Особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и основные пути его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути его формирования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: познавательный интерес детей раннего возраста.

Задачи исследования:

- рассмотреть характерные особенности детей раннего возраста;

- исследовать освещенность в научной литературе познавательного интереса в психологии и педагогике;

-определить критерии сформированности познавательного интереса;

- рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста

1.1 Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

1.2 Познавательное развитие в дошкольном возрасте

1.3 Формирование познавательного интереса в раннем возрасте

2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста

2.1 Организация психолого-педагогического исследования

2.2 Методики исследования

3. Результаты эмпирического исследования

3.1 Результаты методики "Задания с кубиками"

3.2 Результаты методики "Задания с геометрическими формами"

3.3 Результаты методики "Задания с соотнесением предметов"

3.4 Результаты методики "Задания с предметами быта"

3.5 Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы с детьми раннего возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Работа содержит 1 файл

машина курсовая.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

Развитие  речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год  ребенок приходит почти совсем без  речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью  общения, она появляется для целей  общения и развивается в его  контексте. Потребность в общении  формируется при активном воздействии  взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при  инициативном воздействии взрослого  на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно  отметить бурное развитие следующих  психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой  сферы. 

1.2 Познавательное развитие  в дошкольном возрасте

Педагоги  прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой  психологов под руководством А. Н. Леонтьева  и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся  детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Развитие  познавательной потребности идет неодинаково  у разных детей. У одних она  выражена очень ярко и имеет, так  сказать, "теоретическое" направление. У других она больше связана с  практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное  обогащение опыта ребенка, насыщение  этого опыта новыми знаниями  и сведениями об окружающем, которое  и вызывает познавательную активность  дошкольника. Чем больше перед  ребенком открывающихся сторон  окружающей действительности, тем  шире его возможности для возникновения  и закрепления устойчивых познавательных  интересов.

2. Данную  линию развития познавательных  интересов составляет постепенное  расширение и углубление познавательных  интересов внутри одной и той  же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща  своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний  возраст (1-3 года)

Объектом  познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно  познают мир по принципу: "Что  вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря  манипуляции с предметами, личному  участию ребенка в различных  ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка  за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому  возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического  восприятия мира. Активно формируются  способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом  познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать  отношения сходства - тождества и  различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит  на другую ступень - более высокую  и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития :

- знакомство  с предметами и явлениями, находящимися  за пределами непосредственного  восприятия и опыта детей;

- установление  связей и зависимостей между  предметами, явлениями и событиями,  приводящих к появлению в сознании  ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение  первых проявлений избирательных  интересов детей (именно с этого  возраста целесообразно организовывать  кружковую работу, занятия по  интересам);

- формирование  положительного отношения к окружающему  миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже "большой  мир". В основе детского отношения  к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут  систематизировать накопленную  и полученную информацию, посредством  логических операций устанавливать  связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается  знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки  для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений  между понятиями.

Познавая  различные объекты, события, явления  ребёнок учится не только анализировать  и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать  и классифицировать представления  и понятия. У него появляется потребность  утвердиться в своем отношении  к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего  развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства  ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного  познания и преобразования мира через  освоение умений:

- постановка  цепи и планирование;

- прогнозирование  возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка  результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и  времени, о предметах, явлениях, процессах  и их свойствах, об основных действиях  и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка  формируется познавательное и бережное отношение к миру.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности  осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и  его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания  заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего  успешного обучения: природная детская  любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

Познавательная  активность является природным проявлением  интереса ребёнка к окружающему  миру и характеризуется чёткими  параметрами. Об интересах ребёнка  и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными  предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать  качество и разнообразие обследованных  действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту 

1.3 Формирование познавательного  интереса в раннем  возрасте

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования  предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов  и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала  по образцу, а потом и по слову  ребенок может из двух-трех цветных  шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

В решении  задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во время  бодрствования детей дидактические  игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них  помещался один вид дидактической  игры. Важно следить, чтобы за столами  играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них  следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей  этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить  за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь  методом пассивных движений. Во избежание  утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и  выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить  их на деятельность с другими игрушками.

Обучение  новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз  обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается  по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно.4 Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

Информация о работе Особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и основные пути его формирования