Особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и основные пути его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.

Задачи исследования:

- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;

-определить критерии сформированности познавательного интереса;

- рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста

1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте

1.3 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста

2.1 Организация психолого-педагогического исследования

2.2 Методики исследования

3. Результаты эмпирического исследования

3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"

3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами"

3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"

3.4 Результаты методики "Задания с предметами быта"

3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Работа содержит 1 файл

машина курсовая.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

Детей на втором году жизни надо учить  отыскивать нужные им предметы. Для  этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: "Я спрячу, а ты поищи". Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых  ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф), по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов  одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины) . Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.

После 1года 6 мес. малыши овладевают умением  понимать сюжет или несколько  взаимосвязанных действий. Чтобы  научить этому, используют показы-инсценировки. С детьми надо разговаривать не только о том, что они видят в данный момент, но и о хорошо знакомом по прошлому опыту, например, о том, что  видели на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях ("Кошка спит и девочка спит. Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке"). Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.

В этом возрасте важно также научить  ребенка выполнять поручения  взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения  детей.

На втором году жизни у детей начинает формироваться  способность обобщения. Это мысленное  выделение общего в предметах  и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала  дети обобщают предметы по внешним  более ярким признакам: кисой  называют кошку, любую мягкую игрушку  и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под  влиянием объяснений взрослых способность  к обобщению развивается: в конце  второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним  признакам, но и по их назначению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем  развития мышления у детей.

Развитию  функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п.

В разговоре  с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов  и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные  действия.

Наблюдая  за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные  пояснения взрослых, ребенок все  больше познает окружающее, ориентируется  в нем, осмысливает доступные  его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в  процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование  психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Проблема  развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в  детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. 

2. Организация и  методы исследования  познавательной деятельности  детей раннего  дошкольного возраста 

2.1 Организация психолого-педагогического исследования

С целью  практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы "Особенности познавательного  развития детей раннего возраста" было проведено эмпирическое исследование.

Цель  исследования: изучить особенности  познавательного интереса у детей  раннего возраста и определить основные пути его формирования.

Объект  исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей  раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес  детей раннего возраста.

Изучение  особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения, развития и воспитания дошкольников раннего  возраста на занятиях по развитию познавательной активности при помощи реализации взаимосвязи  с игрой позволили сформулировать гипотезу исследования: использование  интегрированных занятий по развитию познавательной активности, речи и  сенсорному воспитанию позволит повысить уровень познавательного развития детей.

В соответствии с целью, задачами, гипотезой нами были разработаны следующие этапы  исследования.

Первый  этап – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Второй  этап – подбор экспериментальных  методов исследования.

Третий этап – проведение психолого-педагогического исследования.

Четвертый этап – анализ и интерпретация  результатов исследования.

Пятый этап – рекомендации по результатам  исследования.

Экспериментальная работа была направлена на выявление  познавательной активности детей раннего  возраста.

На основе теоретических и практических исследований было выделено четыре критерия оценки успешности выполнения заданий, которые  основываются на специфике познавательной активности детей раннего дошкольного  возраста.

Уровень развития познавательной сферы был  проанализирован в процессе диагностики  детей раннего возраста, оценивался по следующим критериям:

5 баллов  – высокий уровень развития  познавательной активности, выполняет  задания выше установленной возрастной  нормы.

4 балла  – нормальный уровень, то есть  соответствует возрастной норме.

3 балла  – уровень развития ниже среднего, не соответствует возрастной  норме, однако, принимает участие.

2 балла  – замкнутый, то есть не  реагирует на предложение поиграть.

В эксперименте принимали участие 5 детей раннего  дошкольного возраста – от 2 до 3 лет. 

Данные  экспериментальной группы детей 

Код Имя ребенка Возраст
01 Артем А. 2,5 года
02 Дарина Д. 3 года
03 Гульнара С. 2,5 года
04 Ильдар М. 2 года
05 Эльвина Н. 3 года
 

2.2 Методики исследования

В распоряжении сейчас имеется несколько диагностических  систем и отдельных методик, направленных на диагностику особенностей формирований познавательной сферы детьми дошкольного  возраста.

1. Задания  с кубиками. Предложите ребенку  10 кубиков размером 8 см 2. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других), ворота (один кубик стоит между двумя другими) или лестницу (пять горизонтальных рядов кубиков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на один кубик короче предыдущего, первый ряд из пяти кубиков). Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Нормативы:

15 мес.  – строит башню из двух кубиков,  держит два кубика в одной  руке;

18 мес.  – строит башню из 3-4 кубиков;

2 года  – строит башню из 8 кубиков,  строит по показу поезд без  трубы;

2,5 года  – строит башню из 8 кубиков,  строит по показу поезд, добавляет  трубу;

3 года  – строит башню из 9 кубиков,  копирует с модели поезд, строит  по показу мост.

3,5 года  – копирует мост с модели, выполняет  самые простые задания с кубиками  Кооса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.

4 года  – строит по показу ворота, выполняет самые простые задания  с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера.

4,5 года  – копирует ворота с модели, выполняет самые простые задания  с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного на бумаге в натуральную величину, а чуть более сложные – с такого же образца, но с обозначенными границами между кубиками.

5 лет  – может построить лестницу  по модели, может строить дома  из кубиков, выполняет самые  простые и чуть более сложные  задания с кубиками Кооса, копируя с образца, выполненного на бумаге в уменьшенном масштабе.

Задания демонстрируют возможность выбора системы действий по достижению конкретного  результата, представленного в восприятии, способность к организации целесообразного  поведения и самостоятельному контролю за процессом выполнения задания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки.

2. Задания  с геометрическими формами. Методика "Доски Сегена".

Ребенку предлагается разместить на плоской  доске три геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей  ее контуру ячейкой.

Вынув все три фигуры из соответствующих  им ячеек, предложите ребенку найти  место на доске для круга и  положить круг так, чтобы доска стала  гладкой. Если ребенок выполняет  задание неправильно, проведите  его ручкой по фигуре на доске со словами: "Видишь, получилось как-то неровно, а нужно гладко, сделай гладко". Если ребенок правильно поместит фигуру, медленно переверните доску, сказав ему: "Наблюдай за мной внимательно". Посмотрите, сможет ли он вставить круг на место без ошибки. Если ребенок  справился с заданием, предложите ему остальные фигуры, и в том  случае, если он правильно разложит их по местам, переверните доску  и попросите разместить фигурки опять. Часто бывает необходимо повторить процесс. Это можно сделать 2-3 раза для того, чтобы убедиться в том, что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.

Задания следует начинать с демонстрации ребенку собранной доски, которая  потом у него на глазах "ломается". Ребенка просят "все починить, найти каждому кусочку свое место, так, чтобы стало гладенько". Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком.

Нормативы: 15 мес. – вкладывает круг без показа;

18 мес.  – выполняя задание с самой  простой доской Сегена, вкладывает круг, а на него накладывает две другие фигуры;

2 года  – выполняя задание с самой  простой доской Сегена, размещает все три блока, делает около 4 ошибочных проб;

2,5 года - собирает 2 простые доски Сегена;

3 года  – собирает отдельные фигуры  из элементов.

3,5 года  – может собрать более сложные  доски Сегена, но только после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.

4 года  – может сложить квадрат из  двух половинок, круг из 4 равных  частей, собирает 3 из 4 досок Сегена, самую сложную доску Сегена собирает без предварительной работы над отдельными фигурами частично.

5 лет  – выполняет все задания.

Задания демонстрируют развитие у ребенка  представлений о форме и возможности  организации действий в соответствии с представлениями, способности  производить сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно воспринимать их, устанавливать  между ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственных отношениях и  понимание отношения части и  целого.

Информация о работе Особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и основные пути его формирования