Особенности профессионального самоопределения современных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс профессионального самоопределения современных подростков.
Предмет исследования – методы и приёмы профессионального самоопределения современных подростков.
Цель исследования – выявить особенности профессионального самоопределения современных подростков и разработать комплекс эффективных методов и приёмов, способствующих его эффективному осуществлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков………………………………………………………………………….
1.2.Мотивация профессионального выбора в подростковом возрасте…………
1.3.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………
Выводы по первой главе…………………………………………………………….
Глава 2. Условия эффективного профессионального самоопределения современных подростков
2.1. Методы и формы профориентационной работы с подростками в условиях школы………………………………………………………………………………...
2.2.Исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков…………………………………………………………….
2.3.Рекомендации по профессиональному самоопределению современных подростков……………………………………………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

особ-ти проф.самоопределения современных подростков.docx

— 82.45 Кб (Скачать)

Задачи профориентационной работы полностью совпадают с  задачами общеобразовательной школы, обозначенными в Законе об образовании. Это подготовка учащегося к обоснованному  выбору профессии, удовлетворяющему как  личные интересы, так и общественные потребности. Она включает следующие  виды профориентационной деятельности: профессиональную информацию; профессиональное воспитание; профессиональная консультацию; профессиональная диагностику. Эти  четыре составляющих системы профориентационной работы являются главными для школы. Но и о профессиональном отборе, и о профессиональной адаптации, и о рынке труда выпускники школ должны иметь представление. Умелое сочетание всех компонентов профориентации служит основой для научного выбора профессии. Тем более, что формы и методы профориентационной работы могут органично входить в систему учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Основные стратегии организации  профориентационной помощи

Традиционно выделяют две  основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы (которые мало представлены в профориентационной литературе) [50, с. 68]. Допустимые стратегии:

1. Тестологическая (стандартизированные испытания профпригодности).

2. Информационно-просветительская (главная идея – вооружить  клиента необходимой информацией,  а там уж он "сам разберется").

3. Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и  вообще самоопределение можно  "рационально просчитать". Наиболее  популярны сейчас разработка  и использование компьютерных  методов при принятии решения,  что вполне обосновано, но при  условии рассмотрения компьютера  только как вспомогательного  средства.

4. "Глубинная", психоаналитическая  стратегия, основанная на выявлении  "внутренних" стремлений самоопределяющегося  человека и направление этих  стремлений в позитивное русло  (через сублимацию и т.п.).

5. "Гуманистическая-психотерапевтическая", основанная на уважитель-ном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека.

6. Организационно-управленческая. В основе – реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта.

7. "Частичные услуги", предполагающие ограниченную помощь, например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме "частичных услуг", т.к. не всегда возможно оказать полноценную помощь.

8. Идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение  о том, что на жизненные выборы  оказывают сильное влияние господствующие  в обществе идеи.

9. "Принудительная". Подобная  стратегия - для особых случаев,  например: при выборе рода войск  для призывника, при распределении  работ среди заключенных. В  ряде случаев - это выбор профессии  и места работы, которые явно  не соответствуют высокой квалификации  безработного в условиях развала  производства. На первый план  здесь выходит помощь в обретении  смысла даже в самых непривлекательных  и даже унизительных выборах.

10. Активизирующая стратегия,  в основе которой лежит реальное  взаимодействие с клиентом и  выведение его на уровень субъекта  построения своей жизни. Важным  условием такой стратегии является  активная, творческая позиция самого  профконсультанта, поскольку клиент  и консультант фактически образует  единую систему, и в каком-то  смысле стремятся к тому, чтобы  стать единым субъектом решения  профконсультационной проблемы.

К нежелательным стратегиям относятся стратегия "обмана" и стратегии "самообмана".

 

2.2.Исследование  особенностей профессионального  самоопределения современных подростков

Для подтверждения гипотезы нами было проведено исследование особенностей профессионального самоопределения современных подростков. Наше исследование проводилось на базе  МОУ СОШ № 14 г. Саратова с учениками 8 «Б» класса в количестве  20 человек (Приложение 1).

Нами были проведены диагностики  на определение типа направленности личности, методика определения типа профессии, а также разработан комплекс эффективных методов успешного профессионального самоопределения подростков.

Первой мы провели методику «Изучение направленности личности» авторов В. Смекала и М. Кучера (Приложение 2). Мы выбрали данную методику потому что она позволяет не только получить ориентировочную информацию о подростке, но также получить его основную жизненную позицию.

По данной методике мы получили следующие результаты: у 60% испытуемых доминирует личностная направленность. Эти люди чаще всего бывают заняты самими собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагируют на потребности людей вокруг себя. В работе видят прежде всего возможность удовлетворить свои притязания. У 25% респондентов доминирующей является коллективистская направленность, то есть направленность на взаимные действия. Такие люди обычно проявляют интерес к совместной деятельности; и у 15% опрошенных ребят среди всех трех типов выделяется деловая направленность личности. Обычно такие люди стремятся сотрудничать с коллективом и добиваются наибольшей продуктивности группы, а поэтому стараются доказать точку зрения, которую считают полезной для выполнения поставленной задачи (Приложение 3).

Второй мы провели методику «ДДО (Дифференциально - диагностический опросник»)»  автора Е.А. Климова (Приложение 4). Данный тест предназначен для того, чтобы подростки смогли определить тип профессии, который наиболее подходит им в зависимости от их интересов, склонностей, темперамента.

По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты: для 5% испытуемых характерен тип профессии  «Человек – Природа».  Эти люди обладают развитым воображением, наглядно-образным мышлением, хорошей зрительной памятью, наблюдательностью, способностью предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпением, настойчивостью. Для 15% опрошенных ребят характерен тип профессии «Человек – Техника». Такие люди обладают    хорошей координацией движений, точным зрительным, слуховым, вибрационным и кинестетическим восприятием; развитым техническим и творческим мышлением и воображением; умением переключать и концентрировать внимание; наблюдательностью.  Для 20% респондентов характерен тип профессии «Человек – Человек». Им свойственно    стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. Для 25% испытуемых характерен тип профессии «Человек – Знаковая система». Эти люди должны обладать хорошей оперативной и механической памятью; способностью к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошим распределением и переключением внимания; точностью восприятия, умением видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивостью, терпением; логическим мышлением. И для 35% испытуемых характерен  тип профессии «Человек – Художественный образ». К этим людям применяются такие требования как: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей (Приложение 5).

Третьей, заключительной мы провели методику ДЖ. Голланда «Определение типа личности» (Приложение 6).

По результатам этой методики мы получили следующие данные: для 15% испытуемых характерен реалистический (практический) профессиональный тип личности. Такие люди любят заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентированы на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдают предпочтение занятиям, требующим ручных умений ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Коммуникативные навыки требуются минимально. У 10% респондентов преобладает интеллектуальный тип направленности личности. Такие люди сообразительны, наблюдательны, независимы, оригинальны, обладают нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль. У 15% опрошенных доминирует социальный профессиональный тип личности. Эти люди активны, общительны, эмоциональны, чувствительны. Обладают развитыми словесными способностями. Умеют устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главное содержание труда — взаимодействие с людьми.  Для 20% испытуемых характерен стандартный (конвенциальный) профессиональный тип личности. Такие люди усидчивые, исполнительные, дисциплинированные, аккуратные. Отдают предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любят решать типичные задачи. Предпочитают профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь, нотариус). У 15% респондентов преобладает предприимчивый профессиональный тип личности. Такие люди находчивы, практичны, подвижны, инициативны, азартны. Любят риск, стремятся к лидерству, любят быть на виду. Не любят занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми — многочисленны (следователь, журналист, политик и т.п.). И, наконец, у 25% опрошенных доминирует артистический профессиональный тип личности. Для них свойственна высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Они пластичны, гибки, проницательны. В отношениях с людьми опираются на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Они предпочитают занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер и т.п.) (Приложение 7).

После проведения методик  нами был проведен комплекс развивающих  занятий, целью которых было формирование образа-Я участников группы путем самоанализа и получения обратной связи; расширение представлений учащихся о мире разнообразных профессий, о требованиях к личности представителей той или иной профессии; соотнесение собственных личностных качеств, образа-Я участников группы с различными профессиями, для профессионального самоопределения учащихся (Приложение 8). В этот комплекс входили такие упражнения как «Автопортрет» с целью - дать возможность участникам задуматься о своем Я, осознать свои сильные и слабые стороны; «Профессия на букву…», с целью расширить представления учащихся о мире разнообразных профессий; активизировать группу; «Кто есть кто?», цель которого дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге и другие.

На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные  рекомендации.

 

2.3.Рекомендации  по профессиональному самоопределению  современных подростков

Рекомендации  для старшеклассников по профессиональному   самоопределению.

Трудности профессионального  самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Вторая категория ребят очень  активна и в учебе, и в различных  других формах активности. Им интересно  все, они посещают одновременно три  кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у  них все получается. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Психологи считают, что при  выборе профессии очень важно  соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия  должна быть интересна.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально  важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая  определенную профессию, важно осознать, есть ли у ребёнка способноти, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой  профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим  типом подростка. Скажем, если он общителен - ему больше подойдут профессии, связанные  с многочисленными контактами, а  если эмоционально неустойчив - не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение  длительного времени.     Необходимо помнить, что  профессиональное   самоопределение  – это самостоятельное  и осознанное нахождение смыслов  выбираемой работы и всей жизнедеятельности  в конкретной социально-экономической  ситуации.

Нужно учитывать правила  выбора профессии:

- необходимо изучить как  можно больше профессий, определить какие профессии и специальности необходимы в регионе, где вы проживаете;

- важно изучить самого  себя (интересы, склонности, способности,  черты характера, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.);

- следует выбрать наиболее  подходящую вам профессию;

- следует подробно изучить  выбранную профессию: определить  форму профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые  профессией к человеку;

Информация о работе Особенности профессионального самоопределения современных подростков