путем самоанализа и получения обратной связи; расширение представлений учащихся о мире разнообразных профессий, о требованиях к личности представителей той или иной профессии; соотнесение собственных личностных качеств, образа-Я участников группы с различными профессиями, для профессионального самоопределения учащихся (Приложение 8). В этот комплекс входили такие упражнения как «Автопортрет» с целью - дать возможность участникам задуматься о своем Я, осознать свои сильные и слабые стороны; «Профессия на букву…», с целью расширить представления учащихся о мире разнообразных профессий; активизировать группу; «Кто есть кто?», цель которого дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге и другие.
На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные рекомендации.
2.3.Рекомендации
по профессиональному
Рекомендации для старшеклассников по профессиональному самоопределению.
Трудности профессионального
самоопределения возникают
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у ребёнка способноти, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом подростка. Скажем, если он общителен - ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Необходимо помнить, что профессиональное самоопределение – это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации.
Нужно учитывать правила выбора профессии:
- необходимо изучить как
можно больше профессий,
- важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, черты характера, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.);
- следует выбрать наиболее подходящую вам профессию;
- следует подробно изучить
выбранную профессию:
Информация о работе Особенности профессионального самоопределения современных подростков