Особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и основные пути его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.

Задачи исследования:

- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;

-определить критерии сформированности познавательного интереса;

- рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста

1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте

1.3 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста

2.1 Организация психолого-педагогического исследования

2.2 Методики исследования

3. Результаты эмпирического исследования

3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"

3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами"

3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"

3.4 Результаты методики "Задания с предметами быта"

3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Работа содержит 1 файл

машина курсовая.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

3. Задание  с соотнесением предметов. Предложите  ребенку по вашему выбору задания,  для успешного выполнения которых  требуется учет размера предмета  и соотнесение размеров двух  предметов. К числу таких заданий  могут быть отнесены: собирание  пирамиды, складывание разных по  размеру цилиндров, чашек, матрешек  и пр., один в другой, или наоборот, выстраивание из таких элементов  высоких фигур. Продемонстрируйте  ребенку правильно собранную  модель, а затем попросите его  сделать такую же. В более сложных  пробах модель разрушают на  глазах у ребенка и просят  его помочь собрать ее снова.  В течение нескольких минут  следует воздерживаться от подсказки  и наблюдать за самостоятельной  работой ребенка. Отмечают особенности  самостоятельных действий, а также  особенности сопровождающей их  речи.

Нормативы: 1 год – снимает кольца с пирамидки;

15 мес.  – пытается нанизывать кольца  пирамидки;

18 мес.  – собирают пирамидку без учета  размера колец;

2 года  – вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов;

2,5 года  – хорошо вкладывает цилиндры  и чашки, работая, как правило,  методом проб и ошибок, может  вложить две матрешки одна  в другую;

3 года  – легко выполняет задания  на вкладывание, ориентируясь  на размер, пытается строить вертикальные  модели, удерживает задачу, понимает  ошибки, усваивает помощь; при помощи  взрослого может вложить четыре  матрешки одна в другую, собирает  пирамидку с учетом размера  колец, но иногда игнорирует  различия между верхом и низом  колец;

3,5 года  – строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень  легко усваивает помощь, ориентируется  на размер, самостоятельно собирает  пять матрешек в одну, правильно  собирает пирамидку.

Задания демонстрируют способность организовать и осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить  их, выявить определенное понимание  заданий и путей их решения, как  методом проб и ошибок, так и  на основе зрительного сравнения  и дифференциации размеров объектов. В процессе выполнения заданий очень  хорошо проявляется обучаемость ребенка.

4. Задания  с предметами быта.

Дети, воспитывающиеся  в условиях нормальной семьи, начиная  со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявив ребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенное действие.

Нормативы: 15 мес. – подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетки из бутылочки, рисует каракули карандашами, проявляет интерес к книге;

       18 мес. – снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия: если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем предметы поменять местами, он находит игрушку на новом месте.

      2 года – запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу – каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий.

     2,5 года – подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

     3 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого. 
 
 
 
 
 
 
 
 

               3. Результаты психолого-педагогического исследования 

3.1 Результаты методики "Задания  с кубиками"

     По предлагаемой методике выяснялись способности производить пространственные дифференцировки, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга. 

Код 2 баллов –  отказ

выполнять задания

3 балла –  ниже нормы  4 балла – возрастная

          норма

     5 баллов –

  выше нормы

01 - - 4 -
02 - - 4 -
03 - - 4 -
04 - 3 - -
05 - - - 5
   Итог 0 3 8 5
     В % 0% 20% 60% 20%
 

 Экспериментальные данные диагностики по заданиям с кубиками :

Анализ  полученных данных по заданиям с кубиками говорит о том, что соответствует  возрастной норме или развиты  выше нормы большинство детей  – 80%, или 4 детей из 5 обследованных. 

Рис.1. Диаграмма  результатов выполнения задания  с кубиками 

3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами" 

По предлагаемой методике выяснялась возможность организации  действий в соответствии с представлениями  о форме предметов. 

Данные  диагностики по заданиям с геометрическими  формами 

Код 2 балла –  отказ

 выполнять 

задания

  3 балла – ниже

        нормы

4 балла –  возрастная

           норма

 5 баллов – выше

        нормы

01 - 3 - -
02 - - - 5
03 - - 4 -
04 2 - - -
05 - - 4 -
Итог 2 3 8 5
В % 20% 20% 40% 20%
 

        Анализ полученных данных по заданиям с геометрическими формами говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы большинство детей – 60%, или 3 детей из 5 обследованных. 

Рис.2. Диаграмма  результатов выполнения задания  с формами 

3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"

Код 2 балла –  отказ 

выполнять задания

3 балла –  ниже 

нормы

4 балла –  возрастная

          норма

   5 баллов – выше

        нормы

01 - 3 - -
02 - - 4 -
03 - - 4 -
04 - 3 - -
05 - - - 5
Итог - 3 8 5
В % 0% 40% 40% 20%
 

По предлагаемой методике выяснялась возможность выполнения заданий детьми на основе зрительного  сравнения и дифференциации размеров объектов. 

Данные  диагностики по заданиям с соотнесением предметов 

    Анализ полученных данных по заданиям с соотнесением предметов говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы также большинство детей – 60%, или 3 детей из 5 обследованных.

Рис.3. Диаграмма  результатов выполнения задания  с формами 

3.4Результаты методики "Задания с предметами быта"

По предлагаемой методике выяснялось умение выполнять  системы действий, адекватные специфическим  предметам быта. 

           Данные диагностики по заданиям с предметами быта

Код 2 балла –  отказ выполнять задания 3 балла –  ниже нормы 4 балла –  возрастная норма 5 баллов –  выше нормы
01 - - 4 -
02 - - - 5
03 - - 4 -
04 - 3 - -
05 - - - 5
Итог 0 3 8 5
В % 0% 20% 40% 40%
 

     Анализ полученных данных по заданиям с предметами быта говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы большинство детей – 80%, или 4 детей из 5 обследованных. 

Рис.4. Диаграмма  результатов выполнения задания  с предметами быта 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста 

Информация о работе Особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и основные пути его формирования