Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;
- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;
-определить критерии сформированности познавательного интереса;
- рассмотреть методики формирования познавательного интереса.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста
1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте
1.3 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте
2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста
2.1 Организация психолого-педагогического исследования
2.2 Методики исследования
3. Результаты эмпирического исследования
3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"
3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами"
3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"
3.4 Результаты методики "Задания с предметами быта"
3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
3. Задание
с соотнесением предметов.
Нормативы: 1 год – снимает кольца с пирамидки;
15 мес. – пытается нанизывать кольца пирамидки;
18 мес.
– собирают пирамидку без
2 года – вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов;
2,5 года
– хорошо вкладывает цилиндры
и чашки, работая, как правило,
3 года
– легко выполняет задания
на вкладывание, ориентируясь
на размер, пытается строить вертикальные
модели, удерживает задачу, понимает
ошибки, усваивает помощь; при помощи
взрослого может вложить
3,5 года – строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер, самостоятельно собирает пять матрешек в одну, правильно собирает пирамидку.
Задания
демонстрируют способность
4. Задания с предметами быта.
Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявив ребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенное действие.
Нормативы: 15 мес. – подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетки из бутылочки, рисует каракули карандашами, проявляет интерес к книге;
18 мес. – снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия: если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем предметы поменять местами, он находит игрушку на новом месте.
2 года – запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу – каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий.
2,5 года – подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
3 года - подражает большому количеству
действий взрослых с предметами быта,
в игре исполняет роль, одевается самостоятельно,
застегивает пуговицы, завязывает шнурки
при небольшой помощи взрослого.
3. Результаты психолого-
3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"
По предлагаемой методике выяснялись
способности производить пространственные
дифференцировки, вычленять элементы
и правильно ориентировать их друг относительно
друга.
|
Экспериментальные данные диагностики по заданиям с кубиками :
Анализ
полученных данных по заданиям с кубиками
говорит о том, что соответствует
возрастной норме или развиты
выше нормы большинство детей
– 80%, или 4 детей из 5 обследованных.
Рис.1. Диаграмма
результатов выполнения задания
с кубиками
3.2
Результаты методики "Задания
с геометрическими формами"
По предлагаемой
методике выяснялась возможность организации
действий в соответствии с представлениями
о форме предметов.
Данные диагностики по заданиям с геометрическими формами
|
Анализ полученных данных по заданиям
с геометрическими формами говорит о том,
что соответствует возрастной норме или
развиты выше нормы большинство детей
– 60%, или 3 детей из 5 обследованных.
Рис.2. Диаграмма
результатов выполнения задания
с формами
3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"
|
По предлагаемой
методике выяснялась возможность выполнения
заданий детьми на основе зрительного
сравнения и дифференциации размеров
объектов.
Данные
диагностики по заданиям с соотнесением
предметов
Анализ полученных данных по заданиям с соотнесением предметов говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы также большинство детей – 60%, или 3 детей из 5 обследованных.
Рис.3. Диаграмма
результатов выполнения задания
с формами
3.4Результаты методики "Задания с предметами быта"
По предлагаемой
методике выяснялось умение выполнять
системы действий, адекватные специфическим
предметам быта.
Данные диагностики по заданиям с предметами быта
|
Анализ полученных данных по заданиям
с предметами быта говорит о том, что соответствует
возрастной норме или развиты выше нормы
большинство детей – 80%, или 4 детей из
5 обследованных.
Рис.4. Диаграмма
результатов выполнения задания
с предметами быта
3.5
Рекомендации по организации
занятий по развитию
познавательной сферы
с детьми раннего возраста